НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ООН В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ООН В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К.К. КОЛИН [1]

Важным геополитическим событием последних лет стала 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоялась 25-28 сентября 2015 года в Нью-Йорке. В ее работе приняли участие делегации из 170 стран мира, включая Российскую Федерацию, которую возглавил Президент России В.В. Путин.

Одним из основных результатов работы этой Сессии стала Декларация, в которой определены глобальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года [2]. В этом документе сформулированы 17 глобальных целей в области устойчивого развития, которые должны быть достигнуты к 2030 году в интересах преодоления современного глобального кризиса цивилизации и обеспечения ее дальнейшего устойчивого развития. Для достижения этих целей определены 169 задач, на решении которых и должны быть сконцентрированы усилия мирового сообщества.

Анализ этого документа, а также состоявшейся в процессе работы Сессии ООН геополитической дискуссии, в которой приняли участие руководители Белоруссии, Казахстана, Китая, России, США и ряда других стран, показывает, что современный мир переживает критический период переломного характера. Глобальные проблемы развития цивилизации быстро нарастают и требуют адекватных и согласованных действий мирового сообщества. Однако сегодня это сообщество разделяют геополитические противоречия таких масштабов, которые могут привести к новой мировой войне. Приготовления к этой войне уже практически осуществляются действиями США и НАТО в Европе, у западных границ России, а события на Ближнем Востоке только обостряют общую геополитическую напряженность.

В этих условиях угрозы для глобальной безопасности, обусловленные природными, социально-экономическими и культурными факторами, вытесняются на второй план, хотя менее опасными они от этого не становятся и также требуют адекватной и безотлагательной реакции.

В данной работе проведен критический анализ нового стратегического плана действий ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. В ней показано, что принятая стратегия является половинчатой, так как она и не учитывает целого ряда геополитических, информационных и гуманитарных проблем глобальной безопасности, без решения которых дальнейшее устойчивое развитие цивилизации практически невозможно.

Пути решения этих проблем показаны в выступлениях политических лидеров России, Белоруссии, Китая и Казахстана, которые выступили на данной сессии ООН с конкретными и конструктивными предложениями. Эти предложения являются исключительно важными и актуальными и сегодня, в условиях быстрого нарастания глобальных угроз и дальнейшего усиления геополитической напряженности, которая приближает мир к ядерной катастрофе. Поэтому тексты этих выступлений приведены полностью в конце данной статьи.

1. Глобальные цели и направления деятельности ООН до 2030 года в области устойчивого развития

В Преамбуле принятого ООН документа сказано: «Настоящая Повестка дня – это план действий для людей, планеты и процветания. Она также направлена на укрепление всеобщего мира в условиях большей свободы. Мы признаем, что ликвидация нищеты во всех ее формах и проявлениях, включая крайнюю нищету, является важнейшей глобальной задачей и одним из необходимых условий устойчивого развития».

И далее: «Семнадцать целей в области устойчивого развития и 169 задач, которые мы объявляем сегодня, свидетельствуют о масштабности и амбициозности этой новой всеобщей повестки дня. Они предусматривают продолжение работы, начатой в период действия целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и окончательное достижение тех целей, которых не удалось достичь.

Они предусматривают реализацию прав человека для всех и обеспечение гендерного равенства, расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. Они носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.  Эти цели и задачи будут стимулировать в ближайшие 15 лет деятельность в областях, имеющих огромное значение для человечества и планеты».

Анализ структуры комплекса глобальных целей ООН в области устойчивого развития до 2030 года

Анализ показал, что в стратегии ООН определены пять комплексных направлений практических действий мирового сообщества для достижения глобальных целей устойчивого развития на период до 2030 года. Распределение целей по этим направлениям укрупненно представлено в табл.1, а полные названия этих целей – в табл. 2.

Таблица 1. Основные направления, проблемы и цели действий в области устойчивого развития на период до 2030 года

№№ пп.

