Формирование новой парадигмы обществознания: российские научные школы

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: РОССИЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Ю.В. ЯКОВЕЦ [1]

ВВЕДЕНИЕ

Иногда говорят: вначале было Слово, за ним последовало Дело. Это неверно. Вначале была Мысль, которая выражалась через Слово, воплощалась в Дело. Слово без Мысли – пустышка, сотрясение воздуха, эмоциональная реакция. А Мысль – это продукт деятельности Разума, с помощью которого человек познает Истину – понимает сущности вещей, явлений, процессов в природе и обществе или в отдельных их частях.

Путь к Науке был долгим – длиной в сотни тысяч лет, прежде чем наметился путь Истины (Открытий) и способов их применения в практической деятельности (Изобретений), что позволило большим массам людей (которые объединялись в Государства и Цивилизации) осуществлять разнообразную деятельность по трансформации окружающего мира. Это случилось примерно в конце четвертого – начале третьего тысячелетия до н.э. в узкой полосе к северу от экватора. Тогда и были заложены основы прикладных наук, позволявших людям успешно вести земледелие (включая поддержку ирригационных систем), скотоводство, сооружать пирамиды, храмы, дворцы, до сих пор восхищающие людей своей красотой и мощью. Без Науки – в прикладном ее значении – это было бы невозможно. И без знания основ математики и астрономии. Это и была, вероятно, первая Научная Революция, ознаменовавшая рождение системы прикладных наук.

Но движение Мысли к познанию Истины невозможно остановить. Прошла пара тысячелетий – и в Древней Греции, в городах-полисах, произошла в VI–III вв. до н.э. новая научная революция: родилась Абстрактная Наука – система Истин, проникающих вглубь явлений и процессов, – вершины движения Разума к познанию Истины. В дошедших до нас трудах Платона, Аристотеля изложены основы Знания, которое сейчас заложено в фундаменте современной науки.

Подлинная Истина не умирает, она бессмертна – пока бессмертно Человечество. Но она не завершилась и не закостенела, она живет, пополняется, организуется, модифицируется – вместе с движением Жизни и Разума.

Процесс Познания, накопления Истины постепенен. Но он не является линейным и однозначным. Должно накопиться множество фактов и наблюдений, догадок и гипотез, прежде чем родится новое Знание. Повороты в системе знаний – научные революции или (по В.И. Вернадскому) Взрывы научного творчества – происходят раз в несколько столетий, в периоды исторических разломов, радикальных перемен в жизни общества. Меняется жизнь – меняется и Наука. Происходит обновление действующей или рождение новой картины мира – Научной Парадигмы. Обновляется система Знаний, новая Парадигма становится руководством к действию, помогает людям адаптироваться к меняющемуся миру.

Мысль не приходит из Космоса или от Бога. Она рождается в головах людей. Но не у всех и не у многих – у гениальных и талантливых ученых, которые способны рождать принципиально новые Идеи (Мысли). Они обычно расходятся с общепринятыми представлениями, не воспринимаются и отвергаются, и иногда проходят годы или десятилетия, прежде чем новые доказанные научные Идеи (их называют Научными Открытиями) будут признаны и найдут практическое применение. А когда Идеи овладевают Массами – они, согласно справедливому утверждению Карла Маркса, становятся Материальной Силой. Они реализу- ются в новых системах машин и технологий, в технологических и социальных революциях, в изменениях образа жизни и деятельности людей. Творцов новой парадигмы – единицы, но именно они становятся предтечами крупных перемен в жизни общества.

Но где же рождаются новые Истины, закладывается новая парадигма, где эпицентры научной революции? Для каждой научной революции или новой парадигмы всегда можно указать определенный, географически привязанный к стране и связанный с конкретными именами Эпицентр. Он не остается неподвижным и периодически меняется, перемещается из страны в страну. И он не обязательно связан с уровнем развития науки. Конечно, нужна необходимая крити- ческая масса научного знания, воплощенная в умах научных талантов. Но нужны и критические состояния, которые побуждают научную мысль к поиску новых Истин и способов их практического применения. Кризис становится импульсом, взрывателем для научной революции. Для разных отраслей знаний эпицентры рождений научной парадигмы могут быть разными; и когда в одной стране кипят страсти научного поиска – в другой царит самодовольство давно утвердившейся парадигмы.

Таковы некоторые исходные положения, которые необходимы для понимания научного подхода (изложенные в ряде монографий) [1–4], к рождению новой парадигмы обществознания в современной России и роли в этом процессе общественного сектора научно-неформального, не введенного в прокрустово ложе государственного управления и финансирования науки.

Актуальность этой проблемы объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, с конца прошлого века преобладающая ныне индустриальная научная парадигма (особенно в области общественных наук) находится в состоянии глубокого кризиса, завершения ее жизненного цикла. Но одновременно происходит процесс становления новой парадигмы, краеугольные камни которой заложены обогнавшими свое время российскими учеными еще в первой половине XX века, а фундаментальные основы и каркас здания сооружаются с конца XX века. В становлении и распространении этой парадигмы и состоит содержание научной революции первой половины XXI века.

Во-вторых, если в предыдущей научной революции, два–три столетия назад, лидирующее место принадлежало естественным и техническим наукам (что объясняется техногенным характером индустриальной мировой цивилизации и чувственного социокультурного строя), то в новой парадигме лидерами являются науки о природе, человеке и обществе и его взаимодействии с природой (экология). Это вытекает из гуманистически-ноосферной сущности интегральной цивилизации.

В-третьих, если прошлая научная парадигма зарождалась и устанавливала свое господство в Западной Европе, в эпицентре промышленной революции, – то новая парадигма зарождается и утверждается в России и на Востоке, куда перемещается центр творческой активности, как и предсказал Питирим Сорокин более полувека назад. А в области общественных наук такой эпицентр находится в России. И это не случайно. Краеугольные камни и основы новой парадигмы обществознания закладываются здесь более века трудами нескольких поколений российских ученых – 1900-х, 1930-х, 1960-х, 1990-х годов. И сейчас пришло время утверждения этой парадигмы в ее современном виде как результата активной деятельности ряда сложившихся в течение последней четверти века научных школ.

В-четвертых, еще раз подтверждается положение Томаса Куна, что новая парадигма рождается вне фундаментальной науки. Ее первоисточниками становятся не узкоспециализированные и поддерживаемые государством академические институты, а междисциплинарные академии и институты общественного сектора науки, ведущие междисциплинарные исследования и свободные в выборе тематики развития знания.

Как раз в исходной точке и в разгар российского цивилизационного кризиса, в начале 1990-х годов возникло научное течение неформальной, независимой научной мысли, общественный сектор науки, прежде всего, обществознания. В 1990 г. были созданы Ассоциация «Прогнозы и циклы» (30.03.1990 г.), Центр общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт экономических стратегий, Российская академия естественных наук, Технологическая и Инженерная академии. Без государственной поддержки, вопреки бедствиям кризиса, они оживили и подняли научную мысль, доказав свою жизнеспособность. На базе Ассоциации «Прогнозы и циклы» в 1992 году были созданы Международный фонд Н.Д. Кондратьева, в 1996 году – Отделение исследований циклов и прогнозирования РАЕН, в 1999 году – Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева. Восприняв наследие своих великих предшественников XX века, они развили его и сформировали ряд ведущих в мире научных школ – русского циклизма, цивилизационную, интегрального макропрогнозирования, стратегической динамики. С ними кооперировались родственные междисциплинарные научные школы – инновационная, ноосферная, социодемографическая, глобального моделирования, устойчивого развития, философии хозяйства. Вместе они образовали мощный поток социально-экономической мысли, осуществляющий формирование новой парадигмы обществознания. И в этом мощном движении лидируют российские научные школы, находящие своих единомышленников в других странах и закладывающие основы научной революции XXI века в области наук об обществе.

