Гуманитарные аспекты проблем национальной и международной безопасности

1. О содержании термина «устойчивое развитие»

Сегодня стало понятным, что термин «устойчивое развитие», который был предложен еще 20 лет тому назад, оказался не вполне удачным для определения смыслового содержания той важной и комплексной проблемы развития общества, которую при помощи этого термина в свое время пытались обозначить ученые. Об этом уже неоднократно писали и высказывались многие специалисты, как в России, так и в других странах. Но самое главное состоит в том, что неоднозначность толкования этого термина и его недостаточная понятность для многих политических лидеров, общественных деятелей и широких масс населения в значительной степени препятствуют сегодня формированию адекватного общественного сознания, без которого данному стратегически важному и актуальному направлению трудно получить необходимое развитие – как в теоретическом плане, так и в области своей практической реализации.

Именно поэтому проблема научного обсуждения содержания понятия «устойчивое развитие» представляется актуальной. Ведь еще средневековый философ и математик Рене Декарт говорил: «Определите точно понятия слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Рене Декарт (1596-1650) – французский математик, философ, физик, физиолог, ученый, заложивший основы аналитической геометрии, современной алгебраической символики.

В качестве аргументов в пользу изложенного тезиса можно привести следующие примеры. При рассмотрении проблем устойчивого развития, а также при формировании национальной, региональной и международной политики в данной области эти проблемы часто сводятся к проблемам защиты окружающей среды и рационального природопользования. Другими словами, проблемы устойчивого развития общества часто подменяются проблемами экологии, т. е. искусственным образом сужаются. И лишь в самые последние годы на международном уровне стали обсуждаться также некоторые экономические и гуманитарные аспекты проблемы устойчивого развития. Но и они сводятся, в основном, к вопросам оказания финансовой помощи слаборазвитым странам Африки и Азии, да еще к вопросам распределения между отдельными странами так называемых «квот» на экологически вредные выбросы в атмосферу нашей планеты и о размерах оплаты за эти квоты.

В то же время реально необходимая деятельность в области решения проблемы устойчивого развития практически не ведется или же осуществляется крайне слабо, по крайней мере, не в тех масштабах и не теми темпами, которые необходимы для преодоления современного глобального кризиса развития цивилизации.

Почему это происходит? Причин здесь много, но одна из них заключается в том, что сама проблема устойчивого развития требует сегодня несколько иной постановки и содержательной интерпретации. При этом, прежде всего, необходимо более четко определить, какой смысл мы сегодня вкладываем в понятие «устойчивое развитие» и следует ли использовать это понятие и далее. Один из возможных подходов к решению этой проблемы и предлагается в настоящей работе.

2. Понятие безопасности и безопасное развитие общества

Нам представляется, что в тех случаях, когда речь идет о проблемах развития общества, которые сегодня обозначаются термином «устойчивое развитие», следует говорить не об устойчивом, а о безопасном развитии отдельных стран и регионов мира, мирового сообщества в целом, а также отдельных направлений человеческой деятельности. Иначе говоря, целесообразно отказаться от использования термина «устойчивое развитие» и заменить его термином «безопасное развитие», определение которого приводится ниже.

Однако прежде чем сформулировать это определение, напомним, что термин «безопасность» имеет в русском языке два смысловых значения:
1. Состояние защищенности некоторого субъекта, объекта или процесса от вредоносных воздействий внешнего или внутреннего характера.
2. Свойство субъекта, объекта или процесса не причинять вреда или ущерба другим субъектам, объектам или процессам.
Используя последнее из этих толкований, можно дать следующее определение термина «безопасное развитие»:

БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА – это такое развитие стран, регионов мира, мирового сообщества в целом, а также отдельных направлений человеческой деятельности, которое не наносит существенного ущерба или вреда природной среде, флоре и фауне, другим странам и регионам мира, а также не содержит потенциальных угроз для будущих поколений человечества.

Приведем несколько аргументов в пользу предлагаемого определения. Их суть состоит в следующем:
1. Предлагаемое определение является более адекватным существу рассматриваемой проблемы и более полно раскрывает ее содержание. Кроме того, оно делает его более понятным не только для специалистов, но и для широких масс населения, т.е. устраняет один из главных недостатков ранее применявшегося термина «устойчивое развитие».

2. Новое определение является достаточно конструктивным, так как оно позволяет более четко показать взаимосвязи данной проблемы с близкими по содержанию проблемами национальной и международной (коллективной) безопасности, которые в последние годы все более активно обсуждаются мировым сообществом и выдвигаются в качестве приоритетных в программе деятельности ООН на ближайшие десятилетия.

3. Замена термина «устойчивое развитие» термином «безопасное развитие» может оказаться полезной и с методологической точки зрения, так как она позволит более широко использовать в данной области понятийный аппарат, а также научную методологию, которые уже наработаны и имеются в области исследования различных аспектов проблем обеспечения безопасности.

