Культурологические аспекты информационной безопасности в XXI веке

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ [1]

К. К. КОЛИН

Актуальность проблемы

Одной из новых глобальных проблем развития цивилизации в ХХI веке является проблема информационной безопасности. Вначале эта проблема рассматривалась как чисто технократическая, а ее содержание связывалось, главным образом, с необходимостью защиты от целенаправленного или непреднамеренного деструктивного воздействия на системы связи, компьютерные программы и базы данных, а также на информационно-телекоммуникационные сети и системы автоматизированного управления различного значения. Однако сегодня становится все более ясным, что здесь мы имеем дело с проблемой глобального характера, существо которой выходит далеко за рамки компьютерных систем и вообще всей техносферы нашей цивилизации [2].

Исследования показали [3], что проблема информационной  безопасности имеет также и весьма существенные политические, экономические, социальные и личностные аспекты, которые не менее важны и значимы, чем  ее  технологические аспекты. Эта точка зрения находит свое отражение не только в работах ученых, но также и в принятых в настоящее время национальных документах по проблеме информационной безопасности [4]. А это уже значительное продвижение по пути осознания глобальности и стратегической важности данной проблемы.

В последние годы эту проблему все чаще связывают с проблемами информационной войны, создания и использования различных видов информационного оружия, а также с проблемами национальной и глобальной безопасности [5].

Начинает также осознаваться связь данной проблемы с проблемами деформации информационной среды общества, эрозии традиционных культур, нравственных, эстетических и этических ценностей, то есть с проблемами формирования и развития индивидуального и общественного сознания. Однако причины и фундаментальные закономерности развития общества, которые лежат в основании этих проблем, еще недостаточно хорошо изучены и поэтому, безусловно, являются актуальными и стратегически важными.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть глобальную проблему информационной безопасности в несколько необычном ракурсе – с позиций общей теории эволюции самоорганизующихся систем. Дело в том, что только с этих позиций можно понять, почему информационные воздействия, зачастую весьма слабые и, казалось бы, безобидные, оказывают при определенных условиях столь сильное и даже определяющее воздействие на дальнейшее развитие сложных самоорганизующихся природных или же социальных систем.

На первый взгляд такой подход может показаться несколько искусственным. Однако он представляется нам вполне оправданным, так как не только опирается на последние достижения фундаментальной науки, но и позволяет увидеть проблемы информационной безопасности в совершенно новом свете. При этом удается показать связь проблем информационной безопасности с основными законами общей теории эволюции, выявить и продемонстрировать глобальный характер этих проблем и их стратегическую значимость для будущего  развития цивилизации.

Хотелось бы надеяться, что содержание данной работы заинтересует представителей как естественнонаучного, так и гуманитарного секторов научного знания, а также специалистов, изучающих социальные, лингвистические и информационно-психологические аспекты проблемы информационной безопасности.

Некоторые фундаментальные принципы общей теории эволюции

Вначале было слово.

Библия

В последние годы фундаментальная наука активно формирует новую научную парадигму, которая должна обобщить последние достижения философской мысли и дать человечеству новое научное миропонимание и целостное научное мировоззрение. Сегодня они крайне необходимы для решения многих глобальных проблем современности и, прежде всего, для решения самой актуальной проблемы – выживания и дальнейшего безопасного развития самого человечества [6].

Одним из важных направлений научных исследований в этой области является формирование общей теории эволюции. Предполагается, что эта теория станет основой для понимания общих закономерностей не только процессов самоорганизации и развития живой природы, но, возможно, также и процессов развития всех других природных систем, включая процессы развития человеческого общества и самого человека.

Естественно, что создание теории столь высокого уровня общности должно базироваться на использовании фундаментальных принципов формирования и развития природных систем, которые проявляются на самых различных уровнях самоорганизации природы – от явлений микромира до процессов космологического характера. Именно поэтому такого рода фундаментальные принципы и представляют сегодня особый интерес, как для философских исследований, так и для изучения ряда новых междисциплинарных научных проблем, находящихся на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Одной из таких проблем является текстология – новая наука, изучающая структуру и закономерности формирования текстов, которые, по всей вероятности, и являются семантической основой культуры человеческого общества. Так, например, в монографии профессора В.В. Меликова [7] утверждается, что основой традиционных культур общества являются сакральные тексты, которые при помощи религиозных процедур внедряются в сознание и подсознание людей и, в конечном итоге, становятся содержанием общественного сознания, своего рода генетической памятью той или иной традиционной культуры.

Автор показывает, что основным источником сакральных текстов для христианской культуры является Библия, а для ряда восточных культур – Бхагавад Гита. Вполне вероятно, что аналогичные утверждения окажутся справедливыми также и в отношении Корана и Торы.

Передаваясь из поколения в поколение, сакральные тексты позволяют длительное время сохранять культурные традиции, формируют этические нормы поведения людей и шкалу их моральных ценностей. Но, самое главное, они позволяют сформировать и сохранить то качество, которое позволяет людям отождествлять себя с тем или иным культурным сообществом, ощущать себя частью этого сообщества, содействовать его сохранению и развитию.

Это ощущение представляется исключительно важным сегодня, в современном быстро изменяющемся мире, когда информационно-психологическая нагрузка на человека все более быстро возрастает и когда ему особенно необходима моральная и психологическая поддержка. Человеку необходимо ощущение того, что он не один в этом бушующем мире, что он является носителем одной из мировых культур, которая выдержала суровые испытания в процессе многолетнего исторического развития. Именно это создает у людей чувство своей защищенности от возможных потрясений, придает уверенность и дает надежду на сравнительно спокойное будущее.

