Преемственность поколений в стратегии дальнейшего развития России

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ В СТРАТЕГИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РОССИИ [1]

К.К. КОЛИН [2]

1. Актуальность проблемы

Преемственность поколений в сфере науки, образования и высоких технологий – одна из ключевых проблем социально-экономического развития нашей страны и обеспечения ее необходимой обороноспособности. По существу, это важнейшая гуманитарная проблема национальной безопасности России.

Конечно же, для трансформации научной и образовательной сферы российского общества, а также для перехода к инновационной стратегии развития экономики на основе использования высоких технологий требуются как соответствующее оборудование, так и существенно более высокий уровень финансирования по сравнению с тем, который мы имеем сегодня.

Однако все же наиболее острой и сложной проблемой стала сейчас именно проблема преемственности поколений в науке, образовании и сфере высоких технологий. Ведь именно эти технологии стремительно развиваются ныне в передовых странах мира и становятся основой их национального богатства и благосостояния.

Примеры Японии, Сингапура, Южной Кореи, а в последние годы еще и скандинавских стран весьма убедительны. Оказывается, можно не иметь никаких природных ресурсов и, тем не менее, обеспечивать и высокий уровень развития экономики, и социальную стабильность в обществе, и достаточно высокий жизненный уровень населения.

А как же сегодня обстоит в этой части дело в России? Анализ показывает, что ситуация здесь вызывает вполне обоснованную тревогу, так как угроза потери преемственности поколений в сфере науки, образования и высоких технологий становится в последние годы в России все более реальной и уже переросла в общенациональную проблему.

Причем, эта угроза представляет собой опасность не только для нашей экономики, но также и для военно-промышленного комплекса [3].

Иначе говоря, это серьезная угроза для национальной безопасности России [4].

В чем же заключается существо этой проблемы, и какие главные причины ее обусловливают? Что уже делается и что необходимо предпринять в первую очередь для того, чтобы снизить остроту данной проблемы? Попытка обсудить эти вопросы и является основной целью настоящей работы.

2.Существо проблемы и основные причины ее возникновения

Одной из главных причин возникновения рассматриваемой проблемы стало фактически полное разрушение в современной России целостной национально-ориентированной системы воспитательной работы с молодежью.

Такая система была создана и достаточно эффективно работала в Советском Союзе. Теперь же она практически целиком разрушена, и результаты этого не замедлили сказаться самым негативным образом.

На эту причину специально указал В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета по науке и высоким технология при Президенте РФ, которое состоялось в феврале 2004 года [5]. Именно бессистемность работы с молодежью и стала, по его оценке, главной причиной крайне недостаточного притока молодых специалистов в сферу высоких технологий, который наблюдается ныне в нашей стране и не позволяет перейти на путь развития инновационной экономики России.

Гуманитарный аспект проблемы заключается в том, что современная российская молодежь не имеет стратегически и социально необходимой стране профессиональной ориентации. Возьмем, например, современную структуру отечественной системы высшего образования. Сегодня в России насчитывается большое количество экономических факультетов, многие из которых находятся в составе периферийных негосударственных вузов или их филиалов, не имеют квалифицированных педагогических кадров и потому не могут обеспечить своим выпускникам качественного образования.

В стране имеется также перепроизводство специалистов юридического профиля, многие из которых не находят работы по специальности. В то же время в сегодняшней России не хватает врачей, педагогов, конструкторов, программистов, технологов, летчиков, водителей поездов, инженеров, т.е. именно тех специалистов, от которых зависит решение насущных задач обеспечения  жизнедеятельности страны и ее обороноспособности.

Очень остра в Российской Федерации и проблема дефицита специалистов со средним специальным образованием, а также квалифицированных рабочих для промышленного комплекса [6]. Социологические опросы показывают, что потребности в специалистах этой категории обеспечиваются сегодня не более чем на 10 процентов. Особенно это касается станочников по обработке металла и слесарей 4-5-го разрядов. А без них ни о каком подъеме промышленного производства в ближайшие годы не может быть и речи.

И поэтому, если мы собираемся развивать свою промышленность, а тем более вступать в ВТО и быть в этой организации конкурентоспособными, то нам предстоит срочно восстанавливать, точнее говоря, практически создавать заново всю систему подготовки кадров этой категории как для военно-промышленного комплекса, так и для хозяйства страны в целом.