Целью настоящего доклада является осмысление теоретических основ, содержания, этапов зарождения и перспектив развития этого взрыва научного творчества в современной многострадальной России – явления непонятного и неприемлемого для адептов уходящей индустриальной парадигмы и ее современного неолиберального крыла. Тем более что мне это сделать несложно, поскольку я с самого начала (если датировать точнее, с 1984 года, с публикации монографии «Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование») являюсь непосредственным участником и одним из лидеров этого движения, набирающего силу и влияние. Основные идеи и постулаты новой парадигмы обсуждались на 33 междисциплинарных дискуссиях (начиная с 1988 г.), 10 международных Кондратьевских конференциях (с 1992 г.), 9 цивилизационных форумах (с 2008 г.), на множестве международных научных конференций, а также были представлены на конференциях РИО+10 и РИО+20, в штаб-квартирах ООН и ЮНЕСКО. Новые идеи нашли выражение в десятках монографий, серии учебников для Открытого университета диалога цивилизаций.

Но нужно честно признать, что пока новая парадигма не получила широкого признания и распространения. Сейчас пришло время прорвать информационную блокаду, выйти на широкие просторы общественной мысли и профессионального образования, в том числе с помощью современных информационных технологий. Это центральная задача на ближайшее десятилетие. Этому будет способствовать процесс смены поколений, а также обострение цивилизационного кризиса. Кризис осуществляет селекцию жизнеспособных идей и их закладку: «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат».

1. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ВЗРЫВОВ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1. Физиологические основы научного творчества

Научная деятельность – высший результат функционирования головного мозга человека, итог длившегося сотни миллионов лет процесса цефализации млекопитающих – увеличения объема и функций головного мозга. Надо полагать, что этот процесс продолжается в эволюции рода Человека (Homo), смене его видов – вплоть до Человека Разумного (Homo Sapiens) – около сорока тысячелетий. Не исключено, что это не последний вид, что эволюция человека не завершена – но пока нет данных для суждения об этом.

Правополушарная деятельность мозга человека выполняет те же функции, что и у других видов млекопитающих – воспринимает через рецепторы (органы зрения, слуха, обоняния, осязания) сигналы внешнего мира, обрабатывает их и для реакции – безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. Студентом я прослушал на биофаке Ленинградского госуниверситета курс лекций о формировании высшей нервной деятельности; затем организовал городскую конференцию студентов и аспирантов по второй сигнальной системе; побывал в Колтушах в знаменитой лаборатории первого российского нобелевского лауреата И.П. Павлова. Правое полушарие является основой первой сигнальной системы, общей с другими видами животного мира, для эмоциональной реакции на него, левополушарная деятельность является основой для логического осмысления полученной информации, выводов о взаимодействиях, научных обобщений полученных фактов, формирования новых знаний – идей, гипотез и высшей формы – научных открытий. В процессе обучения (семейного, школьного, уни- верситетского) человек осваивает накопленные знания и по мере способностей применяет их. Высший результат познания – озарения, внезапный выход на новый уровень знания, – естественно, на базе накопленного багажа и способ- ности к творческому, конструктивному мышлению, устремлению к поиску новых истин. При этом оперирует вторая сигнальная система – обобщенные образы процессов, явлений, взаимосвязей.

Я полагаю, что сейчас можно говорить о формировании третьей сигнальной системы, синтезирующую лево- и правополушарную деятельность мозга в виртуальном пространстве. Этому способствует развитие Интернета, кибернетики. Соединение образного и логичного способа познания ускоряет процесс обучения и приращения знаний, но таит в себе опасность ухода из реального мира в виртуальный. Сейчас это распространенная болезнь среди прикованной к монитору молодежи.

1.2. Этапы эволюции научного знания

Эволюция научного знания прошла путь, измеряющийся сотнями тысяч лет. Сначала шло накопление чисто эмпирических знаний о явлениях и процессах природы и человека и передача их от поколения к поколению; причем реальные, истинные знания дополнялись мифами, помогавшими перейти порог непонятного, недоступного разуму человека на первых этапах его формирования и развития.

Неолитическая революция, а затем городская революция, развитие общественного и профессионального разделения труда явились результатом накопленных знаний и их практического применения. Развитие земледелия и скотоводства, переработки их продуктов, занятие ремеслом, строительством, ведение сложных оросительных систем и строительство пирамид, дворцов, храмов, усложнение системы общественных отношений требовали определенного уровня знаний и пополняли их. Возникновение и развитие рынка, обмена и денег, формирование государств и цивилизаций, появление права, систем управления требовали определенного и предметного уровня знаний, закладывающих основы наук об обществе. На рубеже IV–III тыс. до н.э. можно говорить о формировании системы прикладных наук – не только естественных и технических, но и общественных. Накоплением знаний занимались эксперты – жрецы и придворные мудрецы.

Так в здании научного знания появились фундамент и первый этаж (прикладные науки). Не хватало верхнего этажа – системы абстрактных наук и философии. Задача достройки здания науки была решена в период научной революции VI–III вв. до н.э. в Древней Греции, а также в Индии и Китае. Одновременно создавались институты передачи знаний новому поколению – школы учеников Конфуция и Сократа, Академия Платона (действовала более 900 лет), лицей Аристотеля.

Новый взрыв научного творчества относится к эпохам Ренессанса и Просвещения. Было воспринято и развито научное наследие античности, сформировалась новая картина мира (Коперник, Галилей, Леонардо да Винчи, Ньютон, Ломоносов).

1.3. Теория динамики научного знания и смены научных парадигм

Значительный вклад в формирование теории динамики научного знания внесли Владимир Вернадский, Питирим Сорокин, Томас Кун. Их положения развиты современной школой русского циклизма и цивилизационной школой, что нашло отражение в монографиях Ю.В. Яковца «Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование» [2] (1984), «Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм» [3] (1988), «Эпохальные инновации XXI века» [4] (2004), «Великая научная революция XXI века» [5] (2010).

Владимир Вернадский: теория эволюции науки

Теория эволюции науки наиболее четко представлена в докладе одного из крупнейших ученых XX века Владимира Вернадского на заседании Комиссии по истории знаний АН СССР 14 ноября 1926 года – докладе компактном, предельно насыщенном новыми идеями и незаслуженно забытом. Остановимся вкратце на основных идеях В.И. Вернадского по этой проблеме.

1. «Ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения… Она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления» [6] . Периоды высокой инновационности науки, появления множества ярких идей, формирования новых теорий сменяются более длительными периодами ее эволюционного совершенствования, отделки деталей, накопления новых фактов, когда преобладают улучшающие научные инновации, а со временем, когда теория в основном устарела и перестала отвечать действительности, то и псевдоинновации. Характер инноваций, их структура меняются на разных фазах научного цикла. Новые идеи и теории радикального характера (эпохальные и базисные инновации) первоначально встречают сопротивление сторонников преобладающих теорий; лишь со временем те научные инновации, которые сумели преодолеть это сопротивление и доказать свою истинность, принимаются научным сообществом, включаются в состав преобладающей парадигмы или в фундамент новой.

2. «Взрывы научного творчества, повторяющиеся через столетия, указывают… на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу» [7].