Комплексное направление

 Краткое содержание глобальных проблем и целей

1. Люди

(цели 1-5)

Нищета, голод, здоровье, образование, гендерное неравенство
2. Планета

(цели 6, 13-15)

Вода, климат, моря и океаны, экосистемы суши
3. Процветание

(цели 7-12)

Энергоснабжение, экономический рост и занятость, устойчивая индустриализация, безопасные города и селения, устойчивые модели потребления и производства
4. Мир (цель 16) Строительство мирного общества
5. Партнерство (цель 17)

Глобальное партнерство

Таблица 2. Глобальные цели в области устойчивого развития

1.Покончить с нищетой во всех ее формах во всем мире.
2. Покончить с голодом, обеспечить продовольственную безопасность и улучшение питания и содействовать устойчивому развитию сельского хозяйства.
3. Обеспечить здоровый образ жизни и содействовать благополучию для всех в любом возрасте.
4. Обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
5. Добиться гендерного равенства и расширить права и возможности всех женщин и девочек.
6. Обеспечить наличие и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех.
7. Обеспечить всеобщий доступ к недорогому, надежному, устойчивому и современному энергоснабжению.
8. Содействовать неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.
9. Создать гибкую инфраструктуру, содействовать всеохватной и устойчивой индустриализации и поощрять инновации.
10. Уменьшить неравенство внутри стран и между ними.
11. Сделать города и населенные пункты открытыми, безопасными, жизнестойкими и устойчивыми.
12. Обеспечить устойчивые модели потребления и производства.
13. Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.
14. Сохранять и рационально использовать океаны, моря и морские ресурсы в интересах устойчивого развития.
15. Сохранять и восстанавливать экосистемы суши и содействовать их рациональному использованию, рационально распоряжаться лесами, бороться с опустыниванием, остановить и обратить вспять процесс деградации земель и остановить процесс утраты биоразнообразия.
16. Содействовать созданию мирных и свободных от социальных барьеров обществ в интересах устойчивого развития, обеспечивать доступ к правосудию для всех и создавать эффективные, подотчетные и основанные на широком участии учреждения на всех уровнях.
17. Укреплять средства достижения устойчивого развития и активизировать работу механизмов Глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Основные недостатки новой стратегии ООН в области устойчивого развития

Проект данной Декларации ООН готовили более двух тысяч специалистов из многих стран мира. Однако анализ показывает [3], что в ее тексте отсутствует целый ряд стратегически важных геополитических, информационных и гуманитарных проблем глобальной безопасности, без решения которых дальнейшее устойчивое развитие цивилизации практически невозможно, и поэтому основные глобальные цели, определенные в этой Декларации, вероятнее всего, не будут достигнуты.

Как можно объяснить этот принципиальный недостаток такого важнейшего международного документа?  Видимо, причина здесь заключается в том, что ООН принимает только такие решения, которые поддерживают большинство стран – членов этой организации. А по указанным выше проблемам такой поддержки получено не было.

Но ведь глобальные проблемы от этого не исчезают. Наоборот, в последние годы они быстро нарастают, а многие глобальные процессы, взаимодействуя между собой, усиливаются и превращаются в глобальные угрозы и опасности, способные полностью уничтожить жизнь на нашей планете [4].

Мало того, появились новые угрозы духовного, интеллектуального и биологического разрушения самого человека. Исследования показывают, что их дальнейшее развитие может привести к такой ситуации, когда использование термина Homo Sapiens для этого биологического вида станет неоправданным. Иначе говоря, для человека в недалекой перспективе возникнет новая глобальная проблема – как ему самому остаться Человеком [5].

Ниже кратко рассматриваются наиболее важные актуальные проблемы глобальной безопасности, которые не нашли своего необходимого отражения в указанной выше Декларации ООН и сегодня продолжают нарастать, не получая необходимого противодействия со стороны мирового сообщества. Дальнейшее сохранение этой ситуации является очень опасным, так как динамика негативных процессов очень высока, а сами проблемы являются глобальными и их дальнейшее развитие угрожает всему человечеству [6].

2. Актуальные геополитические проблемы глобальной безопасности

Одним из принципиально важных недостатков указанной выше Декларации ООН является то, что в ней не содержится необходимой оценки и осуждения тех главных геополитических факторов, которые стали причинами Второй мировой войны – германского фашизма и японского милитаризма. А ведь ООН – это именно та международная организация, которая была создана 73 года назад для того, чтобы мировые войны больше не повторялись.