4. Сами проблемы национальной, региональной и международной безопасности получат при использовании предлагаемого подхода более широкую трактовку и уже не смогут рассматриваться и решаться изолированно, как это во многих случаях происходит сегодня.

3. Обеспечение национальной и международной безопасности – самые приоритетные проблемы развития цивилизации в XXI веке

Анализ событий, которые в последние годы происходят на международной арене, а также во внутриполитической жизни многих стран мирового сообщества свидетельствует о том, что сегодня на первый план все больше выдвигаются проблемы обеспечения национальной и коллективной международной безопасности. Почему это происходит? Сегодня совершенно ясно, что, несмотря на очевидные успехи в развитии экономики и впечатляющие технологические достижения, окружающий нас мир становится для человека все более опасным. Возможно, именно слишком быстрое технологическое развитие человечества и делает мировое сообщество гораздо менее устойчивым организмом, чем это было ранее, в XX веке. По крайней мере, именно такую точку зрения высказал Генеральный директор ЮНЕСКО Коишира Мацуура в своем Предисловии к монографии «Ключи от 21 века».

«Драматической ситуацией» было названо современное состояние мирового сообщества и в Послании Папы Римского Иоанна Павла Второго по случаю Всемирного дня мира4. В этом Послании отмечается «впечатляющее распространение многообразных социальных и политических проявлений зла, насильственных братоубийственных столкновений», а также возрастание несправедливости, нищеты и социального неравенства. Все эти явления, к сожалению, в последние годы нарастают.

Глубокий и многоаспектный анализ этих и других проблем современности, а также их взаимосвязи с проблемами национальной и международной безопасности содержится в специальном Докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность», который был представлен Генеральному секретарю ООН в декабре 2004 г.5. Этот доклад был подготовлен специально сформированной ООН Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, в состав которой от Российской Федерации входил академик Е.М. Примаков. Основной вывод Доклада состоит в том, что сегодня необходим принципиально новый, существенно более широкий подход к проблемам обеспечения национальной и международной безопасности и, в первую очередь, осознание комплексного характера этих проблем, их глобальности и взаимосвязанности.

Этот подход на концептуальном уровне начинает восприниматься сегодня и в нашей стране. Президент России Указом от 12 мая 2009 г. № 537 утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Она представляет собою официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В тексте Стратегии отмечается, что условия глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений формируют новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, и в этих условиях Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Главными отличительными чертами этой политики являются комплексный подход к проблеме национальной безопасности и ее обеспечению, главным образом, путем реализации новой стратегии развития страны, основанной на ее системной модернизации. Поэтому концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

В то же время, как показывают исследования, многие актуальные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство страны. Именно эти факторы и являются в современных условиях определяющими как для успешного социально-экономического развития России, так и для противодействия внутренним и внешним угрозам национальной безопасности.

4. Гуманитарные аспекты проблем национальной и международной безопасности

Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем национальной и международной безопасности можно сегодня объяснить следующими двумя основными причинами. Первая из них состоит в том, что в последние годы все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом богатства любой страны. Отсюда следует, что защита именно его жизненно важных интересов и ценностей и должна стать главной задачей системы национальной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась, главным образом, лишь защита жизненно важных интересов государства. При этом необходимо отметить, что в уже самом начале текста Устава ООН говорится, что эта организация создана для того, чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека», а также «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Однако история показала, что в реальной практике эти задачи были постепенно отодвинуты на второй план и заслонены проблемами геополитического характера.

Таким образом, сегодня мы вновь обращаемся к личности человека, к проблемам защиты его прав и достоинства, жизни, здоровья, духовных ценностей. Именно в этом и заключается тот новый подход к проблемам национальной и международной безопасности, который предлагается положить в основу дальнейшей деятельности ООН и стратегии обеспечения национальной безопасности суверенных государств в XXI веке.

Вторая причина повышения интереса к гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно в результате деятельности человека и возникают все те основные угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности. Иначе говоря, все те беды и несчастья, которые сегодня переживает человечество, в своем подавляющем большинстве являются результатами деятельности самих людей – как наших современников, так и минувших поколений. Ведь даже во многих резко участившихся сегодня природных катаклизмах ученые видят техногенную первопричину. Ярким свидетельством этого являются те глобальные изменения климата нашей планеты, которые мы сегодня наблюдаем и которые, по имеющимся прогнозам, в ближайшие десятилетия будут только усиливаться.

