Воспитание подрастающего поколения как главный стратегический приоритет России в XXI веке

ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ В XXI ВЕКЕ [1]

 С. С. СУХИНОВ

В школу – с пистолетом?

Название этой статьи возможно многим покажется чрезмерным – разве воспитание детей, подростков и молодежи может быть важнее экономики, военной, социальной, национальной и международной политики государства? Разве воспитание может оказаться более значимым, чем образование, медицина, физкультура и спорт? Тем более что все эти важнейшие направления деятельности государства и общества в той или иной степени поддаются объективным оценкам, а как измерить повышение или снижение уровня воспитания подрастающего поколения, по каким именно параметрам и в каких единицах?

Разве изобретена шкала доброты, сострадания, способности помогать и близким, и совершенно незнакомым людям? Что оценивать в ребенке, подростке или молодом человеке – его индивидуальные качества, или лидерские задатки, или способность взаимодействовать с коллективом ради достижения общих целей? Где надо оценивать нашу смену – в семье? в школе? во дворе или улице? в других общественных местах?

Кто более ценен для государства и общества: хорошо образованный или хорошо воспитанный человек, и надо ли эти качества противопоставлять? Надо ли вводить в систему воспитания понятие патриотизма, или любовь к Родине уже является анахронизмом в новом глобалистком мире, с размытыми границами «планеты людей» – государственными, экономическими, нравственными? Нужно ли отменять пресловутый п. 2 статьи 13 Конституции РФ о запрете государственной идеологии? Ведь как оказалось, подобных запретов нет в подавляющем большинстве конституций стран мира!

Подобных вопросов можно задать еще много. Если в других вышеперечисленных стратегических приоритетах государства можно достаточно четко выделить основные направления прогресса (или регресса), оценить их по объективным параметрам, то в вопросах воспитания такая оценка всегда будет выглядеть субъективной, сугубо качественной, но никак не количественной. В ней неизбежно будет присутствовать нечто от заповедей Христа: «Почитай отца твоего и мать твою», «Не убивай», «Не кради» и так далее.

Именно по этой схеме создал свою оценку «10 этических нельзя» великий педагог В.А. Сухомлинский: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его».

В системе «10 заповедей В.А. Сухомлинского», которая нацелена на семью и общество, нет ни слова о государстве. Не говорится о том, что нельзя говорить дурного о своей Родине и тем более предавать ее. Не говорится о том, что нельзя ставить свои корыстные бизнес-интересы выше благополучия твоих же сограждан. Ничего не сказано и о том, что нельзя топтать историческую память, с презрением и ненавистью относится к сложным периодам истории твоего государства, но и нельзя закрывать глаза на ошибки и преступления, сделанные в тот или иной период его существования.

Не запрещается проявлять националистические и откровенно профашисткие взгляды, содействовать враждебным для нашего государства внешним и внутренним силам, участвовать в подготовке государственного переворота, желать развала России.

Нет анафемы тем, кто высказывается дурно о Боге и о различных религиозных конфессиях, в том числе и о Православной церкви; тем, кто разрушает традиционную для нашей страны систему нравственных и моральных ценностей (хотя вряд ли В.А. Сухомлинский мог даже в кошмарном сне представить, что подобные проблемы могут когда-либо возникнуть перед подрастающим поколением нашей страны!).

Подобную систему из этических и нравственных «нельзя», своеобразный Кодекс юных строителей России создать несложно. Однако одних запретов для развития нового поколения явно недостаточно, сразу же возникнет вопрос: а что же можно? К тому же наше государство и общество неоднородно, оно состоит из разновекторных сил, каждая из которых видит будущее России совершенно по-разному.

Образно говоря, подрастающее поколение тянут в свои стороны политические лебедь, рак и щука. Ни одна из этих сил не имеет необходимого для победы подавляющего перевеса, поэтому борьба за умы и сердца детей, подростков и молодежи будет в ближайшие годы, а может быть и десятилетия, только нарастать. Учитывая очень своеобразную структуру нашей исполнительной и законодательной власти, общественных и творческих организаций, где зачастую совершенно открыто главенствуют отнюдь не сторонники «путинского режима», очень сложно прогнозировать, как будут развиваться процессы воспитания подрастающего поколения.

Еще недавно эти процессы были фактически брошены на самотек под лозунгом «за воспитание детей должна отвечать семья». Нужно ли говорить о том, к каким плачевным результатам привел этот «самотек».

Большинство семей ныне заняты выживанием, им не до воспитания детей, лишь бы их накормить, одеть и обуть. Меньшинство тоже занято – «наживанием» новых финансовых и материальных благ, и им тоже не до воспитания своих детей. И еще большой вопрос, какие из этих ребят и девчат являются более неблагополучными, кто чаще попадает в скандальные и уголовные хроники, кто чаще употребляет наркотики,  кто больше презирает и ненавидит свою Родину!

Увы, нет таких уродливых форм аморального и антиобщественного поведения, которые обильно не проросли бы в нашем юном сообществе. Долгое время деятели искусства закрывали на это глаза, но ныне это делать уже невозможно. Так, в недавнем кинофильме «Училка» героиня актрисы Ирины Купченко приходит на занятия в школу… с пистолетом! Дальше идти, как говорится, некуда.

Но в последние годы ситуация начала меняться.

Президент России В. В. Путин о воспитании

Пожалуй, впервые Президент России В.В. Путин сделал сильный и ясный акцент на вопросах воспитания подрастающего поколения России в своем традиционном Президентском послании 12 декабря 2012 года: «Уважаемые коллеги, на улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ да и в наших головах в последние 15-20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше – создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России.

Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность… Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики».

Надо ли говорить, что та часть нашего общества, которую лично я отношу к «щукам», немедленно жестко отреагировала на эти пока еще общие высказывания. Возможно не самые удачные слова о неких «духовных скрепах» тотчас подверглись критике и откровенным насмешкам. На одном из телеканалов даже появилась новогодняя елка, украшенная огромными скрепками.

Подобная реакция означала одно: Президент коснулся очень важной темы, которую еще недавно не было принято обсуждать – ведь все заботы о воспитании вроде бы были переложены исключительно на плечи родителей! Как же смеет государство вмешиваться в эту деликатную сферу?.. Впрочем, и сам В.В. Путин говорил об этом: «Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей – это, безусловно, проявление тоталитаризма. Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути».

Но если это так, то по какому же пути пойдет государство в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения? Запреты использовать нельзя (получается, что тогда все можно?), разрабатывать и внедрять в общество систему «взглядов и убеждений» (фактически это синоним слова «идеология») – тоже нельзя. «Щуки» прекрасно ощутили слабость этой позиции, и ринулись в наступление. Для них-то слово «нельзя» не существует! И у них своя идеология существует, хотя это слово открыто не произносится. Это идеология неолиберализма и антипатриотизма

Давным-давно, еще с середины перестроечных годов наши (по месту проживания) прозападно настроенные либералы наносят сильные и болезненные удары по всем устоям прежнего, советского государства, отлично осознавая, что и новая Россия во многом еще стоит на этих опорах и в экономике, и в культуре, и в системе морально-нравственных ценностей.

Пожалуй, нет ни одного славного человека советской эпохи, по которому бы не «зазвонил либеральный колокол». Это не только все до единого руководители СССР разных периодов (пожалуй, за исключением разрушителя Советского Союза и «лучшего немца» М.С. Горбачева), но и крупные военачальники, герои труда, герои войны, писатели, ученые, деятели культуры.

В бесчисленных статьях и сайтах были «разоблачены» и «осуждены» буквально все видные деятели советской эпохи, включая маршала Г.К. Жукова, писателя А.П. Гайдара; дискредитировали героев Великой Отечественной войны Зою Космодемьянскую и Александра Матросова, героев-панфиловцев, да и всех остальных. Были оболганы все главные достижения советской эпохи: индустриализация, Великая Победа, наши великие достижения в области космоса, осмеяны Целина и БАМ. Были заклеймены и практически полностью уничтожены детские и молодежные организации октябрят, пионеров и комсомольцев (они в очень небольшом количестве сохранились только под крылом КПРФ). Досталось даже юным пионерам-героям, которые, все как на подбор, оказались «павликами морозовыми»!

Давно известно, какую важную роль в воспитании детей, подростков и молодежи играют моральные авторитеты, герои предыдущих эпох. Но уже к началу 90-х годов оказалось, что таких моральных авторитетов и героев у нас практически не осталось! «Благодаря» учебникам истории, спонсированных фондом Сороса (который закрыли, вернее, признали нежелательным, только в 2015 году!) был подвергнут сомнению даже факт Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Число «жертв сталинского режима» росло в геометрической прогрессии год от года, и ныне уже приблизилось то ли к 60, то ли к 80 миллионам человек.