Безопасный мир, свободный от войн и насилия, – это главная цель деятельности ООН. Но сегодня мы видим, что эта цель размывается, а острейшие геополитические проблемы прекращения войн искусственно заслоняются другими глобальными проблемами – устойчивого развития цивилизации.

Конечно, эти проблемы также важны и актуальны, но ведь, как сказано в тексте данной Декларации, «построение мирных, справедливых сообществ без страха и насилия» является необходимым условием устойчивого развития цивилизации. В то же время, череда «цветных революций» в странах Ближнего Востока, перерастающих в вооруженные региональные конфликты, гражданская война на Украине, неуклонное расширение НАТО на Восток, к границам России, переброска Пентагоном тактического ядерного оружия в Германию – все эти факты новейшей истории свидетельствуют о том, что угроза новой мировой войны становится все более и более реальной.

А причиной этого являются имперские амбиции США, которые не хотят смириться с потерей ими статуса мирового геополитического и экономического гегемона, идеологического лидера и международного жандарма [7].

Однако все это не нашло отражения в указанной выше Декларации ООН. Так же, как не нашлось в ней места для целей и задач противодействия угрозе международной безопасности, которую представляют собой процессы возрождения фашизма, которые в последние годы нарастают на Украине, в странах Балтики и даже в Германии и которые поддерживаются правительствами этих стран и не находят необходимого противодействия со стороны ООН и других авторитетных международных организаций.

Окончание эпохи однополярного мира – новая геополитическая реальность современности

В настоящее время геополитическая ситуация в мире существенным образом изменилась. При этом можно выделить следующие наиболее важные события, которые, безусловно, будут оказывать свое влияние на мировую геополитику и в дальнейшем. В июле 2015 г. в России состоялись саммиты стран БРИКС и ШОС, на которых были приняты решения о планах дальнейшего развития этих новых международных организаций. При этом 9 июля 2015 г. были подписаны документы о вступлении в ШОС Индии и Пакистана – двух крупнейших стран мира, обладающих ядерным оружием.

Поэтому именно этот день можно считать датой окончания эпохи многополярного мира, в котором ранее доминировали США. Ведь теперь более половины населения нашей планеты проживают в странах, которые находятся в другом геополитическом лагере и намерены решительно отстаивать свои национальные интересы [8].

По оценкам экспертов, эпоха однополярного мира сегодня уходит в прошлое не только в сфере геополитики, но также и в области мировой экономики. Формирование БРИКС, как нового центра международного экономического сотрудничества, в ближайшие годы приведет к принципиально важным изменениям в структуре мировой экономики. В мировом сообществе появился новый центр экономического и культурного взаимодействия стран, основанный на принципе партнерства цивилизаций.

Его перспективы и стратегические приоритеты развития рассмотрены в научном докладе, который был подготовлен российскими учеными для участников VII саммита БРИКС [9].

Агрессивная геополитика США – главная угроза для глобальной международной безопасности

Состоявшаяся в Нью-Йорке 70-я (Юбилейная) сессия Генеральной Ассамблеи ООН была посвящена, главным образом, новой стратегии ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Проблема эта, безусловно, важная, однако ее рассмотрение именно на данной сессии Генеральной Ассамблеи представляется несколько странным. Ведь наиболее острой геополитической проблемой сегодня является быстро нарастающая опасность новой мировой войны, в которой может быть использовано и ядерное оружие. Поэтому именно эту главную проблему и нужно было обсуждать на Юбилейной сессии ООН – той международной организации, которая была создана для предотвращения новой мировой войны.

Почему же эта проблема не была поставлена на повестку дня в качестве главного вопроса этой сессии Генеральной Ассамблеи ООН? Нам представляется, что это было сделано сознательно. Ведь тогда пришлось бы рассмотреть те главные причины, которые сегодня вновь поставили мир перед угрозой мировой войны. А это невыгодно США и странам НАТО, безответственная политика которых в последние годы и является главной причиной современного нарастания международной напряженности.

