Основы культурной политики Китая

Высшее руководство Китая на протяжении всей многовековой истории страны придавало огромное значение роли и месту культуры в управлении государством. Причем, это в равной степени проявлялось и во внутренней, и во внешней политике.

Не является исключением и пришедшее к власти «пятое поколение» руководителей КНР во главе с избранным на XVIII съезде КПК в ноябре 2012 года генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпинем. Известно, что руководство Китаем осуществляется коллегиальным органом – Постоянным комитетом Политбюро ЦК КПК, на сегодняшний момент состоящим из 7 членов, каждый из которых осуществляет стратегическое руководство соответствующими секторами управления страной. В аппарате ЦК КПК создана Центральная комиссия по руководству деятельностью в области укрепления духовной цивилизации (в российских средствах массовой информации вместо термина «цивилизация» зачастую используется слово «культура»). Руководство работой комиссии осуществляет член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Лю Юньшань, который также является главой Центральной руководящей группы по пропаганде и идеологической работе и одновре-енно ректором Партийной школы при ЦК КПК.

В настоящее время основополагающим документом по вопросам строительства новой духовной культуры Китая являются решения состоявшегося в октябре 2011 года специального Пленума ЦК КПК 17-го созыва, оформленные Постановлением ЦК КПК «О некоторых важных вопросах относительно углубления реформы культурной системы, продвижения развития и процветания социалистической культуры».

Следует отметить, что данный пленум впервые в истории КПК и КНР рассмотрел вопросы культуры на столь высоком уровне. Можно даже говорить о том, что нынешнее руководство будет реализовывать концептуально новую стратегию использования культуры (в широком, цивилизационном понимании этого термина) в качестве основной составляющей роста совокупной мощи современного Китая.

На пленуме было подчеркнуто, что необходимо прилагать большие усилия к развитию социалистической культуры с ориентацией на модернизацию, мир и будущее, к повышению сознательности и уверенности китайских граждан в национальной культуре. Культура является важной составной частью всесторонней конкурентоспособности страны в современном мире. Однако задача по обеспечению культурной безопасности страны становится более трудной и сложной.

На пленуме была также отмечена актуальность укрепления культурной «мягкой силы» государства и повышения влияния китайской культуры на международной арене. Указано, что страна должна не только удовлетворить материальные потребности народа, но и обеспечить его богатой и здоровой культурной жизнью.Развитие культурной индустрии является важным каналом для удовлетворения многообразных духовых и культурных потребностей народа. Необходимо содействовать достижению «рывка» в развитии культурной индустрии и формировании культурно-индустриальной системы.

Основной курс реформы КНР в области культуры

Как подчеркивается в принятом пленумом ЦК КПК Постановлении, «в современном мире, находящемся на этапе большого развития, больших преобразований и большого упорядочения, в условиях развития многополярности, углубления экономической глобализации, стремительного изменения науки и техники, усиления взаимного проникновения и взаимного обогащения различных культур и идеологий становятся значительно заметнее роль и место культуры в конкурентной борьбе за совокупную мощь государства, значительно усиливается задача обеспечения культурной безопасности государства; значительно актуализируется усиление культурной «мягкой силы» государства, влияние китайской культуры в мире».
В документе прямо указываются восемь причин, побудивших ЦК КПК обратить серьезное внимание на проблемы культуры, а именно:
1. В некоторых учреждениях и районах недостаточно понимание в отношении важности, необходимости и актуальности культурного строительства, требуется серьезно усилить роль культуры как стимулятора повышения цивилизационных качеств всей нации.
2. В некоторых сферах имеет место упадок морали, недостаток искренности, взгляды на жизнь и ценностные ориентации некоторых членов общества запутаны;
система оценок, сердцевиной которой является социализм, как руководящее идеологическое течение стала более актуальной; осложнилась задача укрепления общей идеологии и морали в борьбе за единство партии и всех национальностей страны.
3. Потенциал управления общественным мнением требует повышения, строительство информационных сетей и управление ими нуждаются в укреплении и реформировании.
4. Обладающей силой влияния изысканной продукции пока недостаточно, нуждаются в укреплении руководящие силы по творческому производству культурной продукции.
5. Система обслуживания публичной культуры несовершенна, развитие культуры в городах и сельской местности, а также в различных регионах страны происходит неравномерно.
6. Масштабы культурного производства незначительны, структура нерациональна, проблема системного сковывания развития производительных сил культуры пока в основном не решена.
7. В «выходе за пределы» культура очень слаба, сила международного влияния китайской культуры нуждается в постепенном усилении.
8. В срочном укреплении нуждается создание отряда специалистов в области культуры.
Как подчеркнул член Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь, выступавший на пленуме с разъяснением положений Постановления, «мы должны видеть, что строительство китайской культуры не полностью отвечает развитию экономики и растущим духовным и культурным потребностям населения; не полностью отвечает стимулированию развития науки, потребностям развития социальной гармонии; не полностью отвечает новой обстановке в расширении политики «открытых дверей»; в области пропаганды, идеологии и культуры еще много нерешенных проблем».
Исходя из этого и намечая задачу «стратегического анализа и постепенной подготовки реформы культуры», ЦК КПК определил, что данная реформа необходима в следующих целях:
• всестороннего внедрения в жизнь духа XVII съезда КПК, стимулирования великого развития и великого процветания социалистической культуры;
• углубленного внедрения в жизнь научной концепции развития, реализации целей «12-й пятилетки», ускорения процесса всестороннего строительства общества сяокан;
• повышения культурной составляющей «мягкой силы» государства для того,чтобы выйти победителем в обостряющейся ежедневно конкуренции государств в развитии их совокупной мощи;
• решения возникших в настоящее время проблем в культурном строительстве.
В качестве основных задач реформы в области культуры пленумом были предложены следующие:
• углублять понимание важности и актуальности постепенного стимулирования развития реформы культуры, усиливать понимание важности культуры партией и обществом;
• усиливать создание системы ценностей, ядром которых является социализм, укреплять базу общей идеологии и морали в борьбе за единство партии, государства и национальное единство;
• оживить культурное творческое производство, как следует удовлетворять духовные и культурные потребности народа;
• ускорять развитие культуры и культурного производства, повышать общие культурные силы Китая;
• совершенствовать систему и механизмы культуры, усилить энергию и динамику культурного развития;
• значительно повысить уровень подготовки специалистов в области культуры, существенно расширить отряд этих специалистов;
• усилить и изменить управление культурной работой со стороны партии.

