Культурные обмены как фактор международной безопасности

Культурные обмены как фактор международной безопасности

И.П. Пеев, А.В. Щелкунов [1]

Актуальность проблемы

Культурный обмен между народами является неотъемлемым качеством развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в экономическом и политическом отношении государство, не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.

Обмен культурным достоянием между народами является исключительно важным и действенным фактором укрепления международной безопасности. Его роль и значение с каждым годом возрастают, поскольку усиливается динамика общественной жизни, а возникновение мировой паутины привело в последние десятилетия к нарастанию межкультурной коммуникации.

Современный мир переживает сложные и глубокие перемены. Укрепление международной безопасности и мирное развитие по-прежнему остаются приоритетами нынешней эпохи. Миролюбивые устремления, надежда на стабильность и прогресс являются общим чаянием всех стран мира. Однако международная обстановка продолжает оставаться неспокойной. Некоторые застарелые противоречия в течение длительного времени не находят разрешения.

Появились новые угрозы международному миру. Переплетаются факторы традиционных и нетрадиционных угроз безопасности. Логика силы и политика односторонних действий, свидетелями которых мы стали в последние десятилетия, привносят новые элементы нестабильности в наш и без того неспокойный мир. Международный терроризм стал глобальной угрозой и общим мировым злом.

Международный терроризм как глобальная угроза

Можно со всей определённостью утверждать, что после краха тоталитаризма главной опасностью в мире стал международный терроризм.

Терроризм приобрёл международную опасность ещё в конце XX века. Базами терроризма стали целые государства: Пакистан, Афганистан. Во время захвата власти в Кабуле мулла Омар, бывший руководителем талибского Афганистана в 1996-2001 годах, намеревался захватить к началу нового XXI века, как он заявлял, «священные города» мусульман Бухару, Ходжент и Самарканд, а затем пойти в Казахстан и Россию для утверждения «зелёного знамени ислама».

А несколько лет назад на Ближнем Востоке, не без содействия со стороны «Большого брата» из-за Океана, испытавшего на практике силу «управляемого хаоса», возникло террористическое образование ИГИЛ, поставившее своей целью создание пресловутого «мирового халифата».

С конца XX века международный терроризм приобрёл ярко выраженный этно-конфессиональный характер, став основной угрозой существованию не только отдельных государств, но и всей цивилизованной части мира, опробовав в сентябре 2001 года в Нью-Йорке новый вид ведения войны – асимметричную войну.

Эти войны ведут негосударственные структуры против государств и их мирных жителей. Очередной акт такой войны со стороны негосударственных структур практически непредсказуем и часто бывает неотвратим.  В качестве цели нападения используются обычные гражданские объекты, а средствами нападения становятся пассажирские самолёты, как это было в США в 2001 году, или автомобили, как в ряде случаев в России и в некоторых европейских странах, а также обыкновенные почтовые отправления.

Террористические организации рекрутируют исполнителей своих акций из мирных граждан. Как правило, это – безработные, в большинстве своём молодые люди с низким уровнем образования, довольно часто фанатизированные в конфессиональном и националистическом смысле.

Противодействовать этой глобальной угрозе можно только солидарными усилиями международного сообщества, избегая двойных стандартов в оценке деятельности террористических организаций, идеологи которых нередко прибегают к оправданию своих деяний к демагогическим заявлениям о целях национального освобождения.

Как показывает исторический опыт, для решения глобальных проблем, затрагивающих международную безопасность, стабильность и перспективы всеобщего развития, для противодействия общим вызовам, необходимо опираться на солидарные усилия всех государств и народов, укреплять международное сотрудничество.

Все страны, стремясь к процветанию, должны выстраивать свои отношения с другими субъектами международного права на принципах уважения и учёта интересов, поощрения и развития экономических связей и взаимодействия, содействовать культурным обменам и общению.

Культурные обмены как фактор укрепления безопасности

Культурные обмены помогают росту взаимного доверия во всех областях взаимодействия, в том числе и в сфере безопасности, способствуют становлению новых подходов, основанных на равенстве, солидарности и учёте взаимных озабоченностей, благодаря лучшему пониманию интересов и особенностей каждого участника процесса.

Культурные обмены способствуют росту доверия, что, в свою очередь, ведёт к решению спорных вопросов путём диалога и сотрудничества, укреплению и совершенствованию системы международных отношений.

Через культурные обмены всё более отчётливо проявляется общемировая тенденция к формированию многополярного мира. В то же время становится всё более очевидным, что процесс этот исключительно трудный, требующий сложения усилий всего международного сообщества.

Важнейшей особенностью развития современного общества является процесс взаимного проникновения культур, который в конце XX – начале XXI века приобрёл всеобщий характер. Можно сказать, что во многих странах в настоящее время сформировался общественный консенсус по вопросу о праве на существование различных стилей и форм творческого выражения и самовыражения.