Удивительный по своему проявлению феномен устойчивости мировых культур, по мнению профессора В.В. Меликова, объясняется тем, что эти культуры создавали необходимые условия для таких общественных отношений, которые, в конечном итоге, содействовали выживанию той или иной цивилизации. А там, где эти условия не сохранялись, цивилизация погибала.

Вышеизложенные тезисы являются конспективными и, конечно же, не раскрывают всей полноты проблемы влияния культурного наследия на жизнеспособность той или иной нации. Излагая их, нам хотелось лишь подчеркнуть важность и актуальность этой проблемы, а также показать определяющую роль в ней семантической основы культуры, ядром которой, безусловно, являются язык и письменность народа.

Таким образом, несмотря на краткое рассмотрение вышеизложенных глобальных проблем, мы можем сделать,  по крайней мере, три основных вывода из результатов этого рассмотрения:

  1. Проблема сохранения, преемственности и развития традиционных мировых культур является одной из важнейших составных частей проблемы выживания человечества, сохранения людьми своих основных человеческих качеств в условиях современного быстро изменяющегося мира. Поэтому эта проблема не должна быть предметом внимания лишь ученых-культурологов и работников сферы культуры. На самом деле – это важнейшая общецивилизационная проблема, она самым тесным образом связана с проблемами обеспечения национальной и глобальной безопасности, значение которых в ближайшие годы будет все более сильно возрастать.
  2. Семантической основой любой традиционной культуры современного мира является «генетическая память» этой культуры, сформированная на базе передаваемых из поколения в поколение культурологических текстов, а также отражение этой памяти в мифологических образах и глубинной структуре языков данной культуры.

Поэтому научные исследования в области информационно-семантической основы традиционных культур и  создаваемых этими культурами текстов устной и письменной речи, мифологии и религии народов, а также формируемой на их основе системы моральных ценностей и нравственных ограничений сегодня представляются не только уместными, но и весьма актуальными. Тем более что для проведения этих исследований появились новые возможности использования последних достижений в области средств информатики, вычислительной техники и методов математического анализа.

  1. Вполне возможно, что при проведении вышеуказанных исследований могут оказаться полезными некоторые принципиально важные подходы, которые используются сегодня фундаментальной наукой при формировании общей теории эволюции. Примерами таких подходов являются информационный подход, генетический подход и принцип фрактальности в организации генетической памяти сложных природных систем.

Использование перечисленных выше принципов и подходов, а также других аналогий между процессами самоорганизации и эволюции, происходящими в живой и неживой природе, и социальными явлениями, которые могут быть выявлены на основе анализа общих закономерностей протекающих в них информационных процессов, может открыть новые возможности для научных исследований и дать новые принципиально важные результаты.

В свою очередь, эти результаты могут оказаться полезными как для развития общей теории эволюции, так и для развития общей теории информации, формирование которой также является одной из важнейших задач фундаментальной науки в ХХI веке [8]. Ведь эти результаты станут подтверждением тех общих законов мироздания, которые и составляют принципиальную основу этих теорий.

Фрактальность и случайность в общей теории эволюции

Одним из замечательных открытий науки в конце 70-х годов ХХ века является открытие фракталов – самоподобных геометрических структур, использование которых позволяет получать различного вида изображения, удивительным образом похожие на многие реальные объекты живой и неживой природы.

Когда рассматриваешь эти изображения, невольно возникает мысль о том, что человек прикоснулся к одной из величайших тайн природы. Возможно, он открыл, наконец, тот ее важнейший информационный закон, следуя которому природа и формирует великое многообразие своих устойчивых форм, которому мы не перестаем удивляться.

Математическое исследование фрактальных структур выявило их весьма необычные свойства. Оказалось, что эти структуры невозможно описать аналитическими формулами, а можно задать лишь в виде некоторого алгоритма построения. Кроме того, фрактальные структуры противоречат основным канонам евклидовой геометрии. Они имеют дробную размерность, в то время как в геометрии Евклида существуют лишь объекты с целочисленными размерностями: 0 (точка), 1 (линия), 2 (плоская фигура) и 3 (объемная фигура).

Как это не удивительно, но фрактальные геометрические структуры занимают промежуточное положение между линией и плоскостью, опровергая таким образом наши привычные представления о пространственных свойствах природы. А ведь именно эти представления и составляют сегодня основу практически всех разделов теоретического естествознания, за исключением, пожалуй, лишь общей теории относительности и релятивистского направления в космологии.

Таким образом, геометрия природы оказалась совершенно иной, абсолютно не похожей на те идеализированные умозрительные построения, которые в течение тысячелетий владели умами миллионов людей на нашей планете. Именно поэтому открытие фракталов является революционным событием не только в фундаментальной науке, но также и в развитии научного мировоззрения.

Оно имеет важное философское значение [9]. Это обстоятельство стало особенно наглядно проявляться в последние годы, когда появилась и стала все шире использоваться компьютерная графика.

Наблюдая за тем, как реализуя заданный человеком алгоритм построения фрактальной структуры, компьютер формирует  на своем экране то листья экзотических растений, то причудливые фигуры, напоминающие морские водоросли, облака или снежные узоры на оконном стекле, мы все больше начинаем понимать, что имеем дело с некоторым  достаточно общим информационным законом мироздания.

И действие этого закона, вероятнее всего,  распространяется не только на объекты физической природы, но также и на другие явления, в основе которых лежат аналогичные информационные процессы. К таким явлениям следует отнести многие компоненты человеческой культуры и, в частности, язык, письменность, музыку и изобразительное искусство.

Центральными идеями фрактальной геометрии являются самоподобие и многоуровневая организация пространственных объектов. С появлением теории фракталов фундаментальная наука перешла к новому этапу своего развития. Она начала осваивать совершенно новый метод геометрического описания объектов природы, который оказался существенно более адекватным окружающему нас реальному миру.