Цели реформы культуры и их ожидаемые результаты

Главная стратегическая цель реформы в области культуры – к 2020 году построить мощную державу с социалистической культурой, в которой бы в гармоничном развитии находились культурное, экономическое, политическое, социальное, экологическое и цивилизационное строительство.

Кроме того, в Постановлении подчеркивается, что в результате «борьбы за развитие реформы в области культуры» должны быть достигнуты следующие рубежи:
• создание системы ценностей, ядром которых является социализм, улучшение идеологии и морали, постепенное возвышение традиций и обычаев, повышение нравственности граждан;
• усиление богатства культурной продукции, постоянное появление знаковых произведений, отвечающих потребностям населения;
• всесторонний расцвет культуры, создание основы для системы общественного культурного обслуживания, работающей на принципах равноправия и общей доступности;
• превращение культурного производства в одну из главных составляющих национальной экономики, повышение мощи культуры и ее международной конкурентоспособности; общественная форма собственности является основной, но одновременно всесторонне развиваются предприятия культуры различных форм собственности;
• создание системы управления культурой и механизмов контроля над культурной продукцией, которые становятся эффективнее и многообразнее; делая основной акцент на национальной культуре, необходимо привлекать лучшие достижения зарубежной культуры, постепенно совершенствовать механизмы культурной открытости и выхода китайской культуры в мир;
• широкое развитие отряда работников культуры и повышение их качества, гарантированное усиление потенциала специалистов, способствующих развитию и расцвету культуры.

Конкретизируя ожидания от проведения реформы в области культуры, Ли Чан-чунь подчеркнул, что важнейшим смыслом проведения этой реформы являются «четыре усиления», «четыре перехода» и «три взаимосвязи».

В условиях идеологического и культурного многообразия современного мира должны многократно увеличиваться обмен, смешение и конкуренция; значительно усилиться место и роль культуры в конкурентной борьбе за совокупную мощь государства; актуализируется задача обеспечения культурной безопасности государства; значительно актуализируется усиление культурной «мягкой силы» государства, влияние китайской культуры в мире.

Культура должна превратиться в важнейший источник творческой силы и силы концентрации нации, в важнейший фактор конкурентной борьбы за совокупную мощь государства, важнейшую опору социально-экономического развития, духовно и культурно богатая жизнь должна стать горячим желанием китайского народа.

На современном историческом этапе углубление реформы в области культуры и стимулирование великого развития и великого процветания социалистической культуры взаимосвязано с целью борьбы за всесторонне строительство общества сяокан, а также с неуклонным поддержанием и развитием социализма с китайской спецификой; взаимосвязано с реализацией идеи о возрождении величия китайской нации.

Для воплощения в жизнь всего задуманного предлагаются следующие направления «главного курса» реформ:
1. Непоколебимо руководствоваться марксизмом, стимулировать китаизацию, осовременивание и массовость марксизма; вооружившись теорией китайского специфического социализма, руководить практикой, стимулировать работу, обеспечивать продвижение по правильному пути развития реформы в области культуры.
2. Неуклонно придерживаться перспективных направлений передовой социалистической культуры, придерживаться того, чтобы она служила народу и социализму; неуклонно придерживаться курса «пусть расцветают сто цветов и соперничают сто школ», придерживаться единства традиционного и современного, держаться главного курса, но поощрять разнообразие; вооружать народ научной теорией, правильным общественным мнением, руководить людьми, формировать человека с помощью высокой духовности, воодушевлять людей прекрасными произведениями; формировать в обществе активные духовные стремления и прививать образцы здоровой цивилизованной жизни.
3. Неустанно придерживаться курса «человек – основа всего», тесно соприкасаться с практикой, жизнью и массами; развивать важную роль народа в культурном строительстве, неуклонно придерживаться того, что культурное развитие осуществляется во имя народа и опирается на народ, а его результатами пользуются люди; способствовать всестороннему развитию человека, воспитывать граждан социалистического общества, обладающих идеологией, моралью, культурой и уважением к закону.
4. Неуклонно придерживаться того, что интересы общества стоят на первом месте, придерживаться единства общественных и экономических интересов; в развитии культуры соблюдать законы соответствия требованиям развития социалистической рыночной экономики; усиливать юридическую составляющую в области культуры; с одной стороны, выступать за расцвет, а с другой – за управление; стремиться к тому, чтобы культура и культурное производство развивались устойчиво и в полной гармонии.
5. Неизменно придерживаться принципа реформ и открытости, способствовать обновлению культурной системы и механизмов; с помощью реформ стимулировать развитие и расцвет, постоянно освобождать и развивать производительную силу культуры, повышать уровень культурной открытости, способствовать выходу в мир китайской культуры, активному привлечению передовых образцов культуры различных государств, обеспечению культурной безопасности государства.