Старение кадров. Вторая серьезная причина возникшей в последние годы реальной угрозы потери преемственности поколений в области высоких технологий заключается в старении отечественных научных и педагогических кадров и в явно недостаточном уровне их воспроизводства.

В указанном выше выступлении В.В. Путин отмечал, что средний возраст докторов наук в России составляет 61 год, кандидатов наук – 59 лет, а исследователей – 49 лет. За прошедшие с того времени четыре года в этой области мало что изменилось.

Что же касается сферы высоких технологий и тесно связанных с ней научных и конструкторских организаций оборонного комплекса, то здесь дело обстоит еще хуже. Возраст ведущих специалистов на многих таких предприятиях составляет 65-68 лет.

По образному выражению лауреата Нобелевской премии академика Ж.И. Алферова, наступила «зима российской науки». Россия находится перед лицом реальной угрозы утраты своих лучших научных и образовательных школ, на создание которых были затрачены десятилетия и без которых у нее нет достойного будущего.

Однако действия нашего правительства дают все основания полагать, что данная проблема все еще не является для него приоритетной, так как предпринимаемые им действия для ее решения явно неадекватны сложившейся в стране ситуации.

Почему же так неохотно идут молодые специалисты работать на оборонные предприятия, в промышленность, в отраслевую и академическую науку, в сферу образования? Ответ на этот вопрос общеизвестен – их не устраивает существующий уровень оплаты труда и практически полное отсутствие каких-либо перспектив решить свои жилищные проблемы.

Мало того, в последние годы к этому добавилась еще одна проблема. Для ряда оборонных предприятий отменена существовавшая ранее для пришедших на них работать выпускников вузов отсрочка от призыва на срочную военную службу.

Понятно, что пока ситуация в этой области коренным образом не изменится, необходимого притока молодых специалистов ожидать не приходится.

Хотелось бы особо подчеркнуть принципиальную особенность данной проблемы. В ней исключительно важную роль играет фактор времени. Если учесть, что средняя продолжительность жизни мужчин в России сегодня составляет 59 лет, то на решение проблемы преемственности поколений в сфере науки, образования и высоких технологий нам отпущено не более пяти-семи лет.

После этого уже никакие финансовые и другие меры просто не помогут. Наступит окончательный «разрыв поколений» и в науке, и в образовании, и в области высоких технологий, так как уйдут из жизни многие наши лучшие специалисты в этих областях и передавать накопленный опыт молодому поколению будет просто некому.

Вот об этом и нужно думать сегодня нашим руководителям – как в центре, так и на местах, в основных регионах России.

3. Реформы в академической науке и проблема преемственности поколений

Состояние процесса реформирования академической сферы науки. В качестве одного из первых шагов в направлении решения проблемы преемственности поколений в российской науке можно рассматривать те меры по реформированию государственных академий наук, которые в последние два года проводятся в Российской Федерации.

Цель этих преобразований – повышение эффективности научной деятельности академий, в том числе за счет повышения уровня оплаты труда ученых, обновления лабораторной базы и привлечения в науку нового поколения исследователей.

Однако практическая реализация этих давно назревших преобразований осуществляется крайне медленно и непоследовательно. Происходит это, главным образом, по причине неконструктивной позиции, которую занимает Министерство образования и науки РФ.

Если говорить откровенно, то почти два года шла самая настоящая борьба научного сообщества российских ученых с отечественными чиновниками за независимость и сохранение традиций этого сообщества. В результате этой борьбы, а также благодаря личному вмешательству Президента России, в 2007 году были достигнуты определенные положительные результаты. Гарантированная оплата труда научных работников возросла в 3-3,5 раза и приближается к среднему уровню оплаты труда в промышленности.

При этом должностной оклад младшего научного сотрудника в институтах РАН сегодня составляет 7 тыс. руб., что, правда, несколько ниже зарплаты московского дворника, но все-таки дает молодому исследователю некоторые надежды на будущее.

В ситуации с кадрами для российской академической науки имеется еще много нерешенных проблем. До сих пор не решен вопрос об увеличении оплаты труда работников сферы науки, занимающих инженерные и другие должности (программистов, механиков, техников и т.п.).

Решить эту проблему можно было бы давно путем перехода в академиях наук на отраслевую сетку оплаты труда. Однако этот вопрос искусственно тормозится чиновниками российского правительства