Все жертвы, разумеется, были совершенно безвинными, среди них не было ни одного вредителя, ни одного шпиона, ни одного будущего полицая или «власовца». Между тем известно, что в годы войны на стороне фашистов в той или иной степени выступили более 1 миллиона предателей, и они представляли из себя очень серьезную силу, порою превосходя в жестокости даже палачей из СС!

Ничуть не оправдываю чудовищные сталинские злодеяния, но задаю вопрос: а если бы таких предателей было 5 или 10 миллионов, кто бы победил в войне? И сколько подобных предателей проявится в нашей России, если ей, не дай Бог, придется вновь вступить в военное противостояние с «цивилизованным Западом»? Какую форму наденут нынешние «щуки» и оболваненная ими молодежь? И не захотят ли эти силы захватить власть в России уже сейчас, без войны, по лекалам киевского Майдана и других «цветных революций»?

Думаю, что эти и подобные соображения подвигнули Президента России В.В. Путина в последующие годы развивать и дополнять тему воспитания, используя для этого различные трибуны и площадки. Так, выступая на встрече с представителями российской интеллигенции, посвященной 100-летию со дня рождения академика Д.С. Лихачева, глава нашего государства отметил, что великий ученый немало писал и о духовном воспитании подрастающего поколения. «Сегодня очень важно помочь молодым людям разобраться в информационном потоке, вернуть интерес к культуре и духовным ценностям».

Он напомнил также о другой мысли Д.С. Лихачева, который писал, что русский язык вобрал в себя все многообразие культуры. «Это не только способ общения, это концентрация нашего национального богатства».

Итак, в числе важнейших «духовных скреп» были названы русский язык и культура. На заседании Президентского совета по культуре в Пскове 3 февраля 2014 года В.В. Путин выделил из всех искусств театр и музыку. По его мнению, в России никто серьезно не занимается воспитанием у подрастающего поколения хорошего художественного вкуса, о чем говорит и практически полное отсутствие современных театров юного зрителя. «Надо воспитывать новое поколение зрителей, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство».

Глава государства убежден: «Нужны серьезные качественные постановки для детей и подростков, которые будут знакомить их с русской и мировой культурой, учить думать, сопереживать и верить в силу добра. И конечно, на театральных сценах должны ставиться произведения современных отечественных авторов».

3 июля 2014 года в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Тема, казалось бы, весьма специфичная, однако В.В. Путин и здесь нашел время, чтобы поговорить о проблеме воспитания. Масштаб был взят более крупным, речь уже шла о международной политике: «В мире, к сожалению, – собственно говоря, так было практически всегда – идёт жёсткая борьба за умы, за идеологическое и информационное влияние. С целью ослабить те или другие страны, создать для себя более выгодные конкурентные преимущества и в политике, и в экономике искусственно провоцируются конфликты, так или иначе связанные с национальными проблемами. Нам нужна постоянная, системная работа, которая защитила бы страну, нашу молодёжь от этих рисков, служила укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия».

Особенно выпукло была подчеркнута тема патриотического воспитания: «В такую деятельность должны включаться все: государственные, муниципальные структуры, общественные организации и, конечно, семья. Главное, здесь не должно быть места догматизму и казёнщине, иначе эффект может быть прямо противоположным ожидаемому. В этой связи считаю необходимым дополнительно подумать над повышением качества реализации госпрограммы патриотического воспитания. Речь идёт о её насыщенности действительно интересными, живыми инициативами, понятными современным людям, современной молодёжи, прежде всего, о привлечении к тесному партнёрству общественных, студенческих, военно-патриотических, поисковых организаций и так далее».

6-7 октября 2014 г. в Москве прошел X Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему: «Формирование государственной политики в области воспитания детей – приоритетная задача семьи, общества и государства».

В своем приветствии Президент России В.В. Путин, в частности, отметил: «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны».

Позицию главы государства поддержал в своем приветствии к съезду и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. К сожалению, приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через массовую культуру, с помощью СМИ и интернета, оказывают негативное воздействие на их неокрепшие души».

Тяжелым ударом для всех внутренних неолиберальных сил стало неожиданное возрождение в сентябре 2014 года одного из ярких символов советской системы воспитания – физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Государство не стало заново изобретать велосипед, а просто использовало огромный опыт предыдущих поколений. И ныне все регионы России соревнуются по широте охвата населением соревнованиями по сдаче норм ГТО, в которых принимают участие не только дети, но и их родители.

Закономерным результатом этих и других действий главы государства стал Указ Президента России от 29 октября 2015 года о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Курировать ее деятельность поручено Росмолодежи. Как сказано в документе, движение создается «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей». Подчеркнуто, что это движение будет добровольным, оно не будет копировать пионерскую организацию советских времен.

О том, что предложение создать общественную детско-юношескую организацию было направлено Президенту фракциями Госдумы, 6 ноября сообщил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он добавил, что эту инициативу поддержали представители всех четырех фракций. Президент это предложение также поддержал.

В поддержку этой идеи высказалась в своем блоге и Председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко: «Документ своевременный, долгожданный и востребованный. Преемственность с пионерией и комсомолом очевидна. Жизнь потребовала обращения к их опыту объединения и деятельности, но, естественно, с учётом качественно новых реальностей современной России».

Итак, механизм влияния государства на воспитание подрастающего поколения намечен и поддержан высшими должностными лицами страны и РПЦ.

Почему же это произошло именно сейчас, а не годами ранее, ведь уже давно всем было ясно, что с воспитанием детей, подростков и молодежи явно не все хорошо, более того, «так больше жить нельзя»?

На мой взгляд, ответ на этот вопрос дал глава католической церкви Папа Римский Франциск, который в своей  рождественской проповеди 25 декабря 2015 года произнес очень тревожные слова: «Мир болен войной».

На границе тучи ходят хмуро…

XXI век начался под залпы орудий во многих регионах Земли. Главной угрозой миру стал терроризм. Ныне этот монстр нашел опору в движении по созданию нового исламистского государства, имеющего свою армию, серьезные финансовые источники и главное, идеологию, которая оказалась привлекательной для немалого количества молодых людей из разных стран мира, включая и нашу Россию.

Вот как аукнулся нам п. 2 статьи 13 Конституции РФ! Свято место, как известно, пусто не бывает, отсутствие государственной идеологии в России, как оказалось, вовсе не означает ее отсутствие в других государствах. Идеология ИГИЛ оказала на тысячи молодых людей такое мощное влияние, что они готовы даже закрыть глаза на чудовищные преступления исламистов, на массовые казни ни в чем не повинных людей, которые палачами были названы «неверными», а стало быть, и подлежащими безжалостному истреблению.

Не шокировал молодых игиловцев и тот факт, что их кумиры с автоматами Калашникова в руках последовательно и яростно разрушают памятники древней архитектуры Ближнего Востока. Есть даже замыслы разрушить Великую пирамиду…

С другой стороны, на Западе уже в конце XX века начал стремительно возрождаться фашизм. Страны, проигравшие во Второй Мировой войне, в первую очередь Германия и ее нынешние сателлиты – Польша, Болгария и страны Балтии, фактически стали настаивать на пересмотре итогов войны.

Черное стало называться белым, а белое – черным. Советские солдаты-победители, как оказалось, были варварами, убийцами и насильниками. Да и Вторую мировую войну якобы развязала не фашистская Германия, а Советский Союз, а выиграли ее США и Англия (читай российские учебники истории Сороса)!

Вместо благодарности многие страны бывшей Восточной Европы, словно сговорившись (да наверняка сговорившись), начали предъявлять России, как правопреемнице СССР, безумные многомиллиардные счета за урон, якобы причиненный этим странам во времена «советской оккупации». Повсеместно стали разрушать памятники советским воинам-освободителям, осквернять могилы героев войны, отдавшим жизни за освобождение от фашизма этих некогда братских для нас стран. И делается вся эта мерзость, как правило, руками молодежи! Ведь воспитывать можно не только чувства доброты, справедливости и благодарности, но и ненависть и неблагодарность.