Это событие является революционным для дальнейшего развития всего естествознания. Ведь теория фракталов раскрывает глобальный принцип построения различных тел и Вселенной в целом. Согласно этому принципу, большее есть повторение водящего в него меньшего.

Проявление этого принципа в природе наблюдается повсюду – в форме береговых линий, в строении многих объектов биосферы, а также в структуре астрономических систем.

 

В свое время Платон утверждал, что «Бог правит миром посредством геометрии». Тем самым он подчеркивал принципиальную важность геометрической формы пространственных структур в процессе эволюции природы.

Благодаря открытию фракталов мы теперь знаем, что в основе процессов формообразования природных структур лежат не аналитические зависимости, а алгоритмические законы. Открытие и постижение этих законов должно стать важнейшей задачей фундаментальной науки в ХХI веке. Ведь с помощью этих законов можно научиться сжимать огромные объемы информации, а это одна из глобальных информационных проблем современности [10].

Стабильность и изменчивость в мастерской Природы

Еще одна отличительная особенность творческого искусства Природы заключается в том, что все ее творения уникальны и отличаются друг от друга даже в тех случаях, когда имеют очень большое сходство. Строго говоря, Природа никогда не повторяется. Каждый раз она создает все новые и новые структурные и органические формы.

Почему это происходит? Ведь, как было показано выше, в процессе формообразования на различных уровнях самоорганизации природных структур используются практически одни и те же достаточно простые алгоритмы порождения самоподобных фрактальных образований, которые отличаются друг от друга лишь своими масштабами.

Все дело в том, что, наряду с использованием детерминированных «внутренних генетических алгоритмов» развития, Природа в процессе формообразования всегда учитывает также и воздействие внешних случайных факторов. Именно эти факторы и являются причиной изменчивости природных форм. Они служат основным движущим фактором эволюции объектов природы.

Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что целью эволюции любых природных систем является не изменчивость, а стабильность, т.е. устойчивость на некотором более высоком уровне самоорганизации. Что же касается изменчивости, то она служит лишь способом достижения этой цели [11].

Таким образом, законы эволюции сочетают в себе два противоположных принципа: детерминированного развития – в соответствии с генетическими алгоритмами формирования фрактальных структур, и случайного выбора возможных траекторий этого развития под воздействием внешних факторов.

Процесс развития – это всегда некоторый компромисс между этими двумя противоположностями. Каждая самоорганизующаяся система находит этот компромисс в критических точках процесса своего развития. Так это происходит и на квантовом уровне реализации физических процессов, и на уровне макрообъектов живой и неживой природы, и в космологических системах.

Поэтому вполне логично предположить, что именно так это должно происходить и на уровне реализации процессов в социуме, который можно рассматривать как один из самоорганизующихся природных организмов достаточно высокого уровня.

Эта гипотеза дает импульс для развития нового направления научных исследований социальных систем, которое может быть основано на использовании общих закономерностей эволюционных процессов в природе и обществе. Нам представляется, что такой методологический подход, который логично назвать эволюционным подходом, может оказаться весьма плодотворным при проведении исследований в области экономических, социологических, демографических и других проблем развития человеческого общества.

Конечно же, идея изучения общества, как некоего сложного организма, не является новой. Она неоднократно высказывалась различными философами и ранее. Однако сегодня эта идея может получить свое новое плодотворное развитие. Ведь она подкрепляется полученными в последние годы результатами теоретических и экспериментальных исследований в самых различных областях современного естествознания.

Эволюция и информация в квантовой механике и физической химии

Определяющая роль информация в развитии эволюционных процессов, протекающих на квантовом уровне, весьма убедительно показана в монографии известного российского физика академика РАН Б.Б. Кадомцева «Динамика и информация» [12]. В ней показано, что формализм квантовой теории, который был развит на основе анализа замкнутых квантовых систем, принципиально не может объяснить закономерностей их эволюции, так как не учитывает влияния на эти системы внешних  информационных воздействий. Несмотря на то, что эти воздействия могут быть очень слабыми, именно они оказывают определяющее влияние на процесс квантовой самоорганизации в тех случаях, когда квантовая система находится в состоянии неустойчивого равновесия.

Б.Б. Кадомцев впервые ввел в квантовую механику понятие информационно открытых систем и показал, что именно такие системы являются наиболее адекватными моделями объективной реальности окружающего нас микромира. Мало того, он утверждает, что весь мир в целом также можно считать информационно открытой системой и что такое представление более полно отвечает основным принципам общей теории эволюции.

Хотелось бы отметить, что значение данной монографии выходит далеко за рамки проблем квантовой теории микромира. Она содержит целый ряд философских выводов, касающихся общих принципов реализации эволюционных процессов в природе, которые анализируются на основе использования информационного подхода.

В частности, утверждается, что на границе микромира и привычного для нас мира макроскопических физических объектов существует еще и промежуточный мезомир, к которому, в частности, следует отнести молекулы и их соединения. Автор утверждает, что для исследования происходящих в этом мире процессов формальный аппарат современной физики еще явно недостаточен. Поэтому необходима разработка новых методов исследования объектов этого мира, в котором, возможно, будет обнаружено большое количество весьма специфических информационных явлений.

Весьма вероятно, что изучение этих явлений даст возможность понять единство и взаимодействие эволюционных процессов на различных иерархических уровнях самоорганизации природы, а также «перебросить мост» между физикой и биологией – двумя магистральными направлениями развития науки, которые в настоящее время между собой еще очень мало связаны.

Наш следующий пример касается некоторых новых научных результатов, полученных в области физической химии. В работе доктора биологических наук С.В. Зенина [13] описываются результаты экспериментальных исследований структурных и информационных свойств воды, как сложной крупномолекулярной самоорганизующейся системы. В результате этих исследований установлено, что вода – это совсем не однородная хаотическая совокупность молекул Н2О, как это представлялось ранее, а весьма сложная, чувствительная и мобильная структура, похожая по своим свойствам на жидкий кристалл.