Основные направления реформирования культуры

В Постановлении предлагается семь направлений, по которым необходимо проводить реформу в области культуры.
Во-первых, формирование системы ценностей, ядром которых является социализм, укрепление общей моральноидеологической основы борьбы за единство партии, государства и всех национальностей. Базовые положения этого направления: а) неуклонно придерживаться руководящего положения марксизма; б) неуклонно придерживаться общей теории социализма с китайской спецификой; в) поднимать национальный дух на основе патриотизма и духовную составляющую современной эпохи на основе реформы и инноваций; г) утвердить и проводить в жизнь социалистический взгляд на заслуги и недостойные деяния.
Во-вторых, всесторонне проводить курс «служить двум» (народу и социализму) и «соперничества двух ста» (курс «пусть расцветают сто цветов и соперничают сто школ»), давать людям больше более качественной духовной пищи. Базовые положения этого направления: а) неуклонно придерживаться правильного инновационного курса; б) способствовать развитию и расцвету философской и социальной науки; в) усилить и реформировать новостную работу и работу с общественным мнением; г) способствовать выпуску большего числа высококлассных произведений литературы и искусства; д) развивать здоровую и качественную Интернет-культуру; е) совершенствовать систему оценки произведений культуры и оживлять механизмы.
В-третьих, всеми силами развивать массовую культуру, гарантировать основные культурные права и интересы народа. Как подчеркивалось на пленуме, «удовлетворение базовых культурных потребностей народа – основная задача социалистического культурного строительства». Базовые положения этого направления: а) создать систему услуг в массовой культуре; б) развивать современную систему пропаганды; в) создавать систему преемственности лучших образцов традиционной культуры; г) ускорить развитие единой системы городской и сельской культуры.
В-четвертых, ускорение развития культурного производства, превращение культурного производства в одну из опор национальной экономики. Базовые положения этого направления: а) создание современной системы культурного производства; б) формирование системы культурного производства, в которой основу составляют предприятия общенародной формы собственности, но одновременно развиваются и предприятия других форм собственности; в) стимулирование научно-технической инновации в области культуры; г) расширение объемов финансирования культуры.
В-пятых, постепенное углубление реформ и открытости, ускоренное создание механизмов, способствующих развитию и расцвету культуры. Базовые положения этого направления: а) углубление реформы государственных предприятий культуры; б) оздоровление рыночной системы современной культуры; в) обновление системы управления культурой; г) совершенствование механизмов обеспечения политических гарантий; д) стимулирование процесса выхода китайской культуры в мир; е) активное привлечение и заимствование лучших культурных результатов зарубежных стран.
В-шестых, подготовка большого отряда специалистов в области культуры, создание кадровой опоры для великого развития и великого расцвета социалистической культуры. Базовые положения этого направления: а) подготовка руководящих кадров высшего звена и повышение качественного уровня работников культуры; б) усиление отряда специалистов в области культуры на низовом уровне; в) усиление профессионального, морального и поведенческого уровня кадров в области культуры.
В-седьмых, усиление и изменение руководства культурной работой со стороны партии, повышение культурного уровня в стимулировании развития реформы в области культуры. Это направление рассматривается не только как «основная гарантия стимулирования развития реформы в области культуры», но и как «важнейшее требование усиления политико-административного потенциала партии, ее передового строительства». Базовые положения этого направления: а) основательно и ответственно реализовывать политическую задачу развития реформы в культурной сфере; б) укрепить руководящие группы в культурной сфере и партийные организации; в) оздоровить рабочие механизмы общего стимулирования культурного строительства; г) развивать творческую активность народных масс в области культуры.

Китайская специфика «мягкой силы»

В современных условиях Китай стремится заявить о себе как новый центр «мягкой силы», разработка и внедрение технологий которой является частью целенаправленной долгосрочной политики государства. Руководство страны прекрасно осознает значение культуры для сохранения жизнеспособности государства и национальной безопасности, старается повысить международное влияние китайской культуры и расширить присутствие культурной продукции Китая на мировом рынке. Руководство компартии Китая в решении проблем культурной безопасности страны в первую очередь акцентирует значение государства. Наращивание «мягкой силы» в контексте развития национальной культуры стало одной из ключевых задач в политике КПК.

Деятельность по проведению политики «мягкой силы» значительно активизировалась вскоре после прихода в 2002 году Ху Цзиньтао на пост партийного лидера. Первоначально речь шла о противодействии иностранным концепциям, предвещающим неминуемый крах китайских реформ либо указывающим на рост «китайской угрозы». В середине 2000-х годов после длительных дискуссий власти заявили о необходимости наращивать собственную «мягкую силу» и культурное соперничество с другими странами. В 2007 году XVII съезд КПК провозгласил задачу увеличения потенциала «мягкой силы» культуры.