Особенно болезненным для нас оказались результаты этой работы «школы ненависти» в некогда родной для всех русских людей Украине. Еще с начала 90-х годов, сразу же после развала СССР, на западной Украине начали открыто работать лагеря для будущих боевиков-бандеровцев. На западные гранты (так же, как и у нас в стране) издавались новые учебники истории, где все было поставлено с ног на голову. Бандеровцы, которые запятнали себя кровью десятков тысяч украинцев, были названы героями, боровшимися за свободу и независимость Украины от якобы поработивших их москалей.

В пропагандистких, антироссийских целях были использованы и голодомор, и авария Чернобыльской АЭС, и якобы чуждый для настоящих украинцев русский язык – все, что можно и нельзя!

Впрочем, нечего здесь удивляться. Ведь и наши отечественные неолибералы, задолго до современных украинских бандеровцев, фактически еще с середины 80-х годов прошлого века («спасибо» М.С. Горбачеву!), жестко и последовательно выступают за десоветизацию нашей страны и ее истории. Их руками уничтожены тысячи памятников советской эпохи, переименовано все, что только можно переименовать (даже город-герой Сталинград, построенный в советское время); осмеяно и оболгано все, что только можно и нельзя (об этом я говорил выше).

И вновь сработала наша «куриная слепота», наша собственная «двойная мораль» (увы, она есть не только на Западе): осуждая подобные безнравственные явления на Украине, в Польше, Болгарии, странах Балтии, мы молчим, когда нечто подобное происходит в России. Почему в наших некогда «братских» странах и республиках бывшего СССР такого делать нельзя, а в России можно? И там, и у нас мнение большинства народа, как правило, никто не спрашивает, все решает агрессивное меньшинство. А вот когда спрашивают, что и случилось при недавней попытке московских властей переименовать станцию метро «Войковская», то у неолибералов постоянно случается конфуз. Их мало, и они бесконечно далеки от народа!

Угроза для России стала нарастать, и она выражается не только в экономических санкциях. Все ближе к нашим западным границам придвигаются американские военные базы. Ядерное оружие может быть размещено и в Польше, и в странах Балтии.

Новый этап информационной войны Запада против России

Все независимые политологи Запада отмечают небывалый пропагандистский «накат» на Россию в СМИ практически всех европейских стран и, разумеется, в США. А недавно после варварского, преступного уничтожения российского военного самолета, выполнявшего боевое задание против банд ИГИЛ в Сирии, в этот антироссийский блок фактически вошла и некогда дружественная нам Турция.

Нечто подобное наша страна уже переживала в конце 30-х годов прошлого века. Не удивительно, что в тот предвоенный период советское государство стало уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма. Именно в те передвоенные годы было поднято на большую высоту имя детского писателя Аркадия Гайдара. Почти всего его книги, в том числе замечательная повесть «Тимур и его команда», были экранизированы. Пионеры и комсомол стали главным резервом коммунистической партии по воспитанию  будущих бойцов Красной Армии и тех, кто ковал победу в тылу.

Смогла бы наша страна выстоять в этой свирепой, полной жертв и лишений войне, если бы те, предвоенные поколения воспитывались по нынешней системе индивидуализма, где главным принципом является лозунг «каждый сам за себя», где в школе и в семье воспитывались бы не юные патриоты, а будущие «граждане мира» и «квалифицированные потребители»? Ответ очевиден.

Однако сравнивать эти два периода в жизни нашей страны все же сложно. К началу Великой Отечественной войны и пионерская, и комсомольская организации уже имели за плечами почти двадцать лет работы с детьми, подростками и молодежью. В СССР существовала однопартийная система с жесткой марксистско-ленинской идеологией, которая внедрялась в умы юных граждан под бдительным надзором вождя всех народов. Лозунг «кто не с нами, тот против нас» работал с безжалостностью стальной косы, выкашивая малейшую разноголосицу мнений и взглядов.

Подрастающее поколение советских людей воспитывали не столько семья и школа, сколько само государство, используя свое громадное влияние на родителей и учителей. Страна была окружена «железным занавесом», и потому «тлетворное влияние западной идеологии» в СССР предвоенного периода практически не ощущалось. Правда, еще оставались «родимые пятна капитализма», но они безжалостно стирались сталинской репрессивной системой, заодно уничтожая и сотни тысяч ни в чем не повинных советских людей, включая видных военачальников, ученых, инженеров, деятелей литературы и искусств.

В нынешний период Россия вступила как открытая демократическая страна, готовая сотрудничать со всеми государствами мира практически во всех сферах. Нет прежнего идеологического «противостояния двух систем». Прилавки наших книжных магазинов ломятся от  книг западных писателей, многомиллионными тиражами изданы даже пасквили предателя В. Суворова, в которых СССР названа страной-агрессором, главным виновником Второй мировой войны.

На экранах наших кинотеатров широко показывают практически все американские блокбастеры, даже те, где небритые русские расхаживают на орбитальной станции в шапках-ушанках, а русская мафия терроризируют весь цивилизованный мир. Американцы тем временем в сотнях фильмах-катастрофах только и делают, что спасают мир! Русским, как правило, приходится лишь аплодировать своим заокеанским благодетелям – да и что они еще могут, эти жалкие русские?

Проблемы патриотического воспитания молодежи

С другой стороны, современные отечественная детская литература, кино и театр прогосударственной направленности практически уничтожены, лишены серьезной поддержки того же государства. Да, о необходимости такой поддержки постоянно говорят Президент России В.В. Путин и другие руководители России, но реальных дел фактически нет. Взгляните, скажем, на прилавки книжных магазинов, на программы российских телеканалов – много ли там новых отечественных детских книг и детских спектаклей? Есть ли новые отечественные детские кинофильмы? Вопрос чисто риторический, ответ на него знает каждый родитель.

И дело не в том, что у нас нет талантливых детских писателей, режиссеров и актеров. Могу с полной ответственностью заявить: в руководствах министерств и ведомств, которые могут быть причастны к выполнению наказов Президента по воспитанию подрастающего поколения (а эти наказы звучали и ранее, была даже программа по патриотическому воспитанию на 2011-2015 годы), просто нет людей, которые горели бы желанием содействовать поддержке детских писателей, детского кино и театра, в том числе (и особенно!) патриотической направленности.

Не существует и механизмов, которые заставляли бы руководителей различного уровня способствовать выполнению данных идей Президента России. Нет и действенного контроля, а представители «Народного фронта» пока этими вопросами почему-то не интересуются.

Не слышно ничего и от Счетной палаты – а ведь деньги на патриотическое воспитание выделялись и ранее, и немалые, да только куда они исчезают? Сатирик Михаил Задорнов недавно точно заметил: «Государству хватает денег на все, кроме Родины».

Небольшой, но весьма показательный личный пример. Я автор 45 пяти книг, многие из которых изданы не только в России, но и в США и Германии. За свое творчество, в частности, адресованное детям и подросткам, я получил ряд престижных литературных премий и наград, а за историко-патриотическую трилогию «Клад и Крест» (издательство «Печатные традиции») был удостоен в 2008 году звания лауреата открытого конкурса С.В. Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, а в 2014 году – премии Правительства России в области культуры.

Эти книги близки по духу к таким известным произведениям советской эпохи, как «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Кортик» и «Бронзовая птица» А. Рыбакова, «Два капитана» В. Каверина. В трилогии рассказывается о непростой жизни современных подростков – Антона, Родиона и Тёмы, которые проходят сложную духовную эволюцию, становясь достойными гражданами новой России [2].

Так получилось, что я первый детский писатель, удостоенный в новой России такой высокой премии за книги историко-патриотического содержания, нацеленные на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В советское время за этим непременно, практически автоматически последовало бы издание этой трилогии большими тиражами, включение ее в школьную программу хотя бы внеклассного чтения, съемка кинофильма или телесериала. Как говорится, иного не дано! Но в новой России подобный механизм не сработал по той причине, что он попросту отсутствует.

На вручении правительственной премии присутствовали: советник Президента по культуре В.И. Толстой, министр культуры В.Р. Мединский, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (именно это ведомство ныне отвечает за книгоиздание) М.В. Сеславинский. Все они поздравили меня как лауреата и телеграммами, и лично. Но неужели они ничего не слышали о том, как Президент говорит со всех трибун о необходимости патриотического воспитания? Разумеется, слышали, и в принципе должны были бы использовать все свои немалые возможности для того, чтобы сделать трилогию «Клад и Крест» достоянием миллионов подростков – тем более что подобных книг в нашей стране не появлялось уже лет тридцать.

