От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ

Статья посвящена анализу изменений, которые произошли в российских институтах культуры за более чем полувековой период с момента их создания. Выделяются три исторических периода в развитии учреждений такого типа: 1) период создания сети институтов культуры по всей стране (1964–1989 гг.); 2) период массового переименования институтов культуры и расширения спектра реализуемых образовательных программ (1990-е гг. – 2012 г.); 3) период изменений в российском высшем образовании и государственной культурной политике (с 2013 г.).

Автор приходит к выводу, что возвращение институтов культуры к историческим наименованиям в течение 2014-15 гг. не повлекло за собой их возвращение к роли, первоначально отведенной таким учреждениям в структуре высшего образования сферы культуры. Если в 1960-70-х гг. институты культуры занимали строго отведенное место в советской системе подготовки кадров, не пересекаясь по своему содержанию с другими образовательными учреждениями отрасли (консерваториями, театральными, хореографическими, художественными институтами), то сегодня их миссия существенно изменилась.

В настоящее время отечественный институт культуры – это динамичное многопрофильное отраслевое образовательное учреждение высшего образования. В зависимости от потенциала своих научно-педагогических работников, потребности в кадрах соответствующего региона, других факторов образовательное учреждение может осуществлять образовательную деятельность в рамках любой из шести укрупненных групп специальностей и направлений, относящихся к культуре или искусству: «Искусствознание», «Культуроведение и социокультурные проекты», «Сценические искусства и литературное творчество», «Музыкальное искусство», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Экранные искусства». Кроме того, институт может готовить специалистов по таким близким к отрасли направлениям, как: «Туризм», «Документоведение и архивоведение», «Прикладная этика», «Религиоведение» и т.п. Более высокий научный потенциал преподавателей институтов культуры (по сравнению с однопрофильными отраслевыми вузами, ориентированными в значительной степени на искусство) позволяет сегодня активно участвовать в разработке и реализации инициатив, связанных со стратегической политикой государства в сфере культуры.

Полный текст статьи

Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 35. С. 166-175.