Включение американской концепции «мягкой силы» в программные материалы Компартии – примечательное событие, показавшее способность китайского руководства впитывать полезные зарубежные идеи. Следующим важным шагом стало соединение мероприятий по развитию культуры внутри КНР с повышением ее международного влияния. Комплексная стратегия «могущественного культурного государства» утверждена в октябре 2011 года на шестом пленуме ЦК КПК 17-го созыва.

Ху Цзиньтао на октябрьском пленуме заявил, что культура занимает все более важное место в соперничестве между странами, крупные государства целенаправленно наращивают «мягкую силу» культуры ради повышения своей международной конкурентоспособности. Тем временем «у культуры Китая общая сила и международное влияние все еще не соответствуют международному статусу страны, положение «Запад силен, мы слабы» в сфере международной культуры и общественного мнения еще не претерпело коренных изменений». Более того, «международные враждебные силы с еще большим рвением осуществляют вестернизацию Китая и стратегические замыслы по расчленению страны, реализуют долгосрочные планы проникновения в важные сферы идеологии и культуры».

Власти КНР продемонстрировали понимание того, что «мягкой силе» требуется качественное содержательное наполнение, одним из источников которого призвано стать ускоренное обновление культурных индустрий. Было заявлено и о том, что «могущественное культурное государство» нуждается в ценностных ориентирах. И здесь внутренние и внешние цели также тесно связаны друг с другом – китайские ценности и образ жизни не смогут оказывать позитивное влияние на иностранцев до тех пор, пока они не станут привлекательными для самих китайцев.

В постановлении пленума ЦК КПК было указано на необходимость «осуществлять стратегию выхода культуры вовне, непрерывно повышать международное влияние китайской культуры, демонстрировать миру новый образ реформ и открытости Китая и высокий духовный облик китайского народа». Поставлена цель «наращивать понимание и познание мировым сообществом базовой национальной специфики, ценностных воззрений, пути развития, внутренней и внешней политики Китая», «создать первоклассные СМИ мирового уровня» и с опорой на инновационные методы внешней пропаганды укреплять «право голоса» на международной арене, что позволит воздействовать на мировое общественное мнение.

Автор теории «мягкой силы» – политолог Джозеф Най, в прошлом высокопоставленный чиновник Госдепартамента и военного ведомства США, обрел в Китае невиданную известность. Однако по мере развития китайской стратегии «мягкой силы» Най дает ей все более низкие оценки. Так, в середине 2000-х годов, еще до превращения «мягкой силы» в официальный лозунг КПК, ученый был настроен алармистски. Най призывал «срочно дать ответ на рост “мягкой силы” Китая за счет Америки», ссылаясь на международные социологические опросы BBC, указывающие, что позитивные оценки мировой роли Китая растут быстрее, чем похвалы в адрес Соединенных Штатов. Политолог с тревогой отзывался о популярности в развивающихся странах «пекинского консенсуса» (авторитарная власть плюс рыночная экономика) на фоне падения авторитета либерального «вашингтонского консенсуса». Най указывал, что «было бы глупо не замечать достижений» Китая, и потому «для США настало время обратить больше внимания на баланс “мягкой силы” в Азии».

В последующих публикациях 2012 года Д. Най приходит к выводу, что миллиарды долларов, вложенные Пекином в увеличение «мягкой силы», не принесли заметного успеха. Ныне опросы BBC показывают, что позитивные оценки влияния Китая можно найти лишь в Африке и Латинской Америке, тогда как в Америке, Европе, Индии, Японии и Южной Корее господствуют негативные отклики. Рост китайской мощи тревожит соседей по региону и толкает их к поиску союзников для уравновешивания роста жесткой силы Китая.

По версии американского политолога, каждый успех Пекина обесценивался последующими событиями внутри страны. Так, например, позитивный эффект Олимпиады-2008 ослабили репрессии против китайских правозащитников, за триумфом выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае последовал судебный приговор лауреату Нобелевской премии мира Лю Сяобо. Най полагает, что вложение Пекином миллиардов долларов в создание международного новостного телевещания Синьхуа и Центрального телевидения Китая было безрезультатным, так как иностранная аудитория считает их рупорами китайской государственной пропаганды.

В изначальной трактовке Ная «мягкая сила» опирается на три ресурса – культуру, политические ценности и внешнюю политику. Однако на XVII съезде КПК тема «мягкой силы» была включена в раздел, посвященный развитию культуры, а не внешней политики. С того времени нормативная китайская трактовка «мягкой силы» стала «культуроцентричной».

Культурное истолкование «мягкой силы» – сознательный выбор Китая. Политологи продолжают споры о том, является ли соперничество «мягких сил» «игрой с нулевой суммой» и означает ли это, что рост влияния Китая должен сопровождаться закатом «мягкой силы» Запада во главе с США. На этом фоне различия в трактовке этого понятия между Китаем и Америкой выглядят не как источник конфликта, о котором предупреждает Най, а как возможность избежать лобового столкновения. Пока Америка несет в мир свои политические ценности, Китай делает ставку на культуру, вследствие чего их «мягкие силы» оказываются в разных интеллектуальных измерениях.