Но никто из вышеперечисленных государственных деятелей ни лично, ни через своих помощников, ко мне не обратился. Ничего не дала и встреча с Председателем (ныне уже бывшим) Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиреем В. Чаплиным, которому я подарил еще в 2008 году первое издание книги «Клад и крест», что было издано в православном издательстве «Сибирская Благозвонница». Эта книга, также как и две другие книги трилогии – «Вожак и его друзья» и «Утраченная реликвия», получила одобрительные грамоты Издательского Совета РПЦ. Результат тот же – тишина!

Так случилось не только у одного меня – у всех, кто занимается практически на чистом энтузиазме детскими некоммерческими проектами в сфере воспитания! Назовите хотя бы одну другую позитивную детскую книгу историко-патриотического содержания, изданную за последнюю четверть века, или яркий позитивный детский фильм или детский спектакль, вызвавший бы широкий общественный резонанс? Их просто нет, и это тоже результат деятельности упомянутого выше государственного механизма, который должен  существовать и активно работать, но которого нет.

Зато подобные механизмы реализации и большие деньги всегда находятся на бесчисленные криминальные сериалы, которые можно назвать одним общим брендом «Россия – бандитская страна», на скандальные фильмы типа «Сволочи» и «Левиафан», на полупорнографические спектакли и оперы, на издание бесчисленных переводных западных детских книг. Здесь все, включая пиар в СМИ, работает мощно, широко и исправно!

Возникает естественное сомнение: а не повторится ли подобная ситуация и с созданием «Российского движения школьников»? Откуда появится механизм для реализации этого хорошего и давно назревшего проекта? Чем особым позитивным зарекомендовала себя Росмолодежь, кто они, те молодые и неизвестные никому чиновники, которым государство поручило воспитывать наших детей и молодежь? Кто из родителей согласился бы на таких «наставников» для своих детей? Одно дело, когда подобную миссию возглавили бы духовные авторитеты страны, за плечами которых большой жизненный и педагогический опыт – но разве молодые чиновники способны выполнить такую сложнейшую задачу? Их самих еще надо воспитывать и воспитывать…

Разумеется, немалые деньги (около 2 млрд руб.), выделенных государством, будут успешно освоены, но подобные средства выделялись на патриотическое воспитание и ранее – и где же позитивные результаты? О программе патриотического воспитания на 2011-2015 годы Росмолодежь с прискорбием сообщила, что патриотизм не стал «объединяющей основой российского общества» и компонентом «общенациональной идеи».

Было отмечено, что уровень патриотического сознания россиян низок из-за «девальвации важнейших социальных ценностей», «частичного разрушения мировоззренческих основ», «снижения эффективности воспитательной деятельности» в семье, а также из-за «попыток очернения и не до конца объективного изложения отечественной истории, игнорирования со стороны отдельных стран национальных интересов России».

По мнению чиновников из Росмолодежи, отрицательно влияет на граждан и «деградация преемственности поколений» из-за «снижения общего культурного уровня населения» и «насаждения через СМИ чуждых российскому обществу идей и принципов взаимоотношений между людьми».

Опять набор общих, ничего не значащих слов, смысл которых сводится к обычным  для нашей страны тезисам для всех провальных проектов: «не надо искать виновных» и «дайте еще денег!» О том, что реально было сделано за прошедшие годы, кто конкретно провалил эту важнейшую работу, куда были потрачены сотни миллионов «патриотических» рублей, не сказано ничего.

Зато имеет все шансы на реализацию  совершенно другая, отнюдь не государственная программа воспитания подрастающего поколения, которую, не сомневаюсь, будут в ближайшие годы активно лоббировать все прозападно настроенные либеральные структуры. Для этого у них есть все: и сторонники во всех властных структурах, и широкая международная поддержка, и безотказно работающие механизмы реализации, и большие деньги, и влияние на большинство СМИ, включая электронные.

«Надо уйти из гетто русского языка»?

Наиболее ярко концепция этой программы описана в большой статье «Что делать?» господина И.Г. Яковенко, историка культуры, политолога, доктора философских наук, профессора РГГУ, члена Бюро научного совета «История мировой культуры» РАН. Статья опубликована в неолиберальной газете «Новая газета» еще в 2012 г., ее нетрудно разыскать в интернете [3].

Главная задача статьи предельно четко сформулирована в самом ее начале: «Любая культура противостоит качественным преобразованиям и блокирует эти тенденции. Кроме того, качественные преобразования всегда затрагивают социальные интересы мощных и влиятельных групп. В случае с Россией противостояние будет многоуровневым и многообразным по своей стратегии и тактике. Можно ожидать консолидации сил исторической инерции, выходящих на «последний бой» с врагами Святой Руси. Я отвечаю на вопрос: что можно сделать для трансформации культуры, критически неадекватной вызовам времени?».

Итак, исторический опыт России назван «исторической инерцией», он якобы «неадекватен вызовам времени», и вопрос стоит о том, возможно ли его кардинальное изменение?

Далее мы слышим то, что у прозападных либералов (наверное, начиная еще с пушкинских, а то и петровских времен) всегда было на уме, но пользуясь известным простонародным выражением, у господина И.Г. Яковенко сорвалось с языка: «Уверенность в вечном характере объекта “Россия”… есть чистая химера. Ничто не вечно, а иррациональная убежденность в вечности “своего” народа или его культуры – одна из универсальных иллюзий, которую культура формирует у своих носителей, и в этом – одно из проявлений манипулирования человеком со стороны культуры».

Итак, Россия и ее многовековая культура, менталитет ее народа – это всего лишь химера, и устойчивость ее обеспечивается лишь манипулированием со стороны отечественной культуры (здесь стоило бы уточнить: культуры прогосударственной направленности, поскольку во все века, начиная с петровских времен и особенно ныне, у нас есть и совсем другая культура). Я сознательно повторяю самые яркие из высказываний господина культуролога, поскольку никто другой еще так открыто и откровенно на подобные темы не высказывался, прозападно настроенные либералы предпочитают занимать удобную и безопасную позицию критиков.

Но здесь тайное стало явным: «Реально Россия сходит с исторической арены. Альтернатива радикальной трансформации – распад социокультурной целостности России (русский мир, русская цивилизация). Либо эта территория попадает в другие цивилизационные круги и местное население включается в эволюцию, по преимуществу заданную неимманентной логикой. Либо на этих пространствах происходит новый цивилизационный синтез и рождается качественно новая цивилизационная модель».

Автор статьи ратует за новый цивилизационный синтез, а не за распад страны – и то слава Богу! Прежде всего, И.Г. Яковенко предлагает разделить граждан России на два сорта: вчерашних людей (где-то мы уже это слышали, не так ли?) и новых людей – их можно назвать и «новыми русскими»: «Необходима сознательная стратегия разделения общества на людей вчерашних и сегодняшних. Вчерашним создают комфортную социально-культурную среду и условия пристойного доживания. Сегодняшним – пространство адекватного саморазвития, дистанционированного от исчерпавшего себя исторического качества».

Иными словами, всех пожилых людей советских поколений стоит изолировать в некое социально-культурное гетто, дабы они, уже исчерпавшие свой потенциал, там осуществили тихо и спокойно процесс «доживания». А вот новым поколениям советуют максимально дистанцироваться от советского прошлого.

Что ж, именно эта модель ныне успешно осуществлена в Польше, Болгарии, республиках Балтии (в Латвии русские люди вообще выделены в категорию неграждан), а в последние два года – и на Украине. Там этот процесс назван «десоветизацией». Даже за простое использование любых символов советской эпохи может последовать весьма серьезное наказание, вплоть до тюремного заключения. Однако статья «Что делать?» была написана еще до киевского государственного переворота, и не украинским, а отечественным политологом. Как говорится, умом Россию не понять…

Для трансформации ментальности, разумеется, необходима серьезная работа с подрастающим поколением. Необходима победа в той самой борьбе за умы, о которой говорил В.В. Путин. Автор статьи говорит об этом очень витиевато, словно бы сообщает человечеству о некоем великом открытии: «Эффективная работа с ментальностью концентрируется на молодых поколениях. Как утверждают специалисты, характер человека формируется в самом раннем возрасте, к трем-шести годам. Базовые ориентации личности формируются к шестнадцати-восемнадцати. <…> Таким образом, для того, чтобы сменить ментальность, необходимо радикально трансформировать культурную реальность, которая открывается входящему в жизнь человеку. Далее, устойчивая смена ментальности требует нарушения межгенерационной преемственности базовых оснований культуры. <…> Из всего изложенного следует исключительная роль работы с детьми, начиная с самого раннего возраста и как минимум до завершения среднего образования».