Вместе с тем, современные информационные технологии: радио, телевидение, кинематограф, особенно сеть Интернет и другие СМИ, создали возможность для широкой интервенции в общественное поле дурновкусия массовой культуры, что стало характерным признаком культурного пространства в новых государствах, возникших после распада Советского Союза и Варшавского Договора. Для этих государств особую актуальность представляет проблема поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней политике.

В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в историческое небытие больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий.

Расширение открытости России, да и других государств, привело к усилению их зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, коммерциализация культурной сферы, сближение «массовой» и «элитарной» культур.

Этому способствовали также развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объёма информации и скорости её передачи, следствием чего становится снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.

Сегодня не потеряли своей актуальности рекомендации ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» от 26 ноября 1976 года, подчёркивающие, что культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов и что расширение и укрепление культурных обменов, обеспечивающих более полное взаимное ознакомление с достижениями в различных областях культуры, содействует обогащению различных культур при уважении самобытности каждой из них, а также ценности культур других народов, составляющих культурное наследие всего человечества.

Взаимный обмен культурными ценностями с того момента, как он обеспечивается юридическими, научными и техническими условиями, дающими возможность предотвратить незаконную торговлю и нанесение ущерба этим ценностям, является мощным средством укрепления взаимопонимания и взаимного уважения между народами.

Глобализация затронула непосредственно международный культурный обмен. В связи с этим необходимо адекватное теоретическое обеспечение внешней культурной политики, отвечающее существующим потребностям. Однако пока нет оснований говорить о достаточном анализе текущих процессов и прогнозирования будущих.

На примере России и Болгарии мы можем говорить о том, что по-прежнему действует остаточный принцип финансирования культурной сферы.

В условиях, когда происходит всё более активное вовлечение граждан России и Болгарии, других стран на постсоветском пространстве и в Восточной Европе в международный культурный обмен, настоятельной необходимостью становится разработка в рамках культурной политики новых приоритетов международного диалога, базирующихся на принципах равенства всех участников международной коммуникации, вне зависимости от различия их ценностных систем и уровней социального развития, отказ от стремления к доминированию.

В этой связи хотелось бы сказать о том, что дальнейшему развитию культурных обменов мешают рудименты, сохранившиеся от прежней эпохи раздела мира на военно-политические блоки.

Российско-болгарское культурное сотрудничество

В качестве примера, свидетельствующего о серьёзном внимании со стороны государства к проблемам культурного обмена, можно привести деятельность Российского федерального агентства Россотрудничество. Его основной задачей является осуществление содействия установлению и развитию информационных, научно-технических, деловых, гуманитарных и культурных связей России с зарубежными странами через систему своих представительств и центров науки и культуры в других странах мира.

Многообразная деятельность в сфере культурного обмена осуществляется по линии российских неправительственных организаций. Одной из таких НПО является Союз друзей Болгарии (СДБ). Этот Союз в нынешних условиях – наследник и продолжатель созданной в конце 50-х годов XIX века первой российской неправительственной организации – Московского славянского благотворительного комитета. Инициатором его создания и одним из организаторов Комитета был Александр Викторович Рачинский – первый российский вице-консул в Варне.

Регулярные и плодотворные контакты СДБ поддерживает с болгарскими неправительственными организациями: Фондом «Устойчивое развитие Болгарии», Федерацией дружбы с народами России и СНГ, с Национальным движением русофилов и другими. Взаимодействие неправительственных организаций России и Болгарии, имеющих целью вовлечь в процесс сотрудничества в различных сферах общественной жизни широкие слои населения обеих стран, представляет собой исключительно позитивное явление.

В его основе – принцип взаимного уважения и равноправия сторон, стремление использовать всё лучшее, что зарекомендовало себя как наиболее эффективное в деятельности общественных организаций в предшествующий период. Работа этих организаций не преследует каких-то меркантильных интересов и односторонней выгоды и опирается всецело на творчество активной части общества. Благодаря этому удаётся при помощи демократических механизмов проводить свои идеи в жизнь.

Практика показывает, что этой деятельностью, по сути конструктивной и патриотичной, как правило, занимаются люди с высоким уровнем государственного мышления. Побудительные мотивы, которыми они руководствуются, имеют созидательное начало, они восходят к свойственным нашим народам идеалам добра и гуманизма.

Роль и задачи неправительственных организаций

Одним из примеров творческого взаимодействия неправительственных организаций наших стран с использованием новых технологий стал Международный интерактивный конкурс учащихся российских и болгарских школ на тему: «Что вы знаете об участии Болгарии в победе над гитлеровской Германией?», проведённый к юбилею Дня Победы в Великой Отечественной войне при совместном участии Московской организации Союза писателей России и Фонда «Устойчивое развитие Болгарии».