Еще в 2005 г. Д. Най перечислил те трудности, с которыми Китай сталкивается в «мягком» соперничестве с Америкой: в КНР нет сопоставимых с Голливудом культурных индустрий, китайские университеты не чета американским, в Китае отсутствуют НКО, которые служат источником «мягкой силы» Америки, авторитарный «пекинский консенсус» не вызывает симпатий на Западе. Ныне многие зарубежные эксперты и публицисты утверждают, что у Китая не может быть «мягкой силы», поскольку в стране нет гражданского общества, а власть нарушает права человека.

Однако, по мнению авторов статьи «От «мягкой силы» к «культурному могуществу», оснований говорить о провале китайской политики «мягкой силы» нет. Китай учится бороться за «право слова» на мировой арене, создает каналы передачи информации и влияния на зарубежное общественное мнение. К тому же опыт СССР показал, что всплеск международной популярности страны в связи с «перестройкой» оказался недолгим и закончился вместе с самой страной. Китай не хочет повторить этот путь, последовав западным советам «раскрепостить гражданское общество» для увеличения «мягкой силы».

Следует также подчеркнуть, что китайские сторонники ускоренного наращивания культурно-идеологической «мягкой силы» полагают, что СССР проиграл Западу не из-за экономической слабости, а из-за неспособности противопоставить внешнему пропагандистскому давлению собственные ценности. Глава Китайского центра исследования «мягкой силы» культуры Чжан Гоцзо заметил: «Если у государства не хватает материальной жесткой силы, то ему можно нанести поражение одним ударом. Если у него не хватает “мягкой силы” культуры, такое государство и без удара само потерпит поражение».

Последнее, по его мнению, произошло в СССР, где «рухнуло здание “мягкой силы” культуры, линия обороны в идеологии была разрушена, основные ценности были искажены или утрачены». Чжан Гоцзо полагает, что Америка одержала верх потому, что ее пропаганда обладала большей привлекательностью, чем «фальшивая, высокопарная и пустая» советская пропаганда.

Китайские эксперты полагают, что после распада СССР Запад развернул идеологическое наступление на Китай, добиваясь «морального очернения» своего оппонента и подрыва его моральной легитимности. Запад критикует КНР по проблемам прав человека, поощряет китайских диссидентов, дает площадку для выступлений антикитайским силам, использует для подрыва авторитета страны межэтнические инциденты в Тибете и Синьцзяне.

Но Пекину следует помнить уроки Советского Союза и ни в коем случае не пытаться вести с Западом идеологическую войну в мировом масштабе. Эксперты советуют отвечать на западное давление лишь по отдельным проблемам, избегая расширения спора. С Западом нужно вести диалог и подчеркивать наличие общих интересов, следует больше работать с политической и социальной элитой, через обмены, публичную и народную дипломатию завоевывать мировое общественное мнение, постоянно укреплять международный авторитет. При этом нужно стремиться расколоть создаваемый Западом «единый фронт» морального осуждения Китая, внося разлад в «хоровое пение» иностранных критиков.

Культурные ценности Китая и их значение для мирового развития

Наиболее концентрировано особенности специфики подходов Китая к «мягкой силе» были изложены в передовой статье газеты «Жэньминь жибао» от 14 января 2013 года под заголовком «Китайская модель разрушает гегемонию «общечеловеческих ценностей»3. Учитывая, что данная газета является главной партийной газетой ЦК КПК, следует привести содержание данной статьи в полном объеме. В передовице подчеркивается: «Исторически мечтой западной цивилизации было торжество общечеловеческих ценностей в их западном понимании, мечтой китайской цивилизации – «великое единение» Датун. В нашу эпоху мир нуждается в китайских ценностях потому, что именно в них общечеловеческие ценности нашли свое полное выражение.

Давно ли это случилось – неясно, но мы уже привыкли к тому, что, говоря «общечеловеческие ценности», подразумеваем «западные ценности», и это считается само собой разумеющимся. То же самое произошло и с понятием «цивилизованности». Просвещенные западные страны сделали это слово своим девизом, присвоили его себе и таким образом монополизировали право на культуру. Именно поэтому мы и говорим сейчас о варварах, ворвавшихся в цивилизованный Рим. И сегодня слова «современный» и «имеющий всеобщую ценность» являются для просвещенных европейцев синонимами.

Когда почетный титул светила цивилизованности перешел от Европы к Америке, господство западных ценностей стало практически абсолютным. «Американский» и «западный» превратились во взаимозаменяемые понятия, а сами американцы стали непререкаемыми авторитетами в вопросе выбора модели развития, по сути, объявив, что американская либерально-капиталистическая модель – венец истории.

Но возникшие недавно новые экономические державы и в особенности Китай, ставший наиболее характерным представителем этой группы стран, нанесли тяжелый удар по универсальным западным ценностям, что привело к появлению различных «теорий желтой угрозы».

Первый вариант этой теории состоит в том, что развитие Китая скоро остановится, потому что Китаю недостает основных европейских ценностей. Именно поэтому надо беспокоиться о том, как в КНР обстоят дела с правами человека и демократией, и надеяться, что в ходе контактов с цивилизованными странами удастся экспортировать в Китай зачатки общечеловеческих ценностей, которые позднее превратятся в стройную систему.