Оказалось, что вода способна воспринимать и длительно хранить информацию, которая поступает из внешнего окружения и переносится электрическими, магнитными и биологическими полями. Происходит это путем формирования и соответствующей ориентации достаточно устойчивых во времени крупномолекулярных соединений.

Автором экспериментально установлено существование нового вида межмолекулярного взаимодействия, которое им было названо суперкомплиментарным. Это взаимодействие обуславливает возможность образования в воде крупномолекулярных стабильных ассоциатов, которые обладают свойством реагировать на находящиеся в водном растворе вещества и «отражать» эти свойства в виде определенных построений структурных элементов воды.

Таким образом, показано, что вода является своеобразной природной информационной системой, структура которой реагирует не только на те или иные примеси в ее растворе, но и на внешние информационные воздействия. Возможно, что эти результаты помогут понять принцип действия сверхслабых гомеопатических растворов. Кроме того, можно предположить, что они послужит толчком для развития нового направления в области экологии – информационной гидроэкологии.

Обнаружение и исследование рассмотренных выше явлений позволяют сделать весьма важные философские выводы о всепроникающей роли информации в природе. Ведь сегодня становится все более ясным, что информационное взаимодействие является основой всех других видов взаимодействия в природе.

Фрактальные структуры в квантовой и лингвистической генетике

В 1992 году в России вышла в свет монография М.М. Маковского «Лингвистическая генетика» [14]. В ней развивается одно из направлений теории знаковых систем – семиотики, целью которого является попытка на основе использования принципа генетического подхода выявить и объяснить те закономерности, которые наблюдаются в структуре человеческой речи и письменных текстов. Сегодня экспериментально установлено, что такие закономерности имеют место не только в буквенных рядах английских и русских текстов, но наблюдаются также и в последовательностях слов этих текстов.

Российскими учеными выполнен ряд исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что как для самого языка, так и для письменных текстов весьма характерными являются геноподобные фрактальные структуры, которые оказываются во многом сходными для различных естественных языков. Это позволяет говорить о том, что развитие языков и человеческой речи подчиняется общим законам формальной генетики.

Исследования П.П. Горяева и его коллег, посвященные изучению структуры генома [15], показали, что человеческая речь и письменные тексты естественных языков в геометрическом смысле обладают фрактальной структурой, которая очень похожа на фрактальную структуру ДНК. Предполагается, что это сходство обусловлено фрактальной структурой акустических и электромагнитных полей, которые генерируются хромосомным аппаратом высших биологических систем. А то, что такие поля реально существуют и играют важнейшую роль в жизнедеятельности и развитии живых организмов, уже установлено экспериментально.

Результаты этих экспериментов, а также попытки их теоретического обоснования и философского осмысления открывают перед фундаментальной наукой новые горизонты для изучения и понимания наиболее общих информационных законов Природы. Изучение свойств этих законов позволяет сделать предположение о том, что окружающий нас мир, по-видимому, уже не в метафорическом, а в буквальном смысле этого слова представляет собой Семантическую Вселенную.

Важным событием в истории науки должно стать осознание общности этих законов, действие которых распространяется не только на физический уровень организации природных систем, но также и на сознание и подсознание людей, на средства и способы их общения между собой при помощи устной и письменной речи, а также  при помощи других знаковых систем. Возможно, это будет еще одним связующим звеном между гуманитарными и естественными науками, о необходимости интеграции которых  так много говорят в последние годы.

В связи с изложенным уместно напомнить о выдвинутой еще в 1975 году Н. Хомским гипотезе о существовании «универсальной грамматики», т.е. некоторых общих принципов, которые и составляют основу любого языка [16]. Эта грамматика, по мнению Хомского, является врожденной. Она имеет генетическую природу, которая передается по наследству от поколения к поколению. Это дает возможность каждому человеку легко овладевать языком своих предков.

Таким образом, согласно гипотезе Н. Хомского, глубинная структурно-информационная сущность всех языков нашей планеты инвариантна. Вероятнее всего, именно этим и объясняется та поразительная легкость, с которой маленькие дети обучаются любому языку, каким бы сложным он ни был [17].

П.П. Горяев считает, что эта инвариантность распространяется  и на биологические структуры живого вещества и достигает макромолекулярных смысловых структур хромосом. Иначе говоря, утверждается, что в генетическом аппарате человека используются речеподобные фрактальные структуры, являющиеся своеобразной «грамматикой генома» и основанные на общих для всей Природы принципах метаязыка.

Эта гипотеза позволяет, в частности, по-новому подойти к проведению исследований воздействия информационных сигналов на объекты живой природы, включая человека. А результаты этих исследований помогут определить пути решения тех новых проблем информационной безопасности, которые в последние годы становятся все более актуальными и активно обсуждаются не только в научном сообществе, но также и общественно-политическими деятелями.

Динамика информационной сферы и новые глобальные проблемы информационной безопасности

Высокая эффективность словесного воздействия на сознание людей известна с давних времен и не является новой. Словом можно и убить, и осчастливить человека, успокоить его или, наоборот, привести в бешенство. Вдохновенные речи харизматических лидеров часто оказывают решающее воздействие на огромные массы людей, направляют их действия в ту или иную сторону и содействуют осуществлению замыслов этих лидеров. Но только в последние годы становится все более понятым, что словесные информационные воздействия способны проникать также и на глубинные уровни организации человека – на уровень подсознания и даже на уровень его генетического аппарата.