В упомянутом выше Послании Папы Римского сказано, что зло никогда не бывает безликим. Оно всегда является результатом свободного выбора конкретных людей, которые и должны нести ответственность за этот выбор перед Богом, другими людьми и своей совестью. Именно поэтому проблемы обеспечения национальной и международной безопасности принципиально не могут быть эффективно решены без решения соответствующих этических проблем в человеческом сообществе, в том числе – проблем справедливого распределения природных благ нашей планеты, а также тех новых благ, которые сегодня создаются научными знаниями и технологическим прогрессом.

Таким образом, ключ к решению современных проблем национальной и международной безопасности следует искать, прежде всего, в гуманитарной сфере общества. Этот вывод в полной мере является справедливым и для многих глобальных проблем безопасного развития цивилизации в XXI веке.

5. Глобализация общества и культурологические аспекты проблемы обеспечения его безопасного развития

В работе проведен анализ развития современного процесса глобализации общества и его воздействия на эволюцию национальных и этнических культур. Ниже приводятся основные выводы этого исследования.
1. Глобализация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI веке, которая оказывает исключительно сильное воздействие на социально-экономические, политические и культурологические аспекты развития практически всех стран мира. Этот процесс является весьма сложным и внутренне противоречивым. Он еще недостаточно изучен в научном плане, а его прогнозируемые последствия еще плохо осознаны даже элитарной частью мирового сообщества, хотя в последние годы они начинают все более широко обсуждаться в научной и общественно-политической литературе.

2. С культурологической точки зрения, глобализация общества означает новую гуманитарную революцию, в результате которой многие традиционные национальные и этнические культуры претерпят существенные изменения, а некоторые из них могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными. Под давлением политики неоглобализма, которая сегодня весьма агрессивно проводится странами «золотого миллиарда» во главе с США, в ближайшие десятилетия следует ожидать пересмотра традиционной системы ценностей не только восточных стран, но также и стран Европы. При этом такие ценности, как социальная ответственность, патриотизм, высокая нравственность и уважение к старшим, активно вытесняются новыми ценностями, поставленными на службу индивидуализму, стремлению к материальному благополучию и самоутверждению в обществе, основанном на приоритете потребления. Естественно, что эта тенденция деформации культуры общества представляет собой новую глобальную угрозу для его будущего, так как находится в полном противоречии не только с выдающимися достижениями мировой культуры, но также и с основными условиями дальнейшего безопасного развития цивилизации.

3. Наблюдающиеся в последние годы факты поддержки неоглобалистами проявлений этнического сепаратизма в ряде стран мира вовсе не означают их озабоченности проблемами сохранения и развития традиционных этнических культур. На самом деле это всего лишь ловкий тактический прием, направленный на подрыв устойчивости национальных государств, которые и являются сегодня основным препятствием на пути неоглобалистов к мировым запасам природных ресурсов.

4. История свидетельствует о том, что вслед за разрушением национального многоэтнического государства неизбежно следует деградация не только национальной культуры, но также и этнических культур тех народов, которые образуют данную нацию. А это нарушает преемственность поколений, ведет к потере языкового разнообразия и утрате многих региональных знаний, необходимых для выживания человечества перед лицом глобальной экономической катастрофы. Именно поэтому борьба за сохранение сильного национального государства и самобытной национальной культуры является сегодня также и борьбой за сохранение и развитие традиционных этнических культур.

5. Опыт национального строительства в таких странах, как Австралия, Мексика, Сингапур, убедительно свидетельствует о том, что при использовании многорасового подхода в государственной культурологической политике можно добиться необходимого равновесия в сочетании общенациональных и этнических интересов, которое и является важнейшим условием для обеспечения социальной стабильности в обществе даже в современных условиях его нарастающей глобализации.

6. Духовные ценности в решении проблемы обеспечения безопасного развития России

Приведенные выше выводы в полной мере относятся и к современной ситуации в России. Наша страна сегодня не только находится в эпицентре атак неоглобализма, но также переживает системный кризис. Приоритетной задачей для преодоления этого кризиса, по глубокому убеждению автора, должно стать сохранение национальной культуры России, а также традиционных этнических культур всех народов нашей страны. При этом в центре внимания должно быть бережное сохранение тех традиций и духовных ценностей, которые и составляют фундамент российской национальной культуры. Только на этой основе могут быть эффективно решены все другие задачи экономического и социального развития России, а также задачи обеспечения ее национальной безопасности. Исследования показывают, что эта роль на современном этапе развития нашей страны является определяющей.

Так, например, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации вполне обоснованно отмечается, что одной из угроз, представляющих наибольшую опасность в сфере духовной жизни нашей страны, является «неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны». Сегодня это одна из самых главных угроз для будущего России и противодействие этой угрозе должно быть комплексным. Оно должно осуществляться на всех уровнях – в семье, в обществе, в системе образования, в профессиональной сфере, но главным образом – в сфере культуры. И здесь очень важную социальную роль могут и должны выполнять общественные организации, которые должны стать не только центрами национальной культуры, но и ее активными проводниками. При этом представляется очень важным наладить их взаимодействие с представителями молодого поколения. Ведь это та часть нашего общества, которой и предстоит принять на себя ответственность за судьбу страны, переживающей сегодня далеко не лучшие времена.