Второй вариант: у Китая есть своя система ценностей, но она не может быть общечеловеческой. Более того, Китай отрицает существование универсальных ценностей. Исходя из этого, Китай – враг общечеловеческой морали.

Третий вариант: у Китая – свой взгляд на общечеловеческие ценности, не уступающий западному и воплощенный в «китайской модели». Эта модель – угроза владычеству европейских идей, и Китай активно продвигает ее. Поэтому европейцы волнуются, как им жить, если китайское представление об общемировых ценностях распространится на весь мир.

В условиях, когда у Запада есть непререкаемый авторитет в вопросах, касающихся универсальных ценностей, Китай оказывается в ловушке тройного парадокса: неважно, есть у Китая свои ценности или нет, неважно, как он относится к «общечеловеческим ценностям», все равно он будет считаться угрозой для Запада. Хотя древнекитайские мыслители и говорили о «мире под Небесами», в действительности они представляли собой систему ценностей, распространяющуюся лишь на Восточную Азию, а западные «общечеловеческие ценности» – всего лишь преломление универсальных ценностей в призме западной культуры. Существующие сейчас «общечеловеческие ценности» – продукт западной цивилизации, имеющей здесь преимущество первенства. Но сейчас это первенство тормозит Китай в его морально-этическом росте.

Для Китая единственным способом искоренить парадокс «желтой угрозы» остается реглобализация. Современная глобализация – это, по сути, распространение на весь мир западного строя, западной духовной и материальной культуры. А Китаю нужна глобализация иного порядка, глобализация системы ценностей, которая будет в рамках всего мира равно уважать и выражать все существующие культуры, подходы и модели развития, полностью отражать все многообразие и богатство различных цивилизаций.

Исторически мечтой западной цивилизации было торжество общечеловеческих ценностей в их западном понимании. Мечтой китайской цивилизации является «Великое единение» Датун. В нашу эпоху мир нуждается в китайских ценностях, потому что именно в них общечеловеческие ценности нашли полное свое выражение.

В современную эпоху прозападные «общечеловеческие ценности» заковали мир в оковы, а западная цивилизация стала сводить на нет культурное многообразие Земли. Однако даже европейские интеллектуалы осознали, что западная культура уже не может справиться с вечными изменениями мира или просто предложить эффективный способ выхода из долгового кризиса. Они стали наперебой возлагать свои надежды на китайскую цивилизацию, надеясь, что она сможет проложить какой-то новый, отличный от западного путь в будущее. Иными словами, современный мир нуждается в китайской мечте. И для нас это неиссякаемый источник сил и уверенности в том, что выбранные нами теория и строй – правильные, и что мы идем правильным путем».

Становление новой цивилизации и глобальное мышление Китайские идеи «изменяя себя, меняешь мир», ставшие в современную эпоху частью официальной политики Китая, сегодня превращаются в силу, способную менять к лучшему нашу культуру в целом. Приход державы к величию, возрождение нации, переход цивилизации на новый уровень – именно в этом триединстве и содержится основной посыл китайской политики мирного развития. Что подразумевается под переходом цивилизации на новый уровень? Построить на основе китайских ценностей систему, подходящую всему мировому сообществу. Создать на благо всего мира такой строй, такую материальную и духовную культуру, которая, взяв начало в Китае, будет служить всем странам, будет продуктом совместных усилий всех стран и народов.

На уровне мышления переход цивилизации на новый уровень выражается в первую очередь в переходе от локального мышления к глобальному мышлению, и этот переход закреплен в докладе об итогах 18-го съезда КПК. Этот доклад сразу на нескольких уровнях твердо определил основные ценности китайской модели. На личном уровне – это любовь к Родине, преданность работе, добросовестность, благонамеренность. На уровне семьи – свобода, равенство, справедливость, опора на закон. На уровне государства – стремление к богатству и могуществу, демократичность, цивилизованность и гармония.Затем на этой базе доклад определил и основную универсальную ценность, которая должна существовать на уровне всей планеты: «мир всюду под Небесами». И именно в рамках этой системы ценностей, общей для всего человечества, и будет формироваться Китай наших дней, объединяющий в себе три начала: традиционный Китай, современный Китай и мировой Китай.

Если посмотреть с этой точки зрения, то становится понятно, что великое возрождение китайской нации – это не просто возврат к ее культурным истокам, потому что это не решило бы тех проблем, с которыми Китай сталкивается сегодня. Тем более это не попытка просто «срастить» западную и восточную цивилизации: их пути слишком разнятся. К тому же Западу и своих проблем хватает. Нет, возрождение китайской нации – это «три в одном»: возврат к лучшему, готовность вобрать превосходное и создание нового. Как это еще можно объяснить?

Во-первых, через возвращение лучших элементов первозданной китайской культуры и в то же время – развитие уже существующих в рамках нашей цивилизации элементов западной культуры для того, чтобы пойти навстречу всему миру.

Во-вторых, вобрав в себя западную цивилизацию, отбросить миф об «общечеловеческих ценностях» и создать систему настоящих ценностей, близкую всем представителям человечества.
В-третьих, сформировать новую общечеловеческую цивилизацию и, став флагманом новой, постзападной эпохи, создать предпосылки для вечного развития всего человечества в мире, где Китай будет «помощником и наставником каждого».