Одним из результатов этой политики стал новый этап гонки вооружений, дальнейшая милитаризация экономики и разработка новых видов оружия. В 2018 г. президентом США утвержден беспрецедентно высокий военный бюджет в размере 714 млрд долл., что превышает военные бюджеты всех других стран мира, вместе взятых. При этом ни одна из этих стран военной агрессии против США не планирует и угрозы для этой страны не представляет. Поэтому именно агрессивная геополитика США и их союзников в странах Запада и является сегодня главной угрозой для глобальной военной безопасности [10].

Национальная оборона, геополитика и безопасность. Современная технологическая революция радикальным образом изменяет методы и средства вооруженной борьбы и обеспечения обороноспособности государств в XXI веке. Исследования показывают, что весь облик процессов геополитического и военного противоборства изменяется в направлении перехода к сетевым формам и методам их реализации. Уже сегодня в США разработана и поэтапно воплощается в практику концепция так называемых «сетецентрических войн» [11], которые будут основаны на применении высокоточного оружия, а также беспилотных разведывательных и ударных авиационных и космических систем [12].

Разрабатываются также и планы милитаризации космоса, средства поражения противника, основанные на новых физических принципах, а также методы ведения «гибридных войн», в которых центральное место отводится противоборству в киберпространстве и дезинформации мирового сообщества в медийной сфере (информационной войне).

Для ведения таких войн в США уже создана система «глобального наблюдения», которая осуществляет сбор и анализ информации практически из всех существующих сегодня социально значимых источников, включая мобильную телефонную сеть, а также специальные кибервойска, численность которых превышает 40 тыс. человек. Их деятельность распространяется не только на Россию и ее союзников, но также и на многие другие страны мира, и поэтому представляет собой глобальную угрозу для их безопасности [13]. Эти войска планируют и проводят свои операции по информационному воздействию на объекты жизнеобеспечения населения различных стран, а также на массовое сознание их населения.

Выступления в ООН руководителей России, Белоруссии, Китая и Казахстана

Тем не менее, полностью уйти от обсуждения проблемы обострения международной напряженности политикам стран Запада не удалось. Руководители России, Белоруссии, Китая и Казахстана в своих выступлениях не только остро поставили эту проблему, но и показали пути ее решения.

Самым ярким из этих выступлений была речь Президента России В.В. Путина. В этом выступлении на конкретных примерах было показано, что современная геополитика США представляет собой сегодня основную угрозу для глобальной безопасности всего мирового сообщества.

В своем выступлении Президент России В.В. Путин поставил три главных задачи, которые необходимо решить для обеспечения глобальной безопасности:

– укрепление статуса и авторитета ООН в решении проблем международной безопасности;

– создание широкой международной антитеррористической коалиции;

– недопущение практики неправомерного наложения экономических санкций против отдельных стран без решения ООН.

Рассматривая проблему международного терроризма, В.В. Путин отметил, что именно в результате проведения политики США и стран Запада на Ближнем Востоке и возникла та глобальная террористическая угроза, которая может критически возрасти и охватить новые регионы планеты. Тем более, что в лагерях «Исламского государства» проходят «обкатку» боевики из многих стран, в том числе из стран Европы.

Обращаясь к руководителям стран-членов ООН, В.В. Путин сказал: «Мы предлагаем объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию». Полный текст выступления В.В. Путина приведен в Приложении 1 к данной статье.

К сожалению, сегодня мы видим, что эта коалиция до сих пор не создана, а реальную борьбу с ИГИЛ осуществляет лишь правительство Сирии при воздушной поддержке боевых действий сирийской армии со стороны России.

Очень острым и конкретным стало выступление Президента Белоруссии Александра Лукашенко. Отметив, что в борьбе с фашизмом Белоруссия потеряла треть своего населения, он указал на необходимость решения проблемы предотвращения военных конфликтов и угроз для жизни людей.

Он сказал: «Современный мир испытывает кризис ответственности. Потому что эгоистические интересы и сиюминутные выгоды главенствуют при принятии многих решений. Действия ряда государств на международной арене часто не учитывают конкретную реальность и особенности других стран и обществ. Уверен, будь по-другому – не было бы сотен тысяч людских жертв в Ираке, Ливии, Сирии и других странах, откуда хлынули потоки беженцев, спасающихся от войны. Не допустили бы появления Исламского государства. Не было бы вспышек терроризма в Европе и гражданской войны в Украине.