Здесь речь идет о научных революциях при смене вековых циклов, когда идет девятый вал базисных научных инноваций, меняющий картину мира, формирующий новое общенаучное множество частных парадигм. Такие взрывы научного творчества наблюдались в Древней Греции в VI–IV вв. до н.э., в эпоху Ренессанса в Западной Европе в XV–XVII вв., во второй половине XIX – начале XX вв. В начале XX в. развертывается очередная научная революция, которая изменит картину мира, приведет к утверждению постиндустриальной научной парадигмы, радикальному инновационному обновлению ныне преобладающей системы научных взглядов. Основы этой парадигмы были заложены еще в первой половине XX в. – в теории циклов и кризисов М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, учении о ноосфере В.И. Вернадского, теории социокультурной динамики и интегрализма Питирима Сорокина, общей теории динамики систем А.А. Богданова и др. Но лишь сейчас пришло время построения на основе этого фундамента целостной системы научных знаний, отвечающих условиям развития общества в XXI в., создаются социальные условия для реализации этого кластера базисных научных инноваций, формирующих ядро эпохальной научной инновации XXI в.

3. В результате научной революции, взрыва научного творчества меняется структура научного знания, состав лидирующих его отраслей и научных школ. «Все ярче выдвигается общность законностей для разных проявлений знания – исторических и биологических наук. Исторический процесс сознается как единый для всего Homo sapiens, и в связи с этим, с одной стороны, укореняется связь исторических знаний со знаниями биологическими, а с другой – в строе исторических знаний идет перелом, небывалый по силе и по последствиям в их прошлом бытии» [8] . Если для индустриальной эпохи было характерно лидерство естественных и технических наук, ориентированных на познание и покорение природы, то в постиндустриальной цивилизации на первый план выходят науки о человеке, обществе, живой природе, о поддержании равновесия природы и общества на основе их рациональной коэволюции. Это предполагает перестройку структуры научных сил и перераспределение ресурсов, выделяемых на развитие науки.

4. Рассматривая общую тенденцию развития научного знания на основе пери- одически возникающих волн научных инноваций, В.И. Вернадский сформировал учение о ноосфере, о решающей роли науки в развитии общества. «Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли», перехода с помощью научного направляемого разума человека биосферы в нoocфepy [9] .

Становление ноосферы – важнейшая составная часть трансформации технократического индустриального общества в гуманистически-ноосферное постиндустриальное, эпохальная инновация, равнозначная «осевому времени» по Карлу Ясперсу, качественно меняющая роль науки в обществе и ее ответственность за судьбу человечества и биосферы Земли.

Томас Кун о научной парадигме

Полное исследование сущности и роли научных парадигм, механизма их смены дал Томас Кун в монографии «Структура научной революции», опубликованной в 1969 г. «Под научной парадигмой, – писал он, – я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» [10]. Преобладающая парадигма – сознательно или подсознательно – служит исходной базой и для принятия практических стратегических решений в той или иной сфере общественной жизни.

Томас Кун показал, что научные парадигмы периодически меняются, когда изменяются условия жизнедеятельности общества и осуществляются прорывы в новые этажи здания науки.

Томас Кун показывает, что смена парадигм происходит тогда, когда накапливается масса фактов и головоломок, которые невозможно решить с помощью преобладающей парадигмы, причем возникает новая парадигма обычно вне нормальной (преобладающей) науки. Ее делают либо молодые ученые, либо ученые смежных специальностей, не признающих сложившейся при преобладающей парадигме системы правил, ограничений и запретов.

Следует различать общенаучные парадигмы, признаваемые всем мировым сообществом независимо от отрасли научного знания, цивилизации, страны, виды деятельности; специализированные парадигмы, являющиеся теоретической базой той или иной отрасли знания и взаимосвязанных групп наук (например, парадигма общественных наук), и локальные парадигмы, отражающие специфику восприятия истины той или иной общностью людей (локальной цивилизацией, нацией, этносом и т. д.). Все эти три вида формируют единую пирамиду научных пирамид (или дерево пирамид), отражающую ветвистость древа познания и могут меняться в разное время и с различной глубиной.

Современная школа русского циклизма сконцентрировала внимание на циклично-генетических закономерностях развития научного знания.

Научные циклы, кризисы и революции

Время преобладания той или иной общенаучной парадигмы определяет содержание научного цикла или цикла развития науки. Смена парадигм сопровождается кризисом научного знания, выход из которого развертывается на основе взрыва научного творчества, волны эпохальных и базисных научных инноваций, волны научных открытий. Остановимся подробнее на этих процессах и явлениях.

Научные циклы

Смена общенаучных парадигм является содержанием научной революции, началом нового долгосрочного научного цикла. Какие стадии (фазы) проходит научный цикл в своем развитии?

Каждый научный цикл включает шесть следующих фаз.

Зарождение – проявление научных открытий в рамках кризисной фазы предыдущего научного цикла в ответ на новые вызовы эпохи, обусловленные противоречиями заката мировой цивилизации цикла или переходом его от одной фазы к другой. Эти открытия пока разобщены, делаются отдельными учеными разных специальностей и не получают широкого признания ни в научном сообществе, ни в обществе.

Следующая фаза – научная революция, объединение прошедших проверку крупных научных открытий в кластер, являющийся ядром новой картины мира и указывающий путь к новому цивилизационному циклу всему задыхающемуся в тисках кризиса обществу.

Диффузия – фаза распространения достижений научной революции, признания и включения в научные труды и учебники новой парадигмы, ее материализации в новых поколениях техники и в технологических укладах, в улучшенном экономическом, социальном и политическом строе, в системе образования, в новых художественных стилях и т.п. Меняется мир – меняются и картина мира, и ее восприятие, и использование людьми и их cooбществами.

Фаза преобладания – период, когда новая парадигма является общепризнанной, общеупотребляемой; ее применение приносит гарантированный успех в разных видах деятельности; ею заполнены учебники и средства массовой информации; ее знание или неприятие считается невежеством.

Фаза кризиса. Однако приходит время, когда, с одной стороны, общество меняется, возникают принципиально новые проблемы и головоломки, которые невозможно уложить в прокрустово ложе преобладающей парадигмы. С другой стороны, наука не стоит на месте, появляются новые гипотезы, теории, открытия, более эффективные решения вновь возникших проблем и головоломок. Воз- никает кризис науки, поскольку она на время ослабляет свою креативную силу и прогностическую способность. Этот кризис разрешается на основе очередной научной революции, признания и распространения следующей научной парадигмы, кластера эпохальных и базисных научных инноваций.

Реликтовое состояние. Однако радикальные перемены в общественном сознании в сфере познания происходят небыстро. Уходящая со сцены научная парадигма прочно сидит в головах у старшего поколения, и пока она сохраняется, продолжает свой жизненный цикл – хотя и в реликтовом состоянии. Поэтому в общественном сознании одновременно сосуществуют три парадигмы: уходящая, находящаяся в кризисном или реликтовом состоянии; приходящая, находящаяся в фазах зарождения; и инновационного освоения (ядро научной революции).

Выше шла речь о структуре сверхдолгосрочного, цивилизационного научного цикла, который в современную эпоху охватывает два–три столетия. Но он включает в себя несколько долгосрочных (примерно полувековых) циклов, тесно связанных с Кондратьевскими циклами и сопровождающихся переменами в научной парадигме, хотя и не столь глубокими, как при цивилизационных циклах.

Кризисы науки

Кризисы в динамике науки столь же закономерны, полезны и предсказуемы, как и кризисные фазы в других видах циклов.

В чем находят выражение кризисы в науке?

Во-первых, в уменьшении числа крупных научных открытий и изобретений, формирующихся на базе устаревшей научной парадигмы. Ученые и изобретатели уже не в силах воспринимать новое видение стремительно меняющегося мира и крупных изобретений. Падает научная активность и результативность исчерпавших свой потенциал научных школ и их лидеров.