В конкурсе приняли участие школьники почти всех областей Болгарии. Трогательно было читать ответы на серьёзные вопросы учащихся младших классов. Понятно, что свои ответы они готовили с родителями или старшими братьями или сестрами. Но это и хорошо, что таким образом расширился круг участников конкурса. По его итогам одиннадцать болгарских и восемь российских участников были отмечены наградами. Конкурс показал, что современные технологии открывают новые возможности в культурном обмене, участниками которого являются неправительственные организации.

Деятельность неправительственных организаций – это показатель зрелости и уровня развития демократии в обществе. Попытки форсировать процесс, оказывать на него административное давление вызовут обратную реакцию и будут контрпродуктивными.

С другой стороны, внимание и поддержка инициатив неправительственных организаций со стороны государственных органов и муниципальных образований делает их масштабными и общественно эффективными.

С признательностью хотелось бы отметить, что в Варне несколько лет назад родилась новая форма культурного взаимодействия славянских литератур – фестивали поэзии «Славянское объятие».

Поэты – это пророки человечества. Первый поэтический фестиваль прошёл в 2007 году. Его участники – известные поэты Болгарии, Белоруссии, Македонии, Польши, России, Сербии, Словении и Хорватии – создали Международную славянскую литературную и художественную академию, избрав председателем выдающуюся поэтессу современной Болгарии Елку Няголову, которой принадлежит идея проведения поэтических фестивалей. Избрание стало выражением признания её поэтического таланта и организаторских усилий в практическом осуществлении этой идеи.

Проведение столь масштабных мероприятий, как варненские фестивали, было бы невозможным без энергичной поддержки муниципальных властей города. Варна в последние годы превратилась в мегаполис, комфортный для проживания её населения и открытый для многочисленных гостей из разных стран мира.

Символично, что именно поэты славянских стран стали предвестниками объединительных фестивалей, проводимых ежегодно уже в течение одиннадцати лет в дни, когда отмечается память великих славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. За прошедшие годы Фестиваль «Славянское объятие» расширил географические масштабы.

Подобные поэтические праздники стали проводиться в Латвии, Македонии, Польше, Сербии, Словении, России, Республике Сербской и Хорватии. В каждой из этих стран были изданы сотни сборников стихов, переведённых с языков других славянских народов. Всё это обогатило поэтическую сокровищницу славянских литератур и всемирную литературу.

В последние годы настоящим центром культурного взаимодействия Болгарии с Россией и другими славянскими странами стал Санаторно-оздоровительный комплекс (СОК) «Камчия», возглавляемый видным болгарским политическим и общественным деятелем Станкой Шоповой.

Другим примером творческой синергии двух авторов из Болгарии и России стала работа над книгой «Ангел милосердия» российского писателя Анатолия Щелкунова и болгарского учёного, доктора психологических наук, профессора Илии Пеева. Книга издана московским издательством «Спутник +» в марте этого года. Её открывает предисловие, написанное И. Пеевым. В процессе написания книги российский автор поддерживал регулярные контакты с болгарским учёным. Это обогатило его творческую лабораторию новыми сведениями и подходами к изображаемым событиям и литературным героям.

Надеемся, что болгарский и российский читатель по достоинству оценят это произведение, ставшее наглядным примером культурного взаимодействия представителей двух народов.

Оба автора исходят в своём творчестве из того, что в современных условиях подлинно культурный человек в выражении своих мыслей и чувств должен акцентировать внимание не на том, что разделяет народы, а на том, что их объединяет.

В мире накопилось избыточно много отрицательной, разъединяющей народы и сердца людей энергии. Не ковыряние в ранах и смакование трупных останков составляют цель и миссию художника. Этого в истории человечества было предостаточно. А поиск красоты во взаимоотношениях народов и людей, поиск гармонии человеческих взаимоотношений, поиск добра и красоты, поиск энергии, наполняющей человеческие сердца радостью, милосердием и любовью.

Культурные обмены и сотрудничество неправительственных организаций как часть этого общего процесса могут стать существенным фактором противодействия манипуляциям общественным сознанием, идеям глобального сверхобщества и дегуманизации человека.

На встречах и конференциях, в ходе свободных дискуссий и непринуждённого диалога имеется возможность доводить до их участников и средств массовой информации гуманистические ценностные ориентиры, развенчивать двойные стандарты и несостоятельность мифологизированных представлений о прошлом, а также тенденциозность в подходах к различным актуальным проблемам современности.

В наш век единого информационного пространства подобные встречи и дискуссии представляют собой удобное полемическое поле. Тем самым реализуется потенциал структур народной дипломатии как фактора международной безопасности, содействующего усилиям государств в деле защиты национальных интересов и укрепления международного мира.

 

 

1. © Пеев И.П., Щелкунов А.В.