Список этих «не было бы» можно продолжать долго. И важно сегодня об этом говорить, потому что в этих государствах, эти народы не поймут нас, когда мы будем говорить и говорим сегодня о развитии, потому что миллионам и миллиардам людей сегодня в мире не до развития – им бы с утра до вечера дожить. Сегодня нужны ответственные политики, способные действовать глобально, стратегически, готовые принимать решения в интересах всего мирового сообщества, идти на компромисс ради общего блага». Текст выступления А.Г. Лукашенко приведен в Приложении 2.

Необходимость укрепления международного авторитета ООН, а также мира и доверия между странами отметил в своем выступлении и руководитель Китая Си Цзянпин. Он заявил, что в период Японо-китайской войны и Второй мировой войны Китай потерял 35 млн. человеческих жизней, но при этом внес исторический вклад в общемировую победу над фашизмом.

Рассматривая принципы международных отношений, он сказал: «Мы должны выработать партнерские отношения, в которых страны будут относиться друг к другу как к равным, а также проводить взаимные консультации и демонстрировать взаимопонимание. В основе Устава ООН лежит принцип суверенного равенства. Будущее нашего мира должны формировать все страны. Все страны равны. Большие, сильные и богатые не должны запугивать маленьких, слабых и бедных.

Принцип суверенитета означает не только то, что суверенитет и территориальная целостность всех стран неприкосновенны, но и то, что никто не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Он также означает, что надо соблюдать право всех стран самостоятельно выбирать для себя общественные системы и пути развития, а также уважительно относиться к усилиям всех стран по обеспечению экономического и социального развития». Полный текст выступления опубликован в Приложении 3.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении следующим образом поставил стратегическую задачу избавления мира от угрозы войн: «Я убежден, что в ближайшие тридцать лет земная цивилизация найдет в себе мудрость и волю разрубить «гордиев узел» войн и конфликтов. В XXI веке центральной задачей человечества должна стать реализация стратегии, навсегда избавляющей мир от угрозы войн как таковых и устраняющей их причины» (см. Приложение 4).

Для решения этой задачи он сформулировал несколько конкретных предложений:

– разработать к столетию ООН План Глобальной Стратегической Инициативы-2045, для чего разработать под эгидой ООН Концепцию «Новое Будущее»;

– преобразовать Экономический и Социальный советы ООН в Совет Глобального Развития;

– принять Всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия;

– исключить произвольное применение санкций, как противоречащее Уставу ООН и нормам международного права;

– разработать и принять всеобъемлющий документ ООН по борьбе с терроризмом;

– открыть в Астане Международный Центр по развитию зеленых технологий и инвестиционных проектов под эгидой ООН;

– перевести штаб-квартиру ООН в Азию, которая становится в XXI веке центром мирового развития.

Приведенные выше тезисы из выступлений руководителей России, Белоруссии, Китая и Казахстана показывают, что именно эти лидеры сегодня способны предложить пути решения основных проблем глобальной безопасности.

3. Информационные проблемы глобальной безопасности

Комплекс информационных проблем развития современного мирового сообщества вообще не упоминается в Декларации ООН. А напрасно, так как эти проблемы быстро нарастают, и многие из них уже сегодня приобретают характер глобальных угроз и опасностей для всего мира.

Структура информационных проблем глобальной безопасности. Структура этих проблем в сжатой форме представлена в табл. 3, а их содержание более подробно рассмотрено в работах [14].

Для противодействия этим угрозам, прежде всего, необходимо организовать эффективное международное сотрудничество под эгидой ООН. Но для этого информационные проблемы безопасного развития нужно более четко определить, классифицировать, установить приоритетность их решения, т.е. провести комплексное международное исследование.

Однако и без него ясно, что уже сейчас нужно создавать Международную систему комплексного мониторинга и прогнозирования глобальных угроз развитию цивилизации. Она должна обеспечивать руководителей государств, ученых и общественно-политических деятелей достоверной информацией о состоянии, тенденциях и прогнозируемых последствиях дальнейшего развития глобальных процессов в природе и обществе, которые могут представлять угрозы для безопасного и устойчивого развития цивилизации.