Во-вторых, падает престиж науки, сокращается приток молодежи, происходит старение научных кадров. Снижается продуктивность преобладающих научных школ, приверженных уходящей парадигме.

В-третьих, происходит перестройка структуры научного потенциала. Государство и корпорации уменьшают ассигнования на научные исследования и раз- работки в условиях нисходящей волны Кондратьевского цикла, что негативно сказывается на отраслевой и заводской науке, сокращаются вложения в фунда- ментальные исследования, выполняемые академической и вузовской наукой.

Проявления кризиса в науке сохраняются длительное время и проявляются неодинаково в разных странах и цивилизациях.

Взрывы научного творчества

«Инновации преодолевают депрессию». Таково главное правило выхода из кризиса, сформулированное немецким экономистом Герхардом Меншем в опубликованной в 1975 г., в разгар мирового экономического кризиса 70-x годов монографии «Технологический пат. Инновации преодолевают депрессию» [11]. Г. Менш классифицировал инновации на базисные, улучшающие и псевдоинновации и показал, что на следующей за кризисом фазе депрессии складываются предпосылки для освоения волны базисных инноваций, реализующих научные открытия и крупные изобретения, а в фазе оживления они становятся основой для еще более высокой волны улучшающих инноваций, служащих основой для ускорения темпов экономического роста и повышения эффективности производства, увеличения нормы и массы прибыли. Однако к концу фазы подъема потенциал инновационного прорыва истощается, все более широко применяются псевдоинновации для улучшения отслуживших свой срок поколений техники и технологии.

В своей книге «Эпохальные инновации XXI века» я вслед за нобелевским лауреатом Саймоном Кузнецом дополнил эту классификацию понятием эпохальных инноваций, лежащих в основе смены технологических и экономических способов производства, и ввел понятие антиинноваций – нововведений, вектор которых направлен не вперед, а назад, в устремлении вернуться к пройденным этапам технологического, экономического и общественного развития (яркий пример – неолиберальные рыночные реформы 90-x годов в России и других странах, инициированные и поддержанные Международным валютным фондом).

Сформулированное выше правило выхода из кризиса на основе приведенной классификации инноваций в полной мере относится и к такой сложной творческой деятельности, как наука. Выход из кризисной фазы сверхдолгосрочных (цивилизационных) и долгосрочных (Кондратьевских) циклов и здесь лежит на магистральном пути освоения и распространения эпохальных научных инноваций (научной революции и новой парадигмы) и базисных инноваций, составляющих структуру научной революции, парадигм отдельных наук, локальных парадигм, волны научных открытий и крупных изобретений, которые становятся исходной базой и источником эпохальных и базисных технологических, экономических, экологических, политических и иных нововведений. Затем в это поле прорыва устремляется масса энергичных исследователей, которые дополняют, уточняют и реализуют эпохальные и базисные научные инновации в высокой волне теорий, научных открытий, смелых конструкторских разработок.

Именно на этой волне происходит инновационно-технологический прорыв – сначала в авангардных странах и цивилизациях, а затем и следующих за ними. Периферийные, отставшие страны при этом надолго могут оставаться в аутсайдерах, подвергаясь эксплуатации со стороны ушедших вперед и закрепивших за собой монопольное положение в науке, технике и экономике.

Уникальные исследования (открытий и изобретений) в развитии науки выполнил Питирим Сорокин вместе с привлеченной им группой экспертов. Иссле- дования охватывают период около пяти с половиной тысяч лет применительно к западноевропейской цивилизации и включают естественнонаучные открытия и технические изобретения (см. табл. 1).

Стратегические приоритеты №6, 2015 г.

Если в период раннеклассовой мировой цивилизации (3500–801 гг. до н.э.) открытия и изобретения были редкостью и встречались далеко не каждое столетие (5 открытий и 17 изобретений за 27 столетий), то за 13 столетий античной эпохи (800 г. до н.э. – 500 г. н.э.) их количество увеличилось в 15,8 раз, особенно открытий, – 241 открытие и 107 изобретений. Это явилось результатом научной революции в Древней Греции, когда количество открытий возросло до 34 в V в. до н.э., 46 – в IV в. (это время Платона и Аристотеля) и 33 – в III веке до н.э.; при этом рост числа изобретений был значительно меньшим (5, 12 и 17 соответственно).

В период заката римской цивилизации научная активность падает, число открытий снизилось до 5 в III в. н.э., 9 в IV в. и 2 в V в.; изобретений было 4 во II в., 3 – в III, 8 – в IV, 2 – в V в.

Следующие 7 столетий (средневековая цивилизация) характеризуются регрессом науки, низким уровнем научной и творческой активности. В IX и X вв. открытий вообще не было, количество изобретений повысилось от 1 (VIII в.) и 2 (VII в.) до 5; всего за 700 лет 50 открытий и изобретений – в 4 раза меньше, чем в античную эпоху. Это были действительно «темные века».

С XIII века, с ростом числа городов, торговли, ремесел наблюдалась значительная активизация научной деятельности. Число открытий выросло до 39 в XIII в., 31 в XIV в. и 45 в XV в., изобретений – до 9, 25 и 49 соответственно.

Подлинный скачок начался в эпоху Ренессанса, раннеиндустриальной цивилизации, с развитием мануфактурного производства. Фернан Бродель назвал это первой промышленной революцией. Количество открытий увеличилось до 245 в XVI в., 492 в XVII в. и 1044 в XVIII в., изобретений соответственно 121, 119 и 519. Джон Бернал определил этот период как Великую научную революцию.

Промышленная революция дала новый толчок развитию науки и особенно изобретательской деятельности. Количество научных открытий в XIX веке выросло до 3937 и изобретений до 3977. Это отвечало характеру техногенной индустриальной цивилизации, чувственному социокультурному строю.

Исследование Питирима Сорокина подтверждает вывод о цикличных колебаниях динамики научного знания, тесно связанных с цивилизационными циклами.

2. КРИЗИС НАУКИ И НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XXI В.

2.1. Факторы и последствия современного кризиса науки

В послевоенные десятилетия наблюдался бурный рост науки и изобретательской деятельности в ведущих странах мира. Это объяснялось двумя факторами: развертыванием научно-технической революции (НТР-20) и гонкой вооружений в условиях «холодной войны». Результатом стали рекордные темпы экономического роста – 4,9% среднегодового прироста ВВП в 1950–1973 гг. Ускоренно распространился четвертый технологический уклад (ТУ-4), развивалось соперничество в освоении космоса и информационных технологий. Лидерами этой гонки стали США, Япония, СССР, Западная Европа.

Однако с 1990-х годов наблюдается перелом тенденций, развертывание глобальных кризисов – научного, изобретательского и технологического. Стали снижаться доля затрат на НИОКР в ВВП, численность исследователей. Снизились темпы роста числа патентных заявок на изобретения от резидентов, а в Японии и Западной Европе они сокращаются с начала XXI века. Падали темпы экономического роста и повышения производительности труда, участились экономические кризисы.

Такие тенденции обусловлены несколькими факторами.

Во-первых, цивилизационным кризисом, закатом индустриальной мировой цивилизации, которая в основном исчерпала свой творческий потенциал, ресурсы роста. Сформировалась «экономика мыльных пузырей», капитал вместо инноваций устремился в спекулятивные биржевые игры.

Во-вторых, исчерпан потенциал индустриального технологического способа производства, ориентированного на усиленную эксплуатацию рабочей силы и природных ресурсов отстающих стран. Переход к пятому технологическому укладу (ТУ-5) уже не дал ожидаемого скачка.