Содержание китайских терминов инструментария «мягкой силы»

Датун – «Великое единение»

«Великое единение», «Великое равенство» – одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома датун – понятие «тун» («единение, объединение, совместимость, тождественность») – в древнекитайских памятниках имеет разные значения. В основном датун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию.
По Конфуцию, описываются два состояния общества:
идеальное – датун и приемлемое – сяокан («малое процветание»). Поэтому идеальное состояние Поднебесной наступает в том случае, если все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций.

Для достижения датун обязательно должны быть выработаны принципы, критерии и требования к условиям перехода к периоду датун. Это должно восприниматься обществом, а также должны быть определены силы, которые будут возглавлять процесс перемен.

В этой связи на нынешнем этапе развития ситуации в Китае невозможно определить содержательную часть датун в современном толковании. Есть основание полагать, что китайское руководство еще только нащупывает подходы к этому этапу и ему предстоит еще длительная подготовительная работа. Однако можно с большой долей достоверности предположить, что такая работа будет проделана в области идеологии, культуры (в широком, цивилизационном понимании этого термина), а также в гуманитарной сфере и образовании.

Система китайской гармонии

Традиционные китайские ценности оказывают сильное влияние на внешнюю политику Китая. Чжан Лихуа, эксперт Центра мировой политики Карнеги–Цинхуа, говорила об этом на мероприятии в Московском Центре Карнеги. По ее словам, понятие гармонии играет важную роль в китайском обществе и, как следствие, оказывает влияние на внешнюю политику страны. Как объяснила Чжан Лихуа, данное понятие представляет собой целостную систему, включающую в себя три аспекта:
• мировоззрение и методологию: например, философию тайцзи, диалектику инь и ян;
• систему ценностей, которая включает в себя центральное понятие гармонии, общественную жизнедеятельность, понятия благодетельности, справедливости, вежливости, мудрости, честности, преданности и почтительности к родителям;
• идеальные цели – такие, как гармония человека и природы, человека и общества, а также гармония общества разных по своему характеру людей.

Перевод слова «гармония»

Чжан Лихуа отметила, что при переводе с китайского языка слова «гармония» – 和谐 (hé xié) – как на английский, так и на русский язык, этот термин теряет некоторые оттенки своего значения. Так, в китайском языке слово 和谐 имеет значение «обоснованный», «действующий на основе истины и объективного закона». В то же время, как заметила Чжан Лихуа, понятие гармонии не предполагает ни установления абсолютного мира без конфликтов и противоречий, ни бездеятельного нейтралитета, который не несет в себе готовность пойти на компромисс, даже недобросовестный.

Гармония во внутренней политике

Древние китайские философы Лао-цзы и Мэн-цзы писали, что интересы простого народа должны быть важнее интересов тех, кто находится у власти. Таким образом, лидеры не должны преступать закон и обязаны давать больше свободы населению страны. Чжан Лихуа указала, что древние философы Китая вкладывали в понятие политической гармонии (和谐) понимание необходимости нахождения во власти людей, подчиняющихся законам и ориентированных на интересы общества.

Гармония во внешней политике

Чжан Лихуа перечислила основные характеристики гармонии во внешней политике:
• самосовершенствование (направленность на прогресс) и самообеспечение (тенденция к независимости и защите национальных интересов);
• щедрость и терпимость (избегание контроля над другими государствами);
• гармония и разнообразие (Чжан Лихуа объяснила, что идея разнообразия предполагает два состояния: баланс и насилие. Большинство стран, по словам спикера, склоняются к гармонии и балансу);
• скромность (данное понятие предполагает, что большие страны должны
проявлять уважение к малым и проводить скромную политику);
• гибкость и мудрость (государство должно защищать свои национальные интересы, не стремясь при этом к доминированию).

Данные характеристики нашли свое отражение, например, в договоре между Индией и Китаем «Пять принципов мирного сосуществования» (или «панча шила»), заключенном в 1954 году, а также упоминались в выступлениях бывших президентов Китая Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, бывшего премьер-министра Вэнь Цзябао. По словам Чжан Лихуа, вышеупомянутые характеристики также объясняют стремление Китая к кооперации внутри ШОС и сотрудничеству с АСЕАН, а также защиту Китаем своих национальных интересов в Южно-Китайском море.

Мирное развитие

Чжан Лихуа связала нежелание Китая к доминированию на международной арене с идеями философа Лао-цзы. Он писал, что «тот, кто высоко прыгает, медленно идет», поскольку «высокий прыжок» противоречит объективным законам. Так, США и Китай, по словам Чжан Лихуа, находятся на пути установления новой модели взаимоотношений двух мирных держав. В заключение Чжан Лихуа привела слова министра культуры Китая Цай У: «Китай избрал путь мирного развития, пытаясь таким образом сформировать гармоничное общество внутри страны и гармоничный мир вне её».

Многополярный мир

Еще одна концепция, которой руководствуется китайское руководство на протяжении длительного времени, – это наличие в современном мире нескольких центров силы. При этом не конкретизируется, что под этим понимается. Если в эпоху противостояния СССР и США это трактовалось как «третий мир», то в настоящее время понимается как некий противовес гегемонии США. БРИКС, как международная структура нового типа, китайским руководством в настоящее время не рассматривается в качестве достойного полюса противодействия американской гегемонии.