Как было отмечено ранее, способность к восприятию внешних информационных воздействий является органическим свойством всех эволюционирующих систем, необходимым условием возможности их развития. Отсюда следует, что все без исключения объекты живой природы являются очень чувствительными к внешним информационным воздействиям, а параметры окружающей их информационной среды оказывают на эти объекты гораздо более сильное и глубокое воздействие, чем было принято считать ранее.

Так, например, появились сообщения о том, что уже изучается возможность создания искусственных генераторов геноволновой информации, излучение которых будет модулироваться речевыми алгоритмами и сможет оказывать воздействие на генетические структуры живых организмов. Целью этих работ является создание технотронного оружия для информационного воздействия не только на  сознание и подсознание людей, но также и на их генетическую систему.

Возможно, что это оружие будет сконструировано уже в XXI веке. Ведь, как свидетельствует история, все свои крупные научные достижения человек всегда использовал для военных целей. Поэтому вопрос о запрете на создание и использование такого рода оружия необходимо ставить перед мировым сообществом уже сегодня, когда предпринимаются попытки сформировать основные положения международной Концепции информационной безопасности.

Однако вернемся к рассмотрению гораздо более близких проблем, связанных с влиянием неуправляемого и весьма интенсивного развития энерго-информационной техносферы на жизнедеятельность и наследственность живой природы.

Исследования показали, что изоляция эмбрионов от влияния внешних естественных информационных полей вызывает нарушение процесса их нормального развития. Она может приводить к уродствам и даже к гибели этих эмбрионов. Таким образом, для нормального развития и функционирования живых существ необходима нормальная, т.е. привычная для них внешняя информационная среда. Параметры этой среды, конечно же, могут изменяться во времени. Важно лишь, чтобы темпы и уровень этих изменений не превышали бы адаптационных возможностей организма и не приводили бы к разрушительным для него последствиям.

Этот вывод подводит нас к необходимости постановки новой глобальной проблемы – обеспечение информационной безопасности не только человека и общества, но и всей биосферы нашей планеты.

Что знаем мы сегодня о состоянии, темпах и масштабах изменения глобального информационно-энергетического поля нашей планеты? Ведь в связи со стремительным  развитием энергетики и электронной информационной техники, которое началось  в середине ХХ века и продолжается по сей день, информационная среда обитания живых существ стремительно изменяется.

Околоземное пространство все более плотно насыщается потоками излучений от искусственных источников самого различного вида. Наши жилища напичканы разнообразной электронной и бытовой аппаратурой,  а на людей обрушиваются все более мощные потоки звуковой, визуальной и текстовой информации. Она непрерывно бомбардирует их сознание, подсознание и, как теперь выясняется, еще и биологическую природу человека, включая его генетический аппарат.

Как все это действует на людей? Где находятся допустимые границы этих воздействий? Какие они могут повлечь за собой последствия для уже живущих людей, для их потомков и для всей  биосферы? Что можно и нужно сделать уже сегодня?

На все эти вопросы пока нет никаких сколько-нибудь вразумительных ответов, так как никто этими вопросами толком не занимается. По крайней мере, в России. А ведь это не праздные вопросы. Они исключительно актуальны именно сегодня, когда цивилизация находится на переломном этапе своего развития, и человечеству предстоит выбрать тот путь, по которому она будет развиваться далее.

А пока же информационная сфера нашей планеты продолжает стремительно видоизменяться. И этот процесс практически никем не управляется, а его возможные последствия даже и не прогнозируются.

В этом, собственно, и  заключается та главная опасность, которая может предстать перед человечеством самым неожиданным для него образом именно тогда, когда время будет упущено и кардинально изменить ситуацию уже будет практически невозможно.

Семантическое поле культуры и информационная безопасность

Выше была рассмотрена гипотеза о том, что фундаментальной базой культуры любого общества является семантическое поле этой культуры, значительная часть которого представлена в виде совокупности текстов, используемых в данном обществе.

Именно эти тексты, закрепляясь в сознании и подсознании людей, формируют у них те или иные представления о духовных ценностях и нравственных идеалах, а также о нормах поведения и общения между собой в данном обществе. Эти представления позволяют обществу длительное время сохранять свою культурную целостность, а каждому его члену отождествлять себя именно с этим, а не с другим культурным сообществом.

Таким образом, семантическое поле культуры, представленное в виде совокупности используемых ею текстов, можно рассматривать в качестве своеобразного информационного генома данной культуры, обеспечивающего ее целостность, самоорганизацию и саморазвитие [18].

Логично предположить, что внутренняя структура этого генома должна подчиняться тем же всеобщим информационным законам эволюции, которые характерны для живой природы, а также для всех других самоорганизующихся систем.

Другими словами, в структуре генома культуры должны проявляться такие общие принципы построения и функционирования эволюционирующих систем, как фрактальность, иерархичность и зависимость от внешних случайных информационных факторов в процессе своего  развития.

Эта гипотеза дает новую ориентацию вектора научных исследований проблем современной культуры и ее стратегической роли в процессе дальнейшего развития человеческого общества. А сами исследования следует ориентировать, в первую очередь, на изучение процессов динамики семантического поля культуры, ее текстологии и лингвистики, на определение тех важнейших элементов культуры, которые составляют ее генофонд и определяют устойчивость данной культуры к внешним информационным воздействиям [19].

Нам представляется, что такие исследования являются весьма актуальными для славянских культур и, в особенности, – для российской культуры, которая в последние годы подвергается все более сильному воздействию со стороны культуры стран Запада.

«Американизация» семантического поля российской культуры становится с каждым годом все более агрессивной. Через все  средства массовой информации – печать, радио и телевидение, а также путем гипертрофированного использования рекламы и американских кинофильмов в нашей стране активно пропагандируются не только американские товары и услуги, но и весь западный образ жизни, стереотипы поведения людей, их одежда, язык и образ мышления.