Уровень современной науки и техники позволяет создать такую систему в течение ближайших 5-7 лет, нужны лишь понимание важности этой проблемы, политическая воля и необходимое финансирование.

Таблица 3. Структура информационных проблем глобальной безопасности

№№ пп. Глобальная проблема Краткое содержание проблемы
1. Мониторинг и прогноз глобальных угроз Создание международной системы комплексного мониторинга и прогнозирования глобальных угроз развитию цивилизации
2. Информационная безопасность Информационная преступность, кибертерроризм, глобальное «информационное наблюдение», информационные войны, информационные болезни, виртуализация общества
3. Информационное неравенство Доступность ИКТ, информационная бедность страны или региона, информационная культура человека и общества, информационная компетентность специалистов
4. Гуманизация глобального информационного общества Ориентация процессов информатизации на достижение гуманитарных целей информационного общества
5. Безопасность информационных ресурсов Защита информационных ресурсов общества от природных катаклизмов, техногенных аварий и кибертерроризма
6. Интеллектуальная безопасность Противодействие интеллектуальной деградации человека под воздействием новых ИКТ
7. Идеология трансгуманизма Кибернетическое протезирование органов человека, его социальных функций, массовая роботизация общества

Кибербезопасность как глобальная проблема. Проблема кибербезопасности является сравнительно новой и как глобальная проблема начала осознаваться лишь в самые последние годы.

Суть этой проблемы состоит в том, что в условиях становления глобального информационного общества, когда ИКТ проникают практически во все сферы его жизнедеятельности, многие стратегически важные компоненты инфраструктуры, обеспечивающей эту жизнедеятельность, становятся весьма уязвимыми по отношению к внешним деструктивным информационным воздействиям.

Методы таких воздействий сегодня специально разрабатываются и рассматриваются как новое оружие для ведения информационных войн в киберпространстве. Передовые позиции в данной области занимают США [15], где уже созданы специальные воинские подразделения (кибервойска) общей численностью порядка 40 тыс. человек. Имеются такие подразделения и в некоторых других странах.

В мае 2015 г. в США была принята новая Стратегия кибербезопасности, детальный анализ которой проведен в работе В.С. Овчинского [16]. В ней показано, что эта Стратегия представляет собой не столько оборонительный, сколько наступательный план действий Пентагона в киберпространстве, который может быть направлен против любых других государств. Он, в частности, предусматривает возможность целенаправленного нарушения деятельности систем жизнеобеспечения городской, энергетической и транспортной инфраструктуры тех стран, которые могут быть признаны вероятными противниками США. Сегодня в число этих стран включены Россия, Китай, Северная Корея и Иран.

Мало того, новая стратегия допускает возможность применения военной силы в качестве ответной реакции на кибератаку со стороны этих или других стран. А поскольку в современном киберпространстве достоверно установить источник такой атаки очень сложно, то это дает возможность Пентагону применять военную силу против любой страны, без достаточных на то оснований.

Если же учесть, что США в настоящее время имеют более 800 военных баз в различных регионах мира, обладают крылатыми ракетами и ядерным оружием, а также совсем недавно приняли новую стратегию «молниеносного обезоруживающего удара» [17], то становится понятным, что данная Стратегия кибербезопасности представляет собой новую глобальную угрозу для международной безопасности.

4. Системный кризис культуры как глобальная угроза

Исследования показывают, что одной из глобальных угроз безопасному развитию цивилизации является системный кризис культуры современного общества, который наиболее ярко проявляет себя в последние годы в странах Запада [18]. Однако научной концепции для преодоления этого кризиса мировым сообществом пока не выработано.

Правда, отдельными странами шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, например, Президентом России еще в конце 2014 г. были утверждены «Основы государственной культурной политики», которые определяют цели и задачи государственной культурной политики и ключевые принципы ее реализации. Китайские же специалисты разрабатывают 100-летний план развития культуры в Китае.

Но это лишь единичные примеры. В подавляющем большинстве стран Запада культура сейчас рассматривается как сфера услуг в системе рыночной экономики. Ее основные цели – это не воспитание культурного и нравственного человека, а, главным образом, развлечения, так называемый шоу-бизнес.