В вопросе определения китайского подхода к многополярности мира хотелось бы привести рассуждения на эту тему писателя-китаиста А.П. Девятова: «По китайской стратегии – это захват будущего и использование будущего в своих целях. Делать это нужно своевременно. Сейчас Китай находится на подъёме, поэтому захват будущего осуществляется в соответствии со стратегией переноса стратегических границ за пределы национальных территорий. Это традиционная китайская стратегия.

Что касается названия доктрины, то доктрина была названа, и это было записано в решениях XIV съезда КПК. Тогда, после XIV съезда КПК в 1993 году военный совет ЦК КПК принял доктрину, которая называется «Три севера, четыре моря». Это и есть доктрина китайской экспансии. Четыре моря означает: от Тихого океана – до Атлантического, и от Северного Ледовитого – до Индийского. А три севера – Североамериканские Соединенные Штаты, Северо-Атлантический альянс НАТО и Север Евразии, т.е. наше богом хранимое отечество за Уралом. И китайцы их должны одолеть, одолеть совокупной мощью, что и происходит».

Заключение

Проводимая в Китае государственная культурная политика носит комплексный и системный характер. Можно даже говорить о том, что нынешнее китайское руководство будет реализовывать концептуально новую стратегию использования культуры в широком, цивилизационном понимании этого термина, в качестве основной составляющей роста совокупной мощи современного Китая.

Китайские эксперты отмечают, что реформы в области культуры содержат в себе внешний и внутренний аспекты.
К внешнему аспекту можно отнести следующие факторы:
• культура и цивилизационные ценности стали важнейшими составляющими национальной безопасности страны и ее совокупной мощи. Министр культуры КНР госпожа Цай У на открытии центра «мягкой силы» на базе Пекинского университета 29 сентября 2014 года заявила5: «Страна должна повысить уровень культурной силы для того, чтобы доминировать в глобальном соревновании по ее использованию»;
• усиление строительства «мягкой силы» Китая представляет собой важный момент увеличения его международной конкурентоспособности. Межгосударственная конкуренция – это конкуренция не только в отношении ресурсов, но и в отношении мудрости при их использовании. «Мягкой силой» оказывается мудрость, выраженная в ходе применения «твердой силы»;
• сегодня Китай стал главным соперником капиталистических стран Запада. И «чтобы избежать ошибок Советского Союза», ему наряду с увеличением «твердой силы» необходимо максимально увеличивать и «мягкую силу».

Не менее важен для Китая и внутренний аспект, факторами которого являются следующие:
• сегодняшняя ситуация в Китае и в мире требует не только перехода на новую модель экономического развития. Обнажились и серьезные внутренние социальные и политические проблемы;
развитие Интернета и превращение социальных сетей в фактор мобилизации населения требует усиления контроля над блогосферой и ограничения негативного влияния на сознание населения Китая (особенно молодежи) информации, распространяемой на некоторых сайтах и в социальных сетях;
• руководство КПК и КНР обеспокоено тем, что молодежь находится под сильным влиянием западных фильмов (особенно американских), стандартов поведения и развлечений. Забыты не только революционные традиции, но и традиционные конфуцианские ценности;
• бурное развитие рыночных отношений ведет к усилению социального неравенства, отчуждению людей от партии, кризису доверия. Усилились разногласия и внутри партии. Вот почему ставится задача укрепить веру в социалистические идеалы, добиваться сплочения общества вокруг партии.
В целом в нынешних условиях возникает вопрос: какие ценности могут быть предложены КПК и насколько они будут востребованы внутри страны, а затем – как они могут быть продвинуты за границей?

Конфуцианские ценности после их грамотной адаптации могут сослужить хорошую службу внутри страны. Однако следует отметить, что за пределами Китая и регионов ЮВА конфуцианские ценности, несмотря на имеющуюся на них моду, не востребованы.

В этой связи ожидать превращения Китая в глобальную державу в ближайшей и среднесрочной перспективе не приходится. Можно также подчеркнуть, что у Китая отсутствует привлекательная глобальная идеология (ни социализм с китайской спецификой, ни обновленное конфуцианство на эту роль никак не подходят).

Думается, что в Пекине все это ясно понимают, а потому до последнего времени Китай использовал свою «мягкую силу» преимущественно в экономических контактах с зарубежными странами и в дипломатии. Сегодня задача ставится шире: необходимо противодействовать негативному влиянию на общественное мнение и поведение народа (особенно молодежи) западной идеологии и западных ценностей, а также, культивируя традиционные конфуцианские ценности, способствовать решению задачи объединения страны и возрождения величия Китая и величия китайской нации.

Задача такого масштаба является архисложной, но другого пути у руководства КПК и КНР, по-видимому, нет. Оно не может не понимать, что в недалеком будущем КНР столкнется с проблемой прихода к власти поколения так называемых «маленьких императоров», которые воспитаны на иной, нежели их родители, системе ценностей. А это серьезная угроза не только для положения КПК как руководящей силы, но и для перспектив развития самой КНР, которая в идеологическом и культурном плане должна быть конкурентоспособной на цивилизационном уровне.

М.П. ШАБАЛОВ