В-третьих, прекращение «холодной войны», временное уменьшение доли военных расходов в ВВП ослабило стимулы к развитию науки и изобретательской деятельности при поддержке государств.

В-четвертых, наблюдается деградация научно-технологического потенциала в России и в других постсоциалистических странах, что привело к резкому падению научной и изобретательской активности.

2.2. Развертывание новой научной революции

Однако кризис науки конца XX – начала XXI веков отнюдь не означает «конец Века Науки», как об этом возвестил американский публицист Джон Хорган [12]. Это лишь предвестник нового взрыва научного творчества, научной революции XXI века [13], которая уже развертывается в авангардных странах. В чем состоят про- явления и предпосылки этой революции?

Во-первых, начинается процесс становления очередной интегральной мировой цивилизации. Ее отличие состоит в социальной, ноосферной и инновационной ориентации. Ее становление связано с глубокой трансформацией технологической базы общества, экономики, социальной сферы, с реализацией экологического императива и с волной базисных инноваций. А их основой являются научные открытия и крупные изобретения. Проявляется действие закона, обоснованного Н.Д. Кондратьевым: повышательной волне нового технологического уклада предшествует волна научных открытий и технических изобретений [14]. А это означает востребованность обществом результатов научной деятельности, служащих исходным пунктом взрыва научного творчества.

Во-вторых, развивается предсказанный Питиримом Сорокиным процесс сдвига центра творческой активности на Восток [15], и прежде всего в Китай, который становится мировым лидером НТР-21. В подготовленном в 2014 году докладе «Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС» [16] доказано, что страны Востока и Юга по темпам экономического роста и валового накопления капитала в 2000–2012 гг. в несколько раз обогнали страны с высокими доходами, а в 2014 г. семь крупнейших развивающихся стран превзошли «Большую семерку» по объему ВВП по ППС, а Китай обогнал США. Вступил в действие закон колебания исторического маятника, который двинулся с Запада на Восток.

В-третьих, вступает в силу обоснованная Н.Д. Кондратьевым закономерность смены долгосрочных циклов экономической конъюнктуры и их материальной основы – технологических укладов на основе волны базисных инноваций. В ближайшие годы завершается понижательная волна пятого Кондратьевского цикла и начнется переход к шестому циклу и адекватному ему технологическому укладу. Это предполагает крупномасштабное обновление основного капитала на базе освоения научных открытий и крупных изобретений, что приведет к новому подъему науки, ее опережающему развитию. Такой подъем наблюдается в Китае, Республике Корея, и в ближайшие годы он может получить более широкое распространение. Однако его тормозит низкий уровень доходов в большинстве развивающихся стран (особенно мусульманских) и падение уровня изобретательской активности в ряде стран с высокими доходами (сокращается число патентных заявок на изобретения от резидентов).

В-четвертых, цивилизационный кризис усугубляется тем, что правительства и деловые круги, большинство ученых руководствуются устаревшей парадигмой и неолиберальными догмами, не способны диагностировать глубину кризиса и выработать адекватную стратегию его преодоления. Растет отрыв власти от науки. Ныне принимающие стратегические решения лидеры поколения 1990-х оказались неспособными справиться с этой задачей. Но время их преобладания подходит к концу. С 2020-х годов к руководству на политическом и национальном уровнях приходят лидеры поколения 2020-х, по которому кри- зис ударил наиболее сильно. Они стремятся преодолеть доставшееся им тяже- лое наследство, а без науки сделать это невозможно. И в самой науке происходит смена поколений лидеров. Новое поколение более радикально и открыто для открытий, изобретений и инноваций.

Таким образом, можно ожидать, что новая научная революция, которая уже развернулась в авангардных странах, найдет воплощение в смене научных парадигм, волне научных открытий, крупных изобретений и базисных инноваций, которые приведут к повышательной волне шестого Кондратьевского цикла и седьмого цивилизационного цикла с 2020-х годов.

2.3. Структура новой научной парадигмы

Новая научная парадигма по содержанию будет принципиально отличаться от преобладающей парадигмы, адекватной условиям развития индустриальной цивилизации, и ориентироваться на гуманистически-ноосферный характер грядущей интегральной цивилизации.

Во-первых, в соответствии с социальной, гуманитарной ориентацией интегральной цивилизации в новой парадигме центральное место уделяется наукам о жизни, человеке и обществе, предпосылкам их сохранения и развития, т.е. био- логическим, медицинским, общественным и гуманитарным наукам. Естественные и технические науки также получат новый импульс развития, особенно в связи с использованием новых институтов познания, но они в большей мере будут нацелены на решение социально-гуманитарных проблем сохранения и повышения жизнеспособности человечества.

Во-вторых, экологический императив, сформулированный Н.Н. Моисеевым [17], открытый В.И. Вернадским закон перехода биосферы в ноосферу [18] требуют выдвижения на передний план экологических наук, обеспечивающих гармоничную коэволюцию природы и общества. Это потребует разработки и осуществления стратегии становления ноосферного энергоэкологического способа производства и потребления, учета экологических последствий и ограничений при разработке и осуществлении инноваций и изобретений. Прогнозирование изменений климата, стихийных бедствий, взаимодействие природы и общества приобретают приоритетное значение в соответствии с экологическим императивом и учением о ноосфере.

В-третьих, в соответствии с законом сжатия исторического времени темпы трансформации в обществе ускоряются. Это требует сокращения сроков осознания наукой происходящих перемен, формирования открытий и изобретений и их использования в инновационном развитии, быстрой адаптации к происходящим переменам. Этому противодействует постарение общества, падение доли населения в инновационно активном возрасте. Первостепенное значение приобретает прогнозирование происходящих перемен и инноватика, обеспечивающая сокращение научно-инновационного цикла от появления научного открытия до его воплощения в кластере изобретений и реализации в виде базисных инноваций.

В-четвертых, трансформации в обществе осуществляют люди в соответствии с их знаниями, уровнем образования, этикой и идеологией. А это все – составляющие социокультурного строя. Поэтому возрастает значение открытий, изобретений и инноваций, ускоряющих развитие, возрастает актуальность науки, повышающая фундаментальность, креативность и непрерывность образования, способствующих позитивной моральной и религиозной поляризации. Эти тенденции способствуют становлению интегрального, социокультурного строя, основанного, по выражению Питирима Сорокина, на единстве Истины (науки), Добра (гуманистической этике) и Красоты (высокой культуры) [19].

В-пятых, в течение тысячелетий важнейшим стимулом развития науки и ее технологического применения было производство средств ведения войны, уничтожения людей. Этому служили лучшие научные силы, наиболее образованные кадры, лучшая часть производительных сил, особенно в периоды войн и обострения геополитических отношений. И в этом достигнуты значительные успехи. Соз- дано оружие массового уничтожения, применение которого способно многократно уничтожить все живое на Земле. Демилитаризация науки откроет возможности для более полного использования человеческого разума в интересах возвышения общества, решения назревших экономических, социальных и экологических проблем, прогресса цивилизаций.

В-шестых, будет осуществлено более равномерное и справедливое распределение научного потенциала и интеллектуальной собственности между цивилизациями и странами, значительно сокращена чрезмерная поляризация в его распределении, дающая возможность ТНК и странам «золотого миллиарда» присваивать более 98% доходов от интеллектуальной собственности [20] и подавляющую часть инновационной квазиренты. Важнейшую роль в этом должны сыграть ООН, и особенно – ЮНЕСКО, которая пока уделяет мало внимания проблемам развития науки, эффективному и справедливому использованию ее потенциала, сохранению и обогащению всемирного научного наследия.

3. ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

3.1. Волны динамики российского обществознания

Эпицентры научного прогресса периодически перемещаются по планете. Каждая страна занимает свое место в этом процессе и свою траекторию волнообразной динамики научного знания.

Если проследить развитие обществознания в России за сто с лишним лет, вклад российских ученых и научных школ в зарождение и формирование новой научной парадигмы, время которой пришло в XXI веке, то можно четко выделить несколько циклов с повышательными и понижательными волнами научного творчества ученых разных поколений.

В первые два десятилетия XX века Россия находилась в условиях взрыва научного творчества, была мировым лидером по многим направлениям естественных и общественных наук, переживала повышательную волну большого научного цикла. В области обществознания расцветали, соперничали между собой или дополняли друг друга десятки научных школ, возглавляемые лидерами поколения 1900-х, а затем их учениками – лидерами поколения 1930-х. Бурно развивались как либеральные, так и марксистские течения научной мысли. Большим влиянием пользовались эсеры, представлявшие интересы большинства населения России – крестьян. В правящей элите пользовались влиянием реакционные течения.

Среди научных сил, закладывавших в этот период краеугольные камни новой парадигмы в области обществознания, стоит отметить следующие.

Основы учения о ноосфере и теории динамики научного знания заложил В.И. Вернадский (правда, большая часть его научных трудов стала известной и вошла в научный мир лишь с конца 1980-х годов, с публикацией его основных трудов). Общая теория систем, их цикличной динамики и кризисов создана А.А. Богдановым и изложена в его знаменитой «Тектологии», которая, к сожалению, до сих пор мало известна даже узкому кругу ученых. Теорию циклов и кризисов развили и обогатили М.И. Туган-Барановский и его ученик Н.Д. Кондратьев.

Основателями и лидерами российской макросоциологии были М.М. Ковалевский и его ученик Питирим Сорокин, который впоследствии стал основателем учения о социокультурном строе, социальной и культурной динамике, основателем интегрализма, который, по моему мнению, идет на смену либерализму и марксизму, интегрируя и развивая лучшие их достижения.

Крупный вклад в развитие философии, формирование нового взгляда на развитие общества внесли Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков («философия хозяйства»), А.А. Богданов.

Особенно много крупных ученых трудилось на ниве экономики, формируя новые научные школы. Здесь следует отметить Д.И. Менделеева, С.Н. Булгакова, В.И. Ленина, П.Б. Струве; среди следующего поколения – А.В. Чаянова, Н.Д. Кон- дратьева, С.Г. Струмилина, В.А. Базарова, Н.И. Бухарина.

Немалый вклад в новое осмысление истории внесли А.С. Лаппо-Данилевский, Е.В. Тарле, В.О. Ключевский.

Среди крупных ученых в области теории государства и права следует выделить Л.И. Петражицкого, П.И. Стучку, Питирима Сорокина.

Это был «золотой век» российской науки и обществознания. Нигде в мире не было такой концентрации гениев и талантов науки в самых разных областях знаний, дополняющих и обогащающих друг друга. В.И. Вернадский с полным основанием говорил о взрыве научного творчества в России того периода (и не только в России).

Однако в 1930–1940-е годы возобладала понижательная волна большого научного цикла – как в мире, так и в России. Это было время мирового кризиса 1929–1933 гг., последовавших за ним Великой депрессии и милитаризации, затем самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны. В СССР был установлен жестокий тоталитарный контроль, не допускавший свободного научного поиска в области общественных наук. Многие ученые были репрессированы. В стране утвердился догматический марксизм-ленинизм, евангелием которого стал «Краткий курс истории ВКПб». В этом духе воспитывали новое поколение. Хотя научная мысль и воплощалась в трудах ряда ученых, но она находилась под жестоким контролем. Научные открытия в области общественных наук не допускались, потому что все было открыто классиками марксизма-ленинизма, оставалось лишь их изучать и толковать их труды. Естественно, что в стране обществоведение этого периода ушло на периферию мировой науки. Но его продолжали развивать яркие таланты русского зарубежья – Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, основатели евразийской школы – Савицкий, Трубецкой и многие другие.

Однако огонь научной мысли невозможно затушить. Примерно с середины 1950-х годов начался новый большой цикл российского обществоведения. Его инициировала хрущевская «оттепель» и не особенно затронул брежнев- ский застой. В 1960–1980-е годы и особенно в 1990-е годы, несмотря на тиски цивилизационного кризиса (а может быть, благодаря им), поднималась новая повышательная волна большого цикла российского обществознания. Ее формировали ученые поколения 1930-х совместно с учеными поколения 1960-х («шестидесятники»). Фаза зарождения новых научных школ приходится на 1960–1970 гг., фаза становления новой парадигмы началась примерно с середины 1980-х годов, фаза распространения и практического применения – с середины 2000-х.

Новая парадигма вызвала сопротивление как со стороны консервативных кругов, придерживающихся марксистского течения, так и со стороны быстро ставшего модным неолиберального течения, импортированного с Запада. К тому же наука все более лишалась государственной поддержки. Вслед за отраслевой наукой была разгромлена или оттеснена на задний план академическая наука, а университетская практически лишена государственной поддержки.

И тем не менее, наблюдаются признаки нового взрыва научного творчества в области общественных наук. Россия становится лидером формирования новой парадигмы обществознания, отвечающей реалиям XXI века.

3.2. Формирование новой парадигмы обществознания

Это нашло выражение в формировании ряда научных школ. Назову лишь несколько из них, международного характера.

Школа русского циклизма [21], опирающаяся на наследие Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, М.И. Туган-Барановского, А.А. Богданова, обосновала интегральную теорию циклов, кризисов и инноваций в процессе трансформации общества. Классифицирована система циклов и кризисов в динамике общества: от сезонных, краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских) до сверхдолгосрочных (цивилизационных) и тысячелетних (исторических суперциклов в динамике глобальной цивилизации). Разработана методология прогнозиро- вания кризисов, раскрыты закономерности и пути выхода из них. Открыт закон поляризации и социально-политического партнерства в кризисных ситуациях [22].

Цивилизационная школа опирается на наследие А. Метлинского, Н.Я. Данилевского, Питирима Сорокина, Арнольда Тойнби, Фернана Броделя и стала лидирующей в мире. Сформулировано многомерное видение цивилизаций (локальных, мировых и глобальной), выявлены циклично-генетические закономерности их динамики, введено понятие генотипа цивилизаций. Предложена новая классификация истории цивилизаций и смены поколений локальных цивилизаций. Раскрыто содержание современного цивилизационного кризиса и выдвинута концепция, обосновывающая становление интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации. Предложенная стратегия ее становления на основе диалога и партнерства неоднократно представлялась в ООН. Производственно-аналитические расчеты ведутся на основе геоцивилизационной воспроизводственно-цикличной макромодели.

Российские ноосферная школа и школа устойчивого развития опираются на учение о ноосфере и коэволюции общества и природы В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева, обосновали пути и механизмы предотвращения экологической катастрофы, обеспечения гармоничного устойчивого развития, сохранения и оздоровления окружающей среды, пути становления ноосферной цивилизации. Обоснована стратегия преодоления глобального кризиса и выхода на траекторию глобального устойчивого развития на базе трансформации генотипа цивилизации.

Школа глобального моделирования и прогнозирования базируется на основе системы модифицированных глобальных моделей. Опубликован цикл монографий по долгосрочному прогнозированию глобальной динамики, цивилизационному и экологическому развитию, долгосрочным перспективам развития БРИКС, теории и истории глобального моделирования и прогнозирования.