После этих банальностей и долгих рассуждения о святости частной собственности автор статьи «Что делать?» приходит к той теме, которая является ныне ключевой для нашей страны. Может ли Россия существовать как самостоятельное, самодостаточное государство, или в подобном случае она обречена на гибель?

Ответ автора, так же как и всех прозападно настроенных либералов, однозначен: без цивилизованной Европы мы пропадем: «В системе образования стратегически необходим акцент на целостность России и Европы. Мы – часть христианского мира. История России как самодостаточный процесс, а Россия как самостоятельный материк – тупиковая позиция. Ее необходимо последовательно размывать».

Что ж, эту позицию постоянно озвучивают на центральных телеканалах господа С.Б. Станкевич, Б.Б. Надежин, А.С. Ципко, Л.Я. Гозман и иже с ними, многочисленные эксперты из Высшей школы экономики и различных, самых престижных институтов, включая МГИМО. Здесь нет никакой тайны, все ясно и понятно.

Особенно стоит в статье «Что делать?» выделить настоящую оду английскому языку, который превратился в язык международного общения. Но в России он еще не стал (слава Богу!) государственным языком. Автор не рискует заявить подобную маразматическую идею напрямую, зато следующий его пассаж может заставить перевернуться в гробах всех классиков российской литературы. Автор говорит о необходимости… «выхода из гетто русского языка»!

«Заграница нам поможет…»

Разумеется, по мнению господина И.Г. Яковенко, смена языковой парадигмы – не самоцель. Английский язык должен помочь новой элите России в обязательном порядке получать образование за границей: «Необходимо обучение за рубежом. Должно сложиться неписаное правило: начиная с некоторого уровня (руководитель федерального департамента, замминистра, начальник отдела канцелярии администрации, парламента и премьера, генерал-лейтенант) обязательно высшее образование за рубежом, связанное с проживанием за границей не менее четырех лет. Учеба за рубежом должна стать нормальной практикой для тех, кто желает делать карьеру в России. А армия должна будет делать это в обязательном порядке, направляя на обучение, скажем, 500 молодых офицеров каждый год. Норма: для поступления в военную академию необходимо высшее образование за рубежом. В результате в страну будут возвращаться люди с другими мозгами. Эффективность этой стратегии видна на примерах стран Балтии и Грузии».

Что тут скажешь – «эффективность» подобных «других мозгов», проштампованных за границами Родины, действительно хорошо видна в указанных странах. Ничего эффективнее для лишения страны ее государственного суверенитета и не придумаешь! Этот метод ныне широко используется  в руководящих структурах Украины, где работают граждане разных государств, включая беглого экс-президента Грузии М. Саакашвили.

А какой была бы российская армия, в которой служили бы офицеры, получившие военное образование в «дружественных» нам Англии или Германии? Думаю, она стала бы вялой, небоеспособной, плохо вооруженной и невесть как обученной. Но господин культуролог, безусловно, прав: такая никчемная, англоязычная армия весьма способствовала бы не только смене менталитета подрастающего поколения страны, но и изменении ее статуса. К его огромному сожалению, С.К. Шойгу в английских военных учебных учреждениях не обучался…

Вспомнил автор статьи «Что делать?» и о глобальных изменениях в моральных и нравственных устоях западного общества. Он словно бы запамятовал о том, что чуть ранее призывал Россию воспринимать себя как часть христианского мира, и заговорил пусть и в завуалированном, псевдонаучном стиле о необходимости изменения нравственных устоев: «Трансформация ментальных оснований не может быть эффективна без амнистирования, легализации и сакрализации запрещенных и профанированных вчера инстинктов. <…> Традиционная российская культура веками подавляла автономную личность, потребителя, собственника, человека, ориентированного на демократические ценности. Борьба и изживание возможны на путях правовой легализации и культурного поощрения репрессированных альтернатив преодолеваемого паттерна».

Сами решайте, что господин И.Г. Яковенко имел ввиду под «амнистированием, легализацией и сакрализации запрещенных вчера инстинктов».  Лично мне думается, что речь идет о легализации на Западе проституции, однополых браков, гей-меньшинств,  права потребления наркотиков и прочее, прочее, прочее. Впрочем, в 10 заповедях Христа, о которых мы упоминали в начале этой статьи, есть и еще ряд «устарелых моральных истин», над которыми следует поработать с топором в руках создателям неолиберальной системы воспитания подрастающего поколения России. О том, что добавили к этому великий В.А. Сухомлинский и  автор данной статьи, даже говорить неудобно – здесь и преодолевать нечего, через этот «паттерн» новому российскому обществу с его новым менталитетом необходимо просто перешагнуть.

Но и этого автору статьи «Что делать?» мало: необходима кардинальная перестройка общественной модели, где фактически остается одна незыблемая моральная ценность – это  право частной собственности. И здесь создателям новой модели России следует действовать предельно жестко. Господин культуролог сбрасывает с себя «научную овечью шкуру» и показывает острые волчьи неолиберальные зубы: «Смена ментальности всегда связана со сменой поколений. В мягком, щадящем варианте – естественной сменой; в жестком, революционном и насильственном – с угнетением и диффамацией носителей уходящего качества».

Автор, как я уже заметил выше, обожает прятать самые гнусные мысли под малопонятными, якобы научными терминами. Напомню, что «диффамация – это распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, или опозорение в печати; действие, известное уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете».

То есть, проще говоря, господин культуролог предлагает дискредитировать всеми возможными, но желательно не попадающими под уголовные статьи, еще оставшихся в живых «советских людей». Геббельс, как говорится, отдыхает!

Итак, здесь уже речь не идет об обеспечении достойного «доживания» советской части российского общества. В революционном сценарии государственного переворота (а о чем еще может идти речь?) говорится о создании нового тоталитарного государства, где монополией на правду будет обладать только те слои общества, которые считают частную собственность самой главной ценностью государства.

Понятное дело, что христианство будет тогда безжалостно отброшено, поскольку подобные идеи никак не созвучны Христу, изгнавшему торговцев из храма и заявлявшего, что «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай». Впрочем, о том, как Веру подвергнуть диффамации, известно в нашей стране не понаслышке…

Достойным финалом всего вышесказанного стали следующие слова И.Г. Яковенко: «Разумеется, дело не может ограничиваться начальной, средней и высшей школой. Всё сказанное выше должно войти в систему идеологических ценностей Российского государства».

Вот это поворот, что называется, на 180 градусов! Наши неолибералы постоянно напоминают всем патриотически настроенным партиям, общественным организациям и гражданам, что согласно Конституции РФ государственная идеология в нашей стране запрещена. Но при победе своей неолиберальной идеологии, они, как оказалось, готовы сделать ее государственной!

Государственной идеологии – быть!

Мы рассмотрели два фактически диаметрально противоположных подхода к воспитанию подрастающего поколения России – одно декларируется (увы, пока только декларируется) государством, стержнем его являются патриотизм, сохранение исторической памяти, культурного наследия и норм традиционной морали. Этот проект имеет шанс быть поддержанным большей частью нашего общества.

Слабость его лишь в одном – на мой взгляд, мало шансов, что его поддержит сама нынешняя государственно-управленческая элита страны на всех уровнях. Зачем этим людям, многие из которых имеют недвижимость за границей (хотели бы вроде бы ее запретить, да духу не хватило себя же обездолить!), чьи дети учатся в престижных западных учебных заведениях и только чисто декларативно связывают свое будущее с Родиной – зачем всем им патриотически настроенная молодежь? Ведь подобные молодые люди непременно будут задавать им, представителям нынешней элиты, разные неудобные вопросы типа: мол, откуда взялось все это благосостояние при вашей-то скромной зарплате? Неужто все ваши суперталантливые жены «миллионами заряжены»? Может быть, вы замешаны в каких-либо коррупционных схемах, поэтому так и противодействуете много лет принятию закона о конфискации имущества у лиц, наживших свои огромные состояния незаконным путем? Иди потом доказывай этим больно умным и патриотичным молодым людям, что ты не «красногорский Караулов»… ЕГЭ им в мозги, да побольше, и поглубже!

Дураки и дороги – не самая большая беда для России, для многих представителей нынешней государственной элиты куда хуже будет, если в стране появятся хорошие дороги и много умных людей, которые по этим хорошим дорогам быстро смогут доехать туда, куда им будет нужно доехать. Вот тогда назойливые контролеры из «Народного фронта» и им подобные развернутся во всю ширь!

Наши чиновники могут сказать (тихо, разумеется, не с трибуны): «И зачем нам это надо, нам и так лучше всех живется на Руси?». Как здесь не вспомнить фразу из повести «Трудно быть богом» моего учителя в литературе А.Н. Стругацкого (и его брата Бориса, конечно): «Умные нам не надобны, надобны верные».