Таким образом, российскому народу, как и многим другим народам мира, через сферу культуры навязываются совершенно чуждые ему моральные ценности и нравственные идеалы, которые в дальнейшем и определяют конкретные поступки людей, их взаимоотношения в обществе.

Как следует относиться к этому явлению нашего времени? Может быть, это нормальный процесс конвергенции двух различных культур, которые взаимно обогащают друг друга, и для тревоги нет никаких оснований?

Может быть, в результате этого взаимодействия рождается новая культура более высокого уровня, которая и станет достоянием людей будущего постиндустриального общества?

Однако упрямые факты нашей действительности свидетельствуют совсем о другом. И дело не только в том, что русский язык сегодня все больше засоряется американизмами и речевыми оборотами, которые противоречат правилам российской грамматики [20]. Главная опасность заключается в другом. В нашем обществе активно формируется совершенно новая информационная среда, противоречащая глубинным основам традиционной российской культуры, духовности нашего народа, тому коллективному бессознательному, которое столетиями формировалось в нашем обществе и составляет генофонд нашей культуры [21].

Представляет ли эта культурологическая экспансия реальную угрозу для будущего России? Безусловно. И эта угроза весьма серьезна, хотя еще и недостаточно осознана в нашем обществе.

Многие результаты этой экспансии мы уже наблюдаем в своей повседневной жизни. Проявляются они, прежде всего, в деморализации нашего общества, разрушении его духовных основ. Потребительское отношение к жизни, стяжательство, карьеризм, черствость и эгоизм, жестокость и цинизм – эти черты все чаще демонстрируют наши современники, особенно те люди, которые сегодня любой ценой прокладывают себе путь к материальному богатству.

Все это печальные реалии нашего времени, которые невозможно не признавать. Конечно, не все люди в России в одночасье изменили свои моральные принципы. Духовные ценности нации форсируются столетиями и за сравнительно короткий период «демократических» реформ кардинальным образом измениться не могут. Этому противодействует тот самый генофонд культуры, о котором шла речь выше. Но ведь, как говорил известный политик советского времени: «Процесс пошел!». И не замечать этого разрушительного процесса было бы не только легкомысленно, но и стратегически опасно для будущего нашего народа.

В связи с изложенным хотелось бы привлечь внимание читателя к вышедшей в 1997 году в России монографии Александра Зиновьева «Глобальный человейник» [22]. Эта книга, написанная в стиле политической фантастики, дает весьма яркое и беспощадное описание того общества будущего, которое может быть создано на нашей планете, если все человечество пойдет по пути западной цивилизации американского толка. В этом обществе человека ждет тоскливое одиночество. Он будет обезличен и беспощадно раздавлен машиной технократической цивилизации, станет жалким винтиком в этой машине, бездуховным придатком глобальных информационных систем.

Книга А. Зиновьева заставляет серьезно задуматься над проблемами будущего человеческого общества и, в первую очередь, над проблемами сохранения и развития традиционных культур, которые и составляют сегодня его духовную первооснову.

Таким образом, проблема сохранения семантического поля традиционных культур сегодня является исключительно актуальной. Она выходит далеко за рамки чисто культурологических проблем. Это проблема обеспечения информационной безопасности общества, которая самым тесным образом связана с проблемами национальной и глобальной безопасности.

Деформация лингвистического пространства как проблема информационной безопасности

Благодаря развитию физиологии и, прежде всего, идей академика И.П. Павлова, сегодня мы знаем, что человека от животного отличает качественно иное развитие его высшей нервной деятельности. Это отличие заключается в существенно более высоком уровне развития у людей второй сигнальной системы, в основе которой лежит язык, человеческая речь. Ведь именно благодаря языку человек способен не только воспринимать мир на уровне чувственных ощущений, но также и формировать в своем сознании образы этого мира, абстрактно мыслить, делать необходимые обобщения, вырабатывать и высказывать свое отношение к внешнему миру и другим людям.

Таким образом, язык – основа психической деятельности людей, формирования и развития их интеллекта и духовности. Это сегодня хрестоматийная истина, которая всем известна. Однако мало кто знает о том, что различные народы имеют разную чувствительность к лингвистической составляющей потока внешней информации. Так, например, академик И.П. Павлов в одной из своих последних работ [23] специально подчеркивал, что для русскоязычных людей эта чувствительность особенно велика. Ведь если для населения западного мира доминирующими являются рациональность и действие, для стран Востока – чувство и созерцание, а для Африканских стран – ритм, звук и движение, то для русскоязычного человека определяющим является СЛОВО.

Россия была и остается сегодня Цивилизацией Слова. Именно поэтому любое дело в России будет успешным лишь в том случае, когда для него будет найдена адекватная словесная форма, когда оно достаточно ясно и четко будет сформулировано на русском языке. Иначе говоря, для того, чтобы русский человек начал действовать, ему необходимо услышать и воспринять соответствующее СЛОВО. И это уже не лингвистика, а психология, особый тип мировосприятия русскоязычного человека.

С другой стороны, именно эта повышенная чувствительность русскоязычного населения к воздействию СЛОВА и выдвигает на первый план проблему защиты русского языка от иностранной лингвистической агрессии. Анализ показывает, что эта агрессия является одной из приоритетных стратегий современной информационной войны, которая активно ведется сегодня против России и других молодых независимых государств, бывших еще совсем недавно республиками СССР. Поэтому защиту от лингвистической агрессии Запада необходимо рассматривать как проблему обеспечения информационной безопасности России и русскоязычного населения в окружающих ее странах [24].