Нам предстоят еще многие годы преобразований и реформ. Путь социально экономического и духовного возрождения России будет нелегким. Однако уже сегодня очень важно дать людям надежду на лучшее будущее, вселить в них веру в свои силы и способности это будущее приблизить, показать те новые возможности, которые для этого уже сегодня открываются в результате происходящих в стране и мире перемен. Ведь такие перемены есть, и отрицать это невозможно.

Необходимо отметить, что в последнее время и российский бизнес также начинает поворачиваться лицом к социальным проблемам развития нашей страны. Так, например, в 2004 г. по рекомендации Международного Конгресса «Государство и бизнес: социально ответственное партнерство» в России был создан Национальный комитет по социальной ответственности бизнеса. Он призван помочь скорейшему решению в нашей стране ряда социальных проблем, включая проблемы модернизации высшего и среднего профессионального образования, обеспечения его соответствия современным требованиям.

Приведенные факты, безусловно, являются положительными и свидетельствуют о том, что и в нашей стране начинают все более активно проявлять себя процессы самоорганизации общества, направленные на выявление и более эффективное использование человеческого потенциала, который и является самым важным ресурсом для решения проблем обеспечения безопасного развития России в XXI веке.

7. Демографические аспекты безопасного развития современного общества

Еще одна новая угроза для безопасного развития мирового сообщества заключается в разрушении традиционных национальных культур стран Запада в результате притока большого количества иммигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Особенно сильно это явление начало проявлять себя в последнее десятилетие и, по некоторым прогнозам, в ближайшие годы будет только усиливаться.

Суть проблемы заключается в том, что если ранее представители восточной цивилизации в западных странах составляли весьма незначительную часть населения, то теперь дело обстоит совершенно иначе. Во многих странах Западной Европы уже сегодня существуют достаточно крупные диаспоры выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, которые не смешиваются с коренным населением, а живут обособленными анклавами, имеют свои школы, рестораны, религиозные и культурные центры и даже собственную полицию.

Так, например, численность турецкой диаспоры в Германии и алжирской во Франции сегодня составляет несколько миллионов человек, а в столице Великобритании Лондоне этнические меньшинства составляют около 40% населения. Мало того, по некоторым прогнозам, уже в 2010 г. англичане в Лондоне сами оказались в меньшинстве.

Масштабы иммиграции населения восточных стран в Западную Европу сегодня таковы, что некоторыми политологами прогнозируется появление на территории Бельгии нового арабского государства, где будут проживать, в основном, марокканцы, а официальной религией будет ислам. Ведь уже сегодня улицы Антверпена наравне с бельгийской полицией патрулирует также и мусульманская полиция, состоящая, главным образом, из марокканцев. Известный американский политолог Патрик Бьюкенен в своей монографии с характерным названием «Смерть Запада» так характеризует будущее европейского континента: «Дни Европы сочтены. Массовая иммиграция из исламского мира изменяет этнический состав старого континента… Население Европы становится все более арабским или исламским». Недавние события во Франции показали, что этот прогноз, к сожалению, сбывается. Поэтому для того, чтобы обеспечить дальнейшее безопасное развитие цивилизации в XXI веке, необходимы объединенные усилия прогрессивных сил всего мира, которые должны быть направлены на преодоление существующего в настоящее время противостояния цивилизаций Востока и Запада. Это противостояние сегодня стало очевидным и представляет собой одну из реальных угроз для безопасного развития человечества в XXI веке.

8. Послесловие

Основные положения, выводы и прогнозы настоящей работы были сформулированы автором еще пять лет тому назад и опубликованы в журнале «Открытое образование». К сожалению, тогда они не стали предметом обсуждения поставленных проблем на страницах журнала. В то же время анализ показывает, что практически все эти выводы и прогнозы оправдываются и являются исключительно актуальными сегодня. Может быть, даже более актуальными по сравнению с той ситуацией, которая была в мировом сообществе пять лет назад.

Мало того, за прошедший период в гуманитарной сфере общества появились новые глобальные угрозы. Исследования показывают, что наиболее опасными из них являются возрождение фашизма и беспрецедентная по своим масштабам и последствиям манипуляция общественным сознанием. Оба эти феномена уже обсуждаются, но эффективных мер для противодействия данным угрозам еще не выработано.

Поэтому главная цель публикации настоящей работы состоит в том, чтобы привлечь внимание мировой общественности к этим проблемам и угрозам и стимулировать их активное обсуждение, которое необходимо для разработки стратегии эффективного им противодействия в интересах обеспечения национальной и международной безопасности.