Пагубные результаты практического воплощения этой концепции культуры мы сегодня наблюдаем во многих странах. В том числе – и в России. При сохранении этой концепции неизбежны дальнейшие разрушения природы, нравственная и интеллектуальная деградация личности, рост насилия и жестокости в отношениях между людьми, крушение института традиционной семьи [19].

Все это очень серьезные препятствия на пути достижения тех новых глобальных целей устойчивого развития, которые поставлены в Декларации ООН на период до 2030 года. Поэтому представляется необходимым безотлагательно начать разработку нового международного документа, в котором будут поставлены указанные выше гуманитарные проблемы глобальной безопасности и определены пути их решения.

Нам представляется очень важным найти формы подключения к решению этой задачи не только ученых, но также специалистов в области образования, культуры и искусства, средств массовой информации. Ведь давно известно, что людей сближает как общая радость, так и общая беда. Сейчас эта беда на пороге каждого дома, и эффективно противодействовать ей можно только сообща [20].

Именно поэтому повышенное внимание сегодня должно быть уделено проблеме партнерства цивилизаций, которая представлена в Декларации ООН как 17-я глобальная цель на период до 2030 года, но сформулирована весьма декларативно.

5. Партнерство цивилизаций – путь к решению проблем глобальной безопасности

К сожалению, в рассмотренной выше Декларации ООН не указаны пути и методы достижения очень важной глобальной цели – партнерства цивилизаций. В то же время в России уже имеются определенные результаты в области теории и методологии решения этой проблемы. Научным лидером в данной области является Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, фундаментальные работы которого хорошо известны как в России, так и во многих других Странах [21]. Эти работы создали теоретическую основу для формирования партнерства стран-членов БРИКС [22].

Уже семь лет в России издается (на русском и английском языках) международный научно-образовательный журнал «Партнерство цивилизаций», проводятся научные исследования этой проблемы, подготовлен и издан первый в мировой практике учебник «Диалог и партнерство цивилизаций» [23], создан Международный университет партнерства цивилизаций.

Эти результаты также могут стать основой для формирования более широкой международной кооперации для изучения и решения данной актуальной, комплексной и очень важной проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный выше анализ современных проблем глобальной безопасности, который осуществлялся в контексте новой стратегии ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года, позволяет сделать следующие основные выводы.

  1. Стратегия дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации сегодня вновь выдвигается на повестку дня в качестве важнейшей проблемы всего мирового сообщества. Эта проблема является комплексной, и для ее решения необходимы согласованные и эффективные действия всех стран мира, а также многих национальных и международных организаций. Ни одно государство самостоятельно решить эту проблему не сможет.
  2. Самым большим препятствием на пути решения этой проблемы является современная разобщенность мирового сообщества, блоковый подход к решению международных проблем, а также быстро нарастающая угроза новой мировой войны с применением оружия массового поражения.

Главными причинами этой ситуации являются безответственная внешняя и внутренняя политика США и их союзников в странах Запада, что наглядно подтверждают последние события в странах Ближнего Востока, а также гражданская война на Украине.

  1. Центральной и наиболее приоритетной задачей мирового сообщества сегодня является предотвращение новой мировой войны, последствия которой будут катастрофическими для всего человечества [24]. В этой войне победителей не будет, так как она приведет к самоуничтожению человечества как биологического вида [25].
  2. Принятая на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларация определяет стратегию в области устойчивого развития на период до 2030 года. Однако анализ показывает, что эта стратегия является половинчатой, так как она не охватывает целый комплекс геополитических, информационных и гуманитарных проблем современности, без решения которых основные цели этой стратегии не будут достигнуты.

Кроме того, качество подготовки этого важнейшего международного документа нельзя признать удовлетворительным: представленные в нем формулировки глобальных целей являются расплывчатыми по форме и декларативными по содержанию. А ресурсы, которые предлагается выделить для достижения этих целей, явно недостаточны.

  1. В текстах выступлений руководителей России, Белоруссии, Китая и Казахстана сформулированы исключительно важные, конкретные и масштабные предложения, направленные на обеспечение глобальной безопасности мирового сообщества и его перехода к новой стратегии глобального развития. Принципиальной основой этой стратегии должен стать отказ от геополитической конфронтации отдельных блоков государств и их переход к сотрудничеству в области решения общих проблем глобальной безопасности.