Рассмотрим эту проблему несколько детальнее. В последние годы мы все являемся невольными соучастниками все более беззастенчивой и агрессивной «американизации» русской речи. Откройте любой массовый журнал или газету, включите любую программу российского телевидения, посмотрите внимательно вокруг себя на улице и вдумайтесь, какая информационная среда Вас окружает, что написано на рекламных щитах, вывесках и даже на кузовах проезжающих мимо автомобилей, трамваев и троллейбусов. Осмыслив увиденное, Вы поймете, что проживаете в стране, которая фактически является американской информационной колонией. Причем эта колонизация осуществлена без военного вторжения. Она осуществлена на информационном уровне, на уровне текстов используемого нами языка и широко распространенных оборотов нашей повседневной речи.

Вы только послушайте, на каком языке говорят сегодня дикторы российского телевидения, люди, которые всегда были для нас образцами российской словесности. Что мы слышим из уст наших государственных и общественно-политических деятелей, когда они обращаются со своими речами к многомиллионной аудитории! А на каком языке говорят между собой наши дети, или, как их теперь называют, «тинейджеры»? Ведь всю эту смесь американизмов, терминов из уголовной лексики и отдельных слов литературного русского языка назвать русской речью можно только с очень большой натяжкой.

И опаснее всего то, что мы к этому явлению привыкаем. Мы с ним смирились, и считаем все это варварство своеобразным проявлением свободы слова, плюрализма и демократизации нашего общества. Такие слова, как мэр, спикер, саммит, спичрайтер, имиджмейнер, дилер, киллер, риэлтер, рэкетир, дистрибьютер, шоумен и многие другие, уже стали общеупотребительными и никого не удивляют.

Однако процесс такого словотворчества идет дальше, попирая все правила русской грамматики и традиции русской словесности. Ведь словесные обороты типа «Хит-парад», «Горбачев-фонд» (а не Фонд Горбачева) и совсем уже дикие словосочетания типа «Айс-Фили» и «Иванушки-Интернешнл» – все это объективные реалии нашей современной речи, активно поддерживаемые средствами массовой информации.

И ведь что характерно, лингвистическая агрессия американской культуры практически не встречает сопротивления в российском обществе. Закон Российской Федерации «О русском языке» эту ситуацию изменить не смог. Появляющиеся же в последние годы достаточно тревожные статьи в газетах наших ученых, филологов и культурологов  по проблемам деформации современного русского языка и связанной с этим деформации общественного сознания свидетельствуют о том, что ситуация в данной области остается достаточно тревожной.

Так что же со всем этим можно и нужно делать? Как к этому смешению языков принципиально различных культур нужно относиться? Не является ли все это неким общим знамением нашего бурного времени, отражением каких-то общих закономерностей формирования нового постиндустриального общества?

Может быть, так же обстоит дело и в других странах мирового сообщества? Анализ показывает, что дело обстоит совсем не так, и это можно наглядно продемонстрировать на некоторых конкретных примерах.

Франция. Национальная гордость французов, их уважительное отношение к своей истории, культурным традициям и национальным героям общеизвестна. Бронзовая табличка на одном из зданий Парижа гласит: «На этом месте лейтенант Пьер Огюстэн умер за Францию». Эта надпись наглядно демонстрирует национальный характер французов. В этом вся Франция.

Весьма поучительным является и бережное отношение французов к своему языку, который является одним из шести международных языков мира. Возьмите в руки любую французскую газету, журнал или книгу. Вы не найдете в них текстов на других языках. Это практически исключено. Чистота французского языка охраняется законами этой страны, которые достаточно строги. Ведь главной заботой Ученого секретаря Института Франции (Французской академии наук) является именно обеспечение чистоты французского языка. Что ж, результаты этой заботы налицо. Им можно только позавидовать.

Израиль. В этой стране существует специальный комитет ученых-филологов, который осуществляет надзор за состоянием и развитием государственного языка Израиля – иврита. Комитет заботится о том, чтобы в этот язык не проникали вульгаризмы, а также речевые обороты из интержаргона, не соответствующие грамматическим правилам и культурным традициям иврита.

Конечно же, любой живой язык народов нашей планеты не является застывшим, он развивается. Важно лишь, чтобы это развитие не нарушало семантической сущности и музыкальной гармонии языка, не уродовало бы его словесных форм и культурных традиций. Ведь язык можно сравнить со звучанием одной из нот музыкального звукоряда. Это звучание должно быть обязательно чистым. Могут одновременно звучать сразу и несколько нот. При их правильном подборе возникает новое качество – аккорд, который лишь подчеркивает звучание каждой ноты, оттеняет ее.

Но стоит лишь немного изменить частоту звучания одной из нот и возникает дисгармония, которая противоречит основному закону Природы. Ведь гармония является всеобщим законом Природы. В ее основе лежит резонанс – важнейший принцип информационного взаимодействия [25].

Любой язык – это не только семантика, но еще и своеобразная музыка, звучание которой должно быть адекватным резонансным свойством генетического кода человека. Таким образом, попустительствуя произвольному смешению различных языков, мы нарушаем важнейшие информационные законы Природы, так как создаем при этом новую, противоестественную информационную среду, которая противопоказана самой биологической сущности человека.

Этот вывод позволяет по новому взглянуть на развитие лингвистических процессов в современном мире, понять их связь с проблемами информационной войны и информационной безопасности различных стран и народов мирового сообщества.

Необходимо отметить, что в самое последнее время ситуация в данной области начала изменяться в лучшую сторону. Проблема лингвистической культуры российского общества стала, наконец, объектом внимания не только специалистов-культурологов, но и Президента России, а также деятелей культуры и высших руководителей Русской Православной Церкви. Так, например, в России учреждено Общество русской словесности, председателем которого, по просьбе Президента РФ В.В. Путина, стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Основной целью этого общества является консолидация усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения, укреплении единого культурно-образовательного пространства, развитии лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности. Уже состоялось первое заседание Президиума этого Общества, на котором обсуждались направления и планы его деятельности.