Незадолго до смерти об этом написал большую и горькую статью для газеты «Аргументы и факты» от 09.09.2009 видный ученый, бессменный ведущий научно-популярной телепрограммы «Очевидное-невероятное» С.П. Капица: «Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, – воспитали страну идиотов.

Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться».

Второй, прозападно-либеральный проект (заметьте, И.Г. Яковенко, не скрываясь, называет его будущей государственной идеологией!) воспитания «общечеловеков» с английским акцентом выглядит, словно акт капитуляции России перед «цивилизованным сообществом». Ныне при «режиме Путина» подобный сценарий развития событий выглядит антиутопией, но все происходящее вокруг нашей страны не позволяют делать столь однозначный оптимистический прогноз. Многое ли изменилось с тех пор, когда С.П. Капица написал свою горькую и гневную статью?..

Кроме того, механизм воспитания подрастающего поколения по рецептам прозападных либералов существует не только на бумаге и в интернете, он работает в реальности. Этот проект был весьма успешно опробован в ельцинский период, потом при В.В. Путине ушел в тень – но в тени порою делаются самые серьезные и значимые дела. Кто знает, чему и как ныне учат студентов и в обеих столицах, и в регионах наша профессура, которая, по мнению писателя Захара Прилепина, процентов на восемьдесят придерживается либеральных взглядов начала 90-х годов?

Так или иначе, но по мнению того же З. Прилепина, среди нынешней молодежи немало «амебоподобных», не «холодных» или «горячих», а «тепленьких», вполне готовых уйти на пенсию прямо сейчас. Ни трудиться на благо Родины, ни тем более умереть за нее в ратном подвиге особого желания многие молодые парни не проявляют.

Однако даже те из молодых людей, кто придерживается  патриотических взглядов, по мнению того же З. Прилепина, порою словно бы оглядываются – а не слишком ли я странно выгляжу на фоне моих сверстников? Эти молодые патриоты не ощущают поддержки государства, которое сами готовы  поддерживать, не видят никакой возможности для своего «вертикального взлета».

Я бы сказал это же другими словами: даже самые наивные молодые люди уже поняли, что социальные лифты закрыты на бессрочный ремонт. Никто из власть имущих не горит желанием создавать для своего любимого чада опасную конкуренцию, скажем, при назначении на должность директора банка или какого-нибудь инвестиционного фонда. А вот как устраивать так называемые «честные тендеры» они знают давно…

Реальная поддержка патриотизма со стороны государства проявляется изредка и весьма избирательно. Собственно говоря, и сам З. Прилепин  получил престижную премию «Большая книга» в ноябре 2014 года за роман «Обитель» при активной поддержке властей, причем на этот раз в порядке исключения ее вручал сам Председатель Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкин (при этом часть либеральных писателей демонстративно покинула зал). Вроде бы поддерживают власти и писателя С. Шаргунова.

На этом все известные мне «вертикальные взлеты» в литературе писателей с подобными прогосударственными взглядами и закончились. Можно назвать несколько примеров из числа режиссеров, актеров, певцов – но их очень мало. А люди культуры хорошо понимают, с какой стороны масло у бутерброда. Так, действия государства по Крыму поддержали очень немногие деятели литературы и искусства, которые сразу же стали фигурами нон грата и на Украине, и в западном мире.

Есть о чем задуматься молодым людям – раз мы не нужны государству нигде, кроме армии (кто-то же должен служить и умирать за Отечество, не станут же это делать дети элиты?), то может, все-таки стоит «прогнуться под изменчивый мир», и запеть в унисон с Виктором Цоем «Мы ждем перемен»? Однажды ведь наши старшие товарищи дождались…

Необходимые изменения в Конституции Российской Федерации

Но Россия не была бы Россией, если бы перед ней не открывалась бы и третья дорога. В чем же состоит этот третий путь? Нет, не в «золотой середине», не в том, чтобы соединить ежа с ужом, ничего хорошего из этого не получится. На мой взгляд, государству надо вернуть себе право на собственную идеологию!

Такое невозможно, поскольку запрещено п. 2 статьи 13 нашей Конституции? Не станем сейчас вспоминать о том, под чью диктовку и под кого конкретно писалась эта Конституция и как она принималась «всенародным голосованием», это дела давно минувших дней. Понятно, что целью п. 2 статьи 13 было лишить новую Россию собственных руля и ветрил, дабы ей было проще и удобнее управлять со стороны.

Однако, на мой взгляд, составители статьи 13 совершили серьезный логический промах. Взглянем еще раз на первые два пункта этой статьи:

  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

С моей точки зрения, п. 1 и 2 логически противоречат друг другу. С одной стороны, признается право на существование в России различных идеологий, а с другой, почему-то запрещается одна из возможных идеологий только потому, что она – государственная. А что же, антигосударственная идеология имеет право на существование? Да, имеет, более того, она фактически уже давно существует. Парадокс!

Конечно же, в СССР, где существовала однопартийная система, а в качестве идеологии использовался марксизм-ленинизм, государственная идеология не могла не быть монопольной и обязательной. Она проводилась через школы (все как одна были государственными и финансировались через бюджет), через государственные СМИ (других тоже не было), через организации октябрят, пионеров и комсомольцев – иных также не существовало.

Ныне в свободной и многопартийной России ни о какой монополии государства в идеологической сфере и речи идти не может! Наша законодательная и исполнительная власть формируется из членов разных партий, право на их существование закреплено в той же статье 13, в п.3:   « В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Наряду с государственными, бюджетными детскими садами, школами и институтами существует и множество частных. Прежние детские и молодежные организаций, исповедующих коммунистическую идеологию, существуют под крылом КПРФ в крайне незначительном количестве.

Вот отличная почва для взращивания тех самых разнообразных идеологий, право на существование которых закреплено в п. 1 статьи 13 Конституции РФ! Одной из них может стать государственная идеология.

Думаю, что ее примет за основу новое «Российское движение школьников», которое создаст свои структуры в государственных школах, но там же вполне могут появиться и другие детские организации, которые могут принять и другие идеологические ориентиры. Запретить такие организации никто не сможет, это запрещено высшим законом – Конституцией РФ!

Не уверен, что государственную идеологию примут на «ура» тысячи частных школ и гимназий. Возможно, немало молодых людей куда лучше воспримут идеологию прозападного либерализма (что в реальности ныне и повсеместно происходит – но без всякой конкуренции со стороны государственной идеологии, которой нет).

Для того чтобы этот третий путь был бы реализован, нужно устранить в п. 2 статьи 13 очевидное логическое противоречие, которое почему-то автоматически приравнивает государственную идеологию и монопольное право государства на идеологию (чего действительно не должно быть в демократическом государстве!). Статью 13 предлагаю отредактировать в следующем виде:

  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология, в том числе и государственная, не может устанавливаться в качестве монопольной или обязательной.

Такой ход позволит государству уйти от различных препятствий, которые ныне стоят на пути создания прогосударственной системы воспитания подрастающего поколения. Раз в Конституции РФ будет закреплено право государства на свою идеологию, то уже не надо будет искать для будущей детской организации школьников хоть какую-то платформу, постоянно оправдываясь, что она, мол, не имеет никакого отношения к советской пионерии, что главная задача новой организации состоит только в организации культурного досуга  подростков, которых надо отвлечь от всего плохого во имя всего хорошего.

Но разве ныне в школах нет различных кружков? Подобные «услуги» (и придумают же наши чиновники от образования такое мерзкое слово!) есть везде, и бесплатные и, увы, платные, и они ровным счетом ничего не решают.

У «Российского движения школьников» появится своя мощная платформа – новая государственная идеология! Она будет нацелена на воспитание достойных граждан новой России, и стержнем ее станет патриотическое воспитание – но не только.

Ребята станут заниматься различными интересными и полезными делами, при разработке программ которых может быть использовано все лучшее, что было в советской пионерии, в скаутском движении (а оно было создано еще до Февральской революции 1917 года, и первым скаутом в России стал наследник царского престола Алексей Николаевич Романов), замечательное тимуровское движение, полезное экологическое движение и ныне очень развитое и востребованное волонтерское движение.