Учитывая вышеизложенное, а также возрастающую роль России в решении проблем глобальной безопасности, представляется целесообразным осуществить следующие первоочередные мероприятия во внутренней и внешней политике России:

– разработать стратегию устойчивого и безопасного развития РФ на период до 2030 года, с учетом новой геополитической ситуации, глобальных вызовов и угроз XXI века, а также стратегических интересов национальной безопасности;

– внести необходимые изменения в Закон об устойчивом развитии РФ, а также в соответствующие Федеральные целевые программы;

– провести комплекс научных исследований в области проблем глобальной безопасности и на этой основе разработать рекомендации для системы государственного стратегического планирования;

– включить в Государственные образовательные стандарты РФ требования и положения, обеспечивающие формирование у специалистов необходимых знаний в области проблем глобальной безопасности и устойчивого развития;

– выступить с инициативой разработки Комплексной стратегии устойчивого развития стран-членов БРИКС и ШОС на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.

Перечисленные мероприятия должны получить свое необходимое отражение, как в деятельности средств массовой информации, так и в программах повышения квалификации дипломированных специалистов и, в первую очередь, – преподавателей высших учебных заведений, а также работников федеральных и региональных органов государственного управления.

 

 

 

1. © Колин К.К., 2018

2. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015

3. Колин К.К. Половинчатая стратегия: критический анализ глобальных целей ООН в области устойчивого развития // Партнерство цивилизаций. 2016. № 1-2. С. 33-41.

4. Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2014. № 1. С. 6-30.

5. Колин К.К. Информационная антропология: поколение NEXT и угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 4(28). С. 32-36.

6. Колин К.К. Актуальные проблемы и стратегические приоритеты глобальной безопасности в стратегии устойчивого развития // Партнерство цивилизаций. 2015. № 3. С. 149-154

7. Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 300 с.

8. Принятые на этих саммитах декларации опубликованы в 3-м номере журнала «Стратегические приоритеты» за 2015 год.

9. Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Научный доклад к VII саммиту БРИКС. М.: МИСК-ИНЭС-НКИ БРИКС, 2014. 392 с.

10. Кошкин Р.П. Геополитическая обстановка и вопросы глобальной безопасности // Стратегические приоритеты. 2018. № 2. С. 12-24.

11. Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 236 с.

12. Кошкин Р.П. Беспилотные авиационные системы. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015.

13. Роговский Е.А. Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции. М.: Международные отношения, 2014. 848 с.

14. Колин К.К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема // Открытое образование. 2006. № 1. С. 86-93; Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры // Открытое образование. 2007. № 5. С. 40-46.

15. Роговский Е.А. Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции. М.: Межд. отношения, 2014. 848 с.

16. Овчинский В.С. Новая стратегия кибербезопасности США // Стратегические приоритеты. 2015. № 4.

17. Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 300 с.

18. Колин К.К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы // Стратегические приоритеты. 2014. № 3. С. 6-27; Кошкин Р.П. Культура и безопасность в современном мире // Стратегические приоритеты. 2014. № 4. С. 19-26; Колин К.К. Глобализация и культура // Стратегические приоритеты. 2014. № 4. С. 80-85.

19. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд. «Стратегические приоритеты», 2015. 300 с.

20. Колин К.К. Суверенитет национальной культуры России и партнерство цивилизаций // Стратегические приоритеты. 2014. № 4. С. 4-6.

21. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. 1, 2. М.: ИНЭС, 2006.

22. Яковец Ю.В. Новый цивилизационный водораздел и перспективы БРИКС // Партнерство цивилизаций. 2014. №№ 1-2.

23. Яковец Ю.В., Фарах С. Диалог и партнерство цивилизаций: Учебник. М.: МИСК, ИНЭС, 2014. 436 с.

24. Колин К.К. Предотвратить новую мировую войну – главная задача человечества в XXI веке // Стратегические приоритеты.2017. № 2. С. 4-8.

25. Тарко А.М. Моделирование последствий ядерной войны как стратегический фактор сдерживания потенциальных агрессоров // Стратегические приоритеты. 2017. № 4. С. 34-51.