Заключение

В начале третьего тысячелетия Всемирной истории фундаментальная наука формирует новую научную парадигму, которая станет основой нового миропонимания и нового научного мировоззрения для людей будущего. Научные открытия в области квантовой физики, синергетики, квантовой генетики, теории фракталов и общей теории  информации кардинальным образом изменяют наши прежние представления не только об основных принципах организации и развития окружающего нас мира, но также и о фундаментальных основах мироздания.

Так, например, существенным образом расширились наши представления о таких его атрибутах, как пространство, движение и время. Пространство оказалось многомерным и квантованным, а движение и время – связанными не только с перемещением материальных объектов в пространстве, но также и с процессами их внутреннего изменения и саморазвития.

Меняются наши представления и о таких фундаментальных понятиях, как вещество, энергия  и информация. Оказалось, что эти понятия характеризуют некоторые всеобщие свойства материи, которые проявляются во всех без исключения процессах, обеспечивающих существование и саморазвитие Природы. При этом если в веществе наиболее ярко проявляются ее структурные свойства, то энергия и информация  характеризуют, соответственно, динамические и семантические свойства Природы.

Эти новые представления о фундаментальных основах мироздания привели к тому, что существующая в настоящее время в сознании людей вещественно-энергетическая картина мира радикально изменяется. На смену ей приходит новая картина мира, в которой будут доминировать информационно-энергетические компоненты [26]. В то же время вещественно-механические представления о мире все больше уходят на второй план. И это обязательно должно находить свое отражение также и в содержании образования [27].

Крупным достижением современной философской мысли является и то, что мы все больше осознаем единство фундаментальных законов мироздания, которое проявляется на самых различных уровнях самоорганизации материи. Предполагается, что эти законы являются справедливыми не только для объектов живой и неживой природы, но также и для социальных явлений, для самоорганизации и развития человеческого общества. При этом существенно более важной, чем представлялось ранее, оказалась роль семантического поля Вселенной, основу которого составляют информационные процессы.

Оказалось, что информация буквально пронизывает все мироздание. Она определяет направление движения материи, смысл и содержание всех происходящих в природе процессов и явлений. Это ориентирует науку на то, чтобы исследования информационных аспектов развития природы и общества стали ее главным, приоритетным направлением. Сегодня же эти исследования находятся на втором плане, что явно не соответствует ни их междисциплинарной и философской значимости, ни стратегической важности для перспектив развития как фундаментальной, так и прикладной науки.

Однако и уже имеющиеся результаты этих исследований позволяют выявить ряд новых глобальных проблем, которые в полной мере проявят себя уже в первой половине ХХI века. К их числу относится проблема энерго-информационной безопасности биосферы, а также проблема обеспечения информационной безопасности семантического поля традиционных культур общества.

Обе эти проблемы сегодня лишь только обозначены и ждут своих дальнейших исследований. Эти исследования необходимо начинать безотлагательно, пока активно развивающиеся глобальные деструктивные процессы не стали необратимыми.

1. © Колин К.К., 2017

2. Колин К.К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема // Открытое образование. 2006. № 1. С. 19-39.

3. Роговский Е.А. Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции. М.: Международные отношения, 2014. 848 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Стратегические приоритеты. 2016. № 4. С. 132-141.

5. Соколов И.А., Колин К.К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности // Информационное общество. 2009. № 4-5. С. 98-107.

6. Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2014. № 1. С. 6-30.

7. Меликов В.В. Ведение в текстологию. Анализ текстов традиционных культур. М.: РГГУ, 1999. 304 с.

8. Колин К.К. Феномен информации и философские основы информатики // Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 11. С. 33-38.

9. Шабетник В.Д. Фрактальная физика. Наука о мироздании. М.: Тибр, 2004. 416 с.

10. Колин К.К.  Информационная технология как научная дисциплина // Информационные технологии. 2001. № 2. С. 2-10.

11. Азроянц Э.А.  Новая мировоззренческая парадигма: ориентиры будущего / Современная  картина мира. Формирование новой парадигмы: Сб. статей. М., 1997.

12. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Ред. журнала «Успехи  физических наук», 1997. 400 с.

13. Зенин С.В. Вода как информационная матрица материальных процессов / Стратегия  жизни в условиях планетарного кризиса: Сб. н. тр. М., 1999.

14. Маковский М.М. Лингвистическая генетика. Проблема онтологии слова в индоевропейских языках. М., 1992.

15. Гаряев  П.П. Волновой генетический код. М.: ИПУ РАН,  1997. 108 с.

16. Chomsky N. Reflections on Language. N.Y., 1975.

17. Сломоник А.Б. Семиотика и лингвистика. М.: Наука, 1995.

18. Колин К.К. Семантические проблемы информационной безопасности // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. 2000. № 1. С. 67-84.

19. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд-во  «Стратегические приоритеты», 2015. 300 с.

20. Колин К.К. Русский язык и национальная безопасность // Безопасность. 1997. № 1. С. 30-40.

21. Колин К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Вестник Челябинской государственной культуры и искусств. 2010. Т. 21. № 1. С. 27-45.

22. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М.: Алгоритм, 2006. 448 с.

23. Миронов Н.  Странная догадка физиолога Павлова // Независимая газета. 29.01.1999.

24. Колин К.К. О роли русского языка в проблеме сохранения единого информационного пространства России // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. 1996. № 6.

25. Колин К.К. Человек и гармония: информационная концепция искусства и творчества // Пространство и Время. 2011. № 4. С. 54-63.

26. Колин К.К. Философия информации и формирование современного научного мировоззрения // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 073-076.

27. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. // Открытое образование. 2007. № 5. С. 40-46.