Перед новыми пионерами (замечательное слово!) откроются многие возможности, они узнают от руководителей своих организаций многое из того, что «можно». Но я бы предложил включить в кодекс пионеров и те «нельзя», о которых писал и В.А. Сухомлинский, и автор этой статьи. Повторю свои же слова в иной редакции, потому что считаю их очень важными:

Итак, для будущих юных пионеров нельзя: говорить дурное о своей Родине и тем более предавать ее. Нельзя ставить свои корыстные интересы выше благополучия твоих же сограждан. Нельзя с презрением и ненавистью относиться к сложным периодам истории России, но и нельзя закрывать глаза на ошибки и преступления, сделанные в тот или иной период ее существования.

Не обязательно быть верующим, но нельзя отзываться плохо о главных религиозных конфессиях и о Боге.

Нельзя проявлять националистические и откровенно профашистские взгляды. Нельзя содействовать враждебным для нашего государства внешним и внутренним силам, участвовать в подготовке государственного переворота. Нельзя желать развала России.

Да, это идеология, но и 10 заповедей Христа – это тоже идеология! Не случайно христианская церковь подвергается нападкам с первого же дня своего существования, а ныне, в 21 веке, стала едва ли не главным объектом (после России) атак неолиберальных сил Запада, нацеленных на полное ее уничтожение!

Мне трудно представить, чтобы подобная государственная идеология была принята всеми нашими согражданами. Мы прекрасно знаем, что около 10% россиян, особенно из числа самых состоятельных граждан, куда охотнее бы заменили в моих предложениях слово «нельзя» на слово «можно» – что ж, пусть попытаются сделать это открыто, в рамках своей идеологии, неолиберальной системы воспитания подрастающего поколения!

Конечно, некоторые из моих «нельзя» созвучны с п. 5 статьи 13 Конституции РФ и статьями Уголовного кодекса РФ, но дети о них, как правило, ничего не знают. И никто, никакие законы не могут запретить молодым людям с детских лет презирать и ненавидеть свою Родину, принимать английский язык в качестве родного языка и готовиться с младых ногтей к отъезду на Запад, якобы «только для учебы».

Что ж, немало наших бизнесменов охотно отправляют за границу те товары, в том числе и продукты, которые очень понадобились бы и внутри самой России. Так случалось и в царские времена, когда «Россия кормила всю Европу», а в самой стране царил голод…

Подобная неолиберальная идеология, нравится нам или не нравится, имеет право на существование согласно Конституции, и запрещать здесь ничего нельзя. А вот противопоставить ей патриотическую государственную идеологию, которую, как я уверен, одобрит большинство наших сограждан – и можно, и нужно. Тем более что она (опять же в соответствии с Конституцией) не станет обязательной.

Пусть родители сами решают, кого они хотели бы вырастить в семье и в школе – достойного гражданина России или экспортный вариант «гражданина мира», которого они в старости смогут увидеть разве что по скайпу? Лично у меня немало друзей и знакомых, которые выбрали второй вариант. Мне их жаль, но это их выбор – так они воспитали своих детей.

Контуры новой пионерской организации: «Мы наш, мы новый мир построим…»

До сих пор шла речь о новой государственной идеологии – разумеется, это только наметки, над ее созданием нужно серьезно поработать специалистам разных профессий – но только на пушечный выстрел не подпуская к ней неолибералов (а они непременно захотят провести обычную для них разрушительную работу). А теперь постараемся набросать самые общие контуры пионерской организации, которая и может стать проводником новой государственной патриотической идеологии в будущее нашей страны.

Название. На мой взгляд, ничего лучше слова «пионер» и придумать нельзя. Это слово ассоциируются не только с советскими пионерами, но и с первооткрывателями всего нового. А нынешние пионеры и станут такими первопроходцами – ведь все четверть века новая Россия всерьез не занималась воспитанием своих юных граждан и своей государственной идеологии не имела, да и ныне пока не имеет.

Чье имя может носить пионерская организация? Советская прокоммунистическая пионерская организация носила имя В.И. Ленина – как и многое другое в нашей стране. Я бы предложил дать новой пионерской организации имя славного человека, героя, который вызывает уважение у большинства наших сограждан. Думаю, что лучше, чем имя пионера космоса Ю.А. Гагарина, и придумать нельзя! Тогда ребят можно будет называть «пионерами-гагаринцами».

Руководство пионерской организации. Здесь не должно быть членов различных партий из исполнительных и законодательных органов власти. Думаю, что не будет никакой пользы и от чиновников, в том числе – из Росмолодежи, мы совершенно не знаем этих молодых людей. Я бы предложил сделать «главным пионером-гагаринцем» кого-нибудь из самых известных космонавтов. В руководство также могут входить видные психологи, учителя, спортсмены, волонтеры, ученые, деятели литературы и искусства и т.д.

Атрибутика. Этот вопрос надо обсудить с самими  ребятами. Мнения у взрослых могут быть самыми разными. Я лично с уважением относился к своему красному галстуку, а вот писатель С. Шаргунов заявил, что испытывал к нему аллергию.

У российских скаутов была весьма «крутая», почти белогвардейская форма – вспомните, как ее ненавидели первые пионеры-оборванцы, что было очень ярко показано в старом фильме «Тревожная молодость», поставленном по роману В. Беляева «Старая крепость».

Я бы предложил провести среди российских ребят – тех, кто хотел бы вступить в будущую пионерскую организацию – конкурс на разработку новой пионерской атрибутики. Этот может быть галстук, значок – например, с портретом Ю.А. Гагарина, обрамленного крыльями, берет и т.д. Лично мне хотелось бы, что форма и атрибутика новых пионеров походила бы на скаутскую, как выражаются ребята, это было бы «круто»!

Прием в пионеры. Единым днем приема в новые пионеры-гагаринцы может стать 12 апреля, день первого полета человека в космос. Это насытит нынешний, очень бледный День космонавтики новым, мощным и позитивным содержанием. Дети узнают в этот день многое о славной истории освоения космоса нашей страной, о нынешних космонавтах и создателей космической техники.

Прием в пионеры-гагаринцы можно проводить, начиная с 9-10 лет, по завершению обучения в начальной школе.

Гимн. Это очень важный момент. Гимном советской пионерской организации стала песня «Взвейтесь кострами, синие ночи», написанная в 1922 году. Автор слов – поэт А. Жаров, автор музыки –  С. Кайдан-Дешкин.

Думаю, что этот гимн устарел во всех отношениях. Вряд ли надо делать акцент на то, что будущими пионерами станут только «дети рабочих»! С другой стороны, трудно представить, что кто-либо из современных композиторов может ныне создать такую маршевую песню, которая понравится и ребятам, и их родителям. На мой пристрастный взгляд, в нашей стране уже лет десять не появлялось ни одной по-настоящему хорошей песни…

Впрочем, можно будет провести конкурс и на тему гимна новой пионерской организации имени Ю.А. Гагарина. Однако я бы предложил будущим пионерам другую маршевую песню, которая восхищает своей мощью и оптимизмом. Я имею в виду замечательный «Марш энтузиастов», созданный в 1940 году композитором И. Дунаевским и поэтом А. Д’Актилем. Думаю, вполне можно обойтись этими двумя скомбинированными строфами:

Нам ли стоять на месте?

В своих дерзаниях всегда мы правы.

Труд наш есть дело чести,

Есть подвиг доблести и подвиг славы.

К станку ли ты склоняешься,

В скалу ли ты врубаешься –

Мечта прекрасная, еще не ясная,

Уже зовет тебя вперед.

 

Нам нет преград ни в море, ни на суше,

Нам не страшны ни льды, ни облака.

Пламя души своей, знамя страны своей

Мы пронесем через миры и века.

В интернете можно разыскать этот марш (в прежней редакции, разумеется, но тоже из всего двух строф) в исполнении детского хора. Он прекрасен! Но если нынешние композиторы и поэты создадут что-нибудь лучше, я буду только рад. Пусть попробуют, почему бы и нет?

Дела. Я уже говорил, что новая пионерская организация может включить в программу своей деятельности все лучшее, что было в советской пионерской организации, движений скаутов, тимуровцев, волонтеров и юных экологов. Материал и опыт предыдущих поколений  здесь накоплен огромный!

Также вполне понятны и все слабые стороны в работе этих организаций и движений. Не нужно излишняя заорганизованность (постоянные заседания совета отряда, конференции, съезды и т.д.), формализм (многое делалось ради «галочки»), соревнования между пионерскими организациями (кто собрал больше металлолома и макулатуры?) и т.д.