Школа интегрального макропрогнозирования, синтезирующая теорию предвидения и цикличной динамики Николая Кондратьева, Йозефа Шумпетера, цивилизационный подход Арнольда Тойнби, Питирима Сорокина, Фернана Броделя, учение о ноосфере Владимира Вернадского и Никиты Моисеева, балансовый метод макропрогнозирования Василия Леонтьева, – разработала, опубликовала и представила в ООН и на международных форумах цикл работ по долгосрочному глобальному прогнозу цивилизаций и России, долгосрочные стратегии глобального устойчивого развития, стратегии преодоления цивилизационного кризиса, перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС.

Школа стратегической динамики на основе многомерной стратегии матрицы выполнила оценку, анализ и прогноз развития России и других стран, оценку и прогноз интегральной мощи 100 ведущих держав мира и 12 локальных цивилизаций.

Социодемографическая школа исследует демографические процессы в единстве с процессами экономического, научно-технологического и социального развития, в том числе причины и последствия современного демографического кризиса, развития депопуляции, растущей социальной поляризации, кризиса семьи. Обоснованы пути и стратегии преодоления этих крайне опасных тенденций в России и в мире, направления новой национальной и глобальной социодемографической стратегии.

Инновационно-технологическая школа акцентировала внимание на технико-экономических закономерностях динамики макросистем, на периодической смене технологических укладов и изменениях их структуры, обосновала стратегию опережающего развития на базе освоения нового технологического уклада.

Названные выше междисциплинарные научные школы (их перечень неполный) показывают глубину и разносторонность исследований проблем обществознания на новой волне большого научного цикла в области обществознания. Эта волна сформирована в основном учеными поколения 1960-х с помощью ученых поколения 1990-х.

Есть опасность, что в 2020–2040-е годы будет ослаблена повышательная волна в динамике обществоведения, поскольку творцы новой парадигмы поколения 1960-х уйдут, их наследники из поколения 1990-х немногочисленны и разрозненны, а лидеры грядущего поколения 2020-х в большинстве своем не получили глубокого, фундаментального образования. Это ставит под угрозу будущее многих современных научных школ, особенно междисциплинарного характера. Поэтому центральной задачей становится выращивание научной смены уходящему поколению, передачи накопленного им наследия и методики научного прорыва.

Впрочем, такие угрозы существуют и в развитии мирового обществоведения, которому неолиберальная волна и затухание творческой активности на закате индустриальной эпохи нанесли немалый ущерб. Это будет тормозить становление ноосферы и интегральной цивилизации. Поэтому важнейшей задачей глобального научного сообщества и ЮНЕСКО является преодоление кризиса фундаментальной науки, распространение достижений научной революции и новой парадигмы, передача великого научного наследия лидерам нового поколения и выработка у них стремления и умения осуществлять освоение и развитие новой парадигмы. На это направлено предложение МИСК о создании глобального многоязычного Интернет-портала «Всемирное научное наследие», Открытого университета диалога цивилизаций и международного научно-образовательного проекта «Академия Платона-XXI», Международной академии наук и образования. Предлагается также подготовить Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о развитии и повышении роли науки и провести Всемирный саммит для обсуждения проекта декларации и путей возвышения науки. Это будет способствовать углублению и быстрейшему распространению новой научной парадигмы, адекватной реалиям XXI века, преодолению цивилизационного кризиса и кризиса научного знания и становлению интегральной цивилизации.

3.3. Проблема научных открытий

При оценке научного рейтинга ученых, научных и образовательных учреждений и журналов России необходимо отказаться от использования американских коммерческих баз данных (Web of Science и Scopus) и перейти к использованию Российской системы научного цитирования – РИНЦ. Аналогичная международная система должна быть создана и в рамках партнерства стран БРИКС. Необходим также новый подход к оценке результатов фундаментальных исследований – по числу научных открытий, которые лежат в основе значимых изобретений и базисных инноваций.

В завещании Нобеля указано, что премии должны присуждаться за научные открытия в области физики и химии.

В Стокгольмской конвенции о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14.07.1967 г. в число объектов интеллектуальной собственности включены научные открытия. В СССР государственная регистрация научных открытий в области естественных наук осуществлялась с 1953 по 1991 гг., что способствовало завоеванию лидерских позиций в ряде областей мировой науки. В 1978 году было подписано Женевское соглашение о международной регистрации научных открытий; однако оно не вступило в силу, поскольку не было ратифицировано необходимым числом государств, его подписавших.

В патентном законе России 1992 г. (по настоянию западных советников), а затем в IV части Гражданского кодекса РФ записано, что научные открытия не могут быть предметом интеллектуальной собственности. Однако это противоречит Стокгольмской конвенции 1967 года, ратифицированной Россией, и, следовательно, п. 4 ст. 15 Конституции России, где записано, что в случае расхождения между российским законом и международным соглашением, ратифицированным РФ, в силу вступает международное соглашение. Поэтому по инициативе Отделения исследований циклов и прогнозирования РАЕН группа ученых готовит иск в Конституционный суд РФ о признании недействительными положений статьи ГК РФ об исключении научных открытий из числа объектов интеллектуальной собственности как противоречащих Конституции РФ.

Необходимо восстановить и регистрацию научных открытий на национальном уровне, подготовив соответствующий федеральный закон, и на международном уровне, вернувшись к соглашению 1978 года о международной регистрации научных открытий.

Такая регистрация должна распространяться не только на естественные, но и на технические, экологические, общественные и гуманитарные науки. Отрицание открытий в этой сфере есть по существу отрицание этих наук, поскольку любая наука – это сумма открытий об объектах, процессах и закономерностях развития общества, природы и их взаимодействия и способов по практическому использованию этих открытий.

Обоснование необходимости регистрации научных открытий и проект международного соглашения о евразийской регистрации научных открытий были подготовлены МИСК в 2013 году в порядке выполнения договора ИНЭС с Евразийской экономической комиссией по единой системе защиты и охраны интеллектуальной собственности в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Однако пока это предложение не нашло поддержки. Нужно продолжить эту работу, опираясь на поддержку научного сообщества. Это будет способствовать признанию, быстрому распространению и использованию действительных прорывов в научном знании. Регистрация научных открытий не дает авторам исключительных прав на их использование. Открытие является общим достоянием, но экспертиза и регистрация позволит отделить истинные знания от гипотез и будет способствовать более полному их использованию в науке и образовании.

Нужно сказать, что Российская академия естественных наук (РАЕН) впервые в мировой практике начала проводить регистрацию открытий в области общественных и гуманитарных наук. Наряду с этим осуществляется регистрация научных идей и научных гипотез, являющих собой этапы становления нового знания. Под научно-методическим руководством Президиума РАЕН работает Международная академия авторов научных открытий и изобретений и проводится независимая экспертиза заявок на открытия. По результатам экспертизы выдаются дипломы, подтверждающие признание научного положения открытием.

Я уже дважды получал дипломы автора научных открытий – в 2001 и 2013 гг. Такая работа может осуществляться государственными и международными регистрами научных открытий, способствуя ускорению процесса распространения научной революции XXI века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Наука является высшим достижением эволюции природы и общества, развития человеческого интеллекта, основой открытого В.И. Вернадским закона перехода биосферы в ноосферу, прогресса цивилизаций, трансформации общества. Поэтому наука требует первостепенного внимания общества, государства и бизнеса, а ее результаты: научные открытия и изобретения – защиты, использования и стимулирования.

2. Наука, зародившаяся около 10 тысячелетий назад в результате неолитической революции, развивается волнообразно, по циклично-генетическим закономерностям. Периоды эволюционного развития и упадка сменяются взрывами научного творчества, научными революциями, когда формируются общая новая и кластер частных (по отраслям знания и междисциплинарным проблемам) научных парадигм, новая картина изменяющегося мира. В основе этого процесса лежат, с одной стороны, радикальные изменения в природе и в обществе, переход к очередной исторической эпохе, а с другой стороны – более высокий уровень познания, эпохальные и базисные научные открытия, меняющие содержание и структуру научного знания.

3. XX век начинался под знаменем очередного взрыва научного творчества, прорывом к новым этажам знания. Эпицентром этого прорыва была Россия. Однако, когда в 1930–1940-е годы науку поставили на службу Молоху войны, наблюдалось падение творческой активности. В послевоенные десятилетия произошел взрыв научного творчества, прежде всего в области естественных и технических наук. Общественные науки – как в СССР, так и за рубежом – отставали в своем развитии. Двигателем научного прогресса была милитаризация экономики и науки в условиях «холодной войны». Однако этот процесс был односторонним, будущее человечества было под вопросом в связи с реальной угрозой самоубийственной термоядерной войны с использованием разрушительных средств массового уничтожения.

4. Вступление с 1990-х годов индустриальной цивилизации в фазу заката, прекращение «холодной войны» и исчерпание реального и прогностического потенциала индустриальной научной парадигмы стали причиной всеобщего кризиса науки, застоя в ее развитии, падения престижа в обществе.

В России и других постсоциалистических странах возобладали тенденции деградации научного потенциала, сокращения числа исследователей и финансирования науки, старения научных кадров, падения научной и изобретательской активности.

Однако с начала XXI века наблюдаются признаки новой научной революции: нарастание численности исследователей и изобретательской активности в авангардных странах, прежде всего в Китае. Создаются предпосылки для становления новой научной парадигмы, обновленной картины радикально меняющегося мира, краеугольные камни которой были заложены выдающимися мыслителями в XX веке. Можно ожидать, что во второй четверти века эта парадигма получит широкое распространение и станет основой волны базисных инноваций, технологической революции.

5. Тормозом научно-технологической революции XXI века (НТР-21) является слабая фундаментальная подготовка лидеров поколения 2020-х, которые должны сыграть главную роль в ее освоении и распространении. Кроме того, негативно влияют низкий уровень развития науки в большинстве восходящих стран и цивилизаций и отрыв власти от передовой науки. Основные усилия глобального сообщества должны быть направлены на снятие этих тормозов, на передачу лидерам нового поколения всемирного научного наследия, на повышение их научной и инновационной активности.

6. В России XX век начался со взрыва научного творчества, осуществленного лидерами поколения 1900-х и 1930-х годов. Россия была мировым лидером – как в естественных, так и в общественных и гуманитарных науках. В этот период были заложены краеугольные камни новой парадигмы общественных и ряда естественных наук.

Но с 1930-х годов и до середины 1950-х общественные науки были под жестким тоталитарным контролем, научная активность упала, многие ученые были репрессированы. Получали поддержку лишь естественные науки, работавшие на оборону в условиях «холодной войны».

В следующие три десятилетия наблюдалось оживление в сфере научной мысли, активизация научного творчества и изобретательской активности, хотя вряд ли можно говорить о новом взрыве научного творчества.

С конца 1980-х годов стала нарастать деградация науки в ходе неолиберальных реформ и их продолжения в начале XXI века. Численность исследователей и затраты на науку снизились втрое. Были разрушены прикладная, а в 2014 г. – академическая наука. Прекращена государственная регистрация научных открытий, изобретательская активность упала. Это стало основой подрыва военно-технического потенциала, потери конкурентоспособности экономики России, усиления ее зависимости от ТНК.

Однако в области обществознания (прежде всего, в общественном секторе науки) наблюдаются признаки взрыва научного творчества. Лидерами поколения 1960-х закладываются основы новой парадигмы обществознания, создан ряд междисциплинарных научных школ мирового уровня, невзирая на отсутствие государственной поддержки. В авангарде этого движения идет РАЕН, в области обществознания – Отделение исследований циклов и прогнозирования РАЕН и подконтрольные ему общественные научные институты. Усилилась государственная поддержка науки в оборонно-промышленном комплексе в условиях возрождения «холодной войны» против России.

7. Однако в перспективе ближайших двух–трех десятилетий можно ожидать спада этой повышательной волны в связи с малочисленностью творцов новой парадигмы поколения 1990-х и малой тягой к научному творчеству поколения 2020-х. Россия может не оказаться в авангарде продвижения и распространения новой научной парадигмы.

А чтобы предотвратить или смягчить эту угрозу, необходимо:

• многократно увеличить усилия по распространению новой парадигмы и ее передаче лидерам нового поколения через систему образования (включая развитие цивилизационного образования, Открытый университет диалога цивилизаций, учебники) и через информационные каналы (порталы и сайты Интернета, электронные издания, включая журнал «Партнерство цивилизаций», циклы телепередач и т.п.); этому же может способствовать создание Международной академии наук и образования на базе МГУ им. М.В. Ломоносова и общественного сектора науки;

• восстановить систему государственного управления научно-технологическим прорывом на основе создания надведомственного научно-технологического комитета при Президенте РФ, Высшего научного совета при нем, министерства науки и инноваций;

• увеличить долю затрат на науку в ВВП до сравнительного уровня (более 2%) с активной поддержкой новых научных школ;

• восстановить государственную регистрацию научных открытий в области естественных, экологических, технических, общественных наук и поощрение их авторов за вклад в наращивание интеллектуального потенциала страны; принять федеральный закон «О государственной регистрации научных открытий»;

• возобновить государственную поддержку инновационной отечественной интеллектуальной собственности, прежде всего изобретений как основы повышения конкурентоспособности и технологической устойчивости страны; принять федеральный закон «О государственной поддержке разработки и освоения принципиально новой техники, основанной на отечественных изобретениях»;

• разработать и принять на высшем государственном уровне долгосрочную национальную программу повышения конкурентоспособности экономики России на основе освоения достижений НТР-21, ТУ-6;

• активизировать усилия: по включению новой парадигмы в систему образования и в информационное пространство на основе подготовки и повышения квалификации научных, педагогических и информационных кадров (в том числе через Открытый университет диалога цивилизаций), по созданию сети Интернет-порталов и сайтов, серии телепередач, по использованию возможностей международного информационного агентства «Россия сегодня», по выработке и реализации национальной информационной стратегии.

1. ©Яковец Ю.В., 2015.

2. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984.

3. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988.

4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.

5. Яковец Ю.В. Великая научная революция XXI века. М.: МИСК, 2010.

6. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.

7. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 216.

8. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 222, 223.

9. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 274, 275.

10. Кун Томас. Структура научной революции. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977. С. 11.

11. Mensch, Gerhard. Das technologische Patt: Innovationen überwinden die Depression. Frankfurt-an-Main, 1975.

12. Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки / Пер. с англ. М. Жуковой. СПб.: Амфора, 2001.

13. Яковец Ю.В. Великая научная революция XXI века. М.: МИСК, 2010.

14. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. С. 382.

15. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1998.

16. Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. М.: МИСК – ИНЭС – НКИ БРИКС, 2014.

17. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: МЭНКИ, 1998.

18. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

19. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1998.

20. 2014 World Development Indicators. Washington: The World Bank, 2014. Table 5.13.

21. Вернадский В.И. Очерки по всеобщей истории науки М.: Наука, 1991; Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004.

22. Джон Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки / Пер. с англ. М. Жуковой. СПб.: Амфора, 2001; 2014 World Development Indicators. Washington: The World Bank, 2014; Яковец Ю.В. Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего. Lampeter: The Edwin Mellen Press, 1999.