Будет полезно, если одним из стержней пионерской организации станут физкультура и спорт, и в частности, сдача норм ГТО. Вот здесь пригодится прежний лозунг: «пионер – значит первый!» Было бы хорошо, если бы новые пионеры восприняли и мушкетерский девиз «один за всех, и все за одного!» Ведь отвязные хулиганы, нынешние «мишки квакины», есть везде. Увы, даже в школе, не говоря уже об улице, современный школьник не может чувствовать себя по-настоящему защищенным от своих агрессивных сверстников. Теперь такая защита может появиться из своих же друзей-пионеров!

В моем детстве подростки после занятий буквально роились на улице, сейчас они предпочитают сидеть дома и не только по той причине, что их приковывает к столу любимый компьютер. Ребята зачастую просто боятся выходить на улицу, а еще больше этого боятся их родители! Но если пионеры сумеют постоять друг за друга, как это делали тимуровцы Аркадия Гайдара, то ситуация может измениться к лучшему. Один этот фактор безопасности может подвигнуть многих родителей к тому, чтобы их дети вступили в пионеры.

В настоящий момент мало говорить подросткам и молодежи правильные и нужные вещи. Необходимо, чтобы они поняли и приняли слова о любви к своей родной стране, ценили и гордились ее историей. Поэтому надо находить правильный язык и методы передачи нужной информации в привычных для современных ребят формах.

Есть очень наглядные и эффективные примеры таких подходов. Так в прошлом, юбилейном году семейный Интернет-журнал «Вундеркинд» провел фестиваль-смотр компьютерных анимационных фильмов «Спасибо прадеду за Победу!» (по гранту Президента Российской Федерации). Работы, присланные в редакцию, удивили самих организаторов. Возраст авторов колебался от 2 до 80 лет. Тематика и визуальный язык тот, на котором современная молодежь общается, а главное – работа над этими небольшими фильмами объединила людей разных поколений, что является насущной задачей патриотического воспитания, укрепления семейных ценностей и утверждения общих идеалов среди родных людей.

Подобных ярких и действенных программ по патриотическому воспитанию можно создать немало. Я бы также предложил создать программу духовно-нравственного воспитания «Клад и Крест», которая базировалась бы на моей трилогии, получившей правительственную премию. «Клад» – это история нашей малой и большой Родины, а «Крест» – это символ Православной церкви. Дети во всех регионах страны должны знать историю своего города, поселка, села или деревни, помнить о тех людей, которые жили там во все времена, знать имена героев труда и войны. Они не обязаны становиться верующими людьми, но должны знать основы религии (по выбору родителей), знать об истории своего местного храма.

Подобный проект мог бы стать реальным осуществлением идей, которые Президент В.В. Путин высказал 24 декабря 2014 года на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству: «Например, сейчас очень востребовано такое направление, как краеведение. Здесь многое содержательных, ярких проектов. Их надо обязательно поддерживать… Уважение к культуре нередко начинается со знакомства с историей и традициями той местности, того края, где живет человек. Считаю, что каждому региону полезно составить своеобразный культурный пакет, включающий, к примеру, определенные туристические маршруты, посещение школьниками и студентами конкретных музеев, театров и так далее».

Акция «Бессмертный полк», которая потрясла страну в прошлом году, в день 70-летия Великой Победы, не должна стать разовой. Новые пионеры могут в каждую годовщину Великой Победы выходить на улицы с портретами своих предков – героев войны и тыла. Историческая память – это и есть наш главный «Клад». И хорошо бы, чтобы такие шествия заканчивались бы у «Креста», у местной церкви, где зазвучала бы литургия по тем людям, которые спасли нашу страну от гибели. Присоединятся ли к этой ежегодной акции ребята, которые не захотели вступать в пионеры-гагаринцы – дело чести и совести их родителей, никакой «обязаловки» здесь быть не может.

В свою очередь, государство обязано предпринять все возможные меры для того, чтобы выделенные на воспитание подрастающего поколения немалые деньги не утонули, как это не раз уже случалось, в бездонных чиновничьих карманах. Необходимо издание новых серий детских книг, и классических, и современных, ориентированных на юных пионеров. Например, очень ценно было бы создать большую серию «Россия: вчера, сегодня, завтра», где бы нашли бы свое место и биографии великих людей разных эпох, и исторические произведения о разные ярких эпизодах отечественной истории, и лучшие художественные произведения для подростков, в том числе и современные, и столь любимая ребятами фантастика.

Кстати, в советское время была неоднократно издана большими тиражами серия «Библиотека пионера» – ее можно обновить. Нужны литературные конкурсы по созданию новых книг для подростков, издание этих книг массовыми тиражами, распространение их через региональные органы власти всех уровней по всем государственным школам и детским библиотекам страны. Необходима поддержка детских писателей и издателей, работающих в этом направлении – об этом говорилось и в минувшем Годе литературы, да только, как обычно, ничего сделано не было.

Нынешний 2016 год объявлен Годом кино – очень подходящий случай для воссоздания детского кинематографа! Хотелось бы, чтобы чиновники от культуры услышали и слова Президента России о поддержке детских театров, о необходимости постановок пьес современных авторов. Лучшие спектакли должны найти свое место и на телевидении, в частности на телеканалах «Культура» и «Карусель», ныне там ничего подобного нет, зато западных мультиков – море разливанное!

А чтобы все эти и подобные позитивные идеи не «ушли в песок», как было ранее, необходим жесткий и действенный контроль со стороны Счетной палаты и активистов «Народного фронта», где, возможно, стоит создать специальный отдел по патриотическому воспитанию.

Порою мы слышим о том, что далеко не все указы и распоряжения Президента В.В. Путина исполняются и, как правило, никто не несет за это серьезной ответственности. Очень надеюсь, что в случае Указа Президента о создании «Российского движения школьников» и всем, связанным с его реализацией, такой ситуации не повторится – не должно повторится!

Инновации. Не очень люблю это слово, но никуда не денешься – нынешние ребята живут не только (а порою даже и не сколько) в реальной действительности, сколько в виртуальном пространстве. Они с детства на «ты» с компьютерами и интернетом, обожают компьютерные игры больше чем футбол.

Да, мир Сети очень опасен, и в первую очередь, для детской, неокрепшей психики, там водятся такие тигры, каких не встретишь и в темных подъездах… Этой сферой также стоит всерьез заниматься будущей пионерской организации, ведь интернет и компьютер ныне совершенно необходимы любому молодому человеку, из них можно извлечь много полезного. Но без взрослых наставников здесь не обойтись.

Идей и проектов здесь возникнет множество. Практика работы в различных информационно-публицистических изданиях в Сети показывают необходимость постоянного общения с молодежью и подростками. И самый рациональный путь для этого – поддержка сетевых и мобильных информационных центров, которые находятся в постоянной онлайн-связи с юными пользователями и их родителями. Направления также ясны:

  1. Возможность рассказать о себе, о своих ценностях и убеждениях, посоветоваться о проблемах, утвердить семейные ценности.
  2. Мечты, проекты, планы, мышление в масштабах страны, мира, Космоса!
  3. Научно-техническое творчество, проекты и старт-апы. Создание в недрах пионерских организаций или поддержка сайтов в этих направлениях позволит постоянно держать руку на пульсе реального патриотического воспитания в нашей стране.

Можно представить, какую реакцию вызовет создание подобной пионерской организации у наших прозападных либералов. Да они уже успели высказаться на эту тему еще тогда, когда, как говорится, не высохли чернила на Указе Президента России В.В. Путина. И этих криков типа «а Бага-Яга против!» в СМИ и в интернете пока куда больше, чем высказываний тех, кто «за».

То ли еще будет, при нашей-то российской вольнице! Но вот осмелятся ли вечные критиканы представить обществу свою альтернативную, неолиберальную систему воспитания детей, подростков и молодежи, покажет будущее. В тени-то действовать куда комфортнее, да и смелость для этого не нужна… Тем более что недавно Президент РФ В. В. Путин предложил сделать патриотизм национальной идеей России.

Так или иначе, совершенно очевидно, что государственная программа по воспитанию подрастающего поколения может быть осуществлена только при активной совместной работе государства, всех институтов гражданского общества и творческих союзов – при обязательном жестком контроле общества над всеми этапами реализации этой программы.

Только при таком взаимодействии в будущем будет гарантироваться устойчивое развитии экономики России и обеспечиваться «спокойствие наших границ».

[1] © Сухинов С.С., 2016

[2] Cм. Немыченков В.И. С чего начинается Родина? Литература для детей и юношества как стратегический приоритет национальной безопасности // Стратегические приоритеты. 2015. № 1(5).

[3] Яковенко И.Г. Что делать? // Новая газета. 2012. 15 марта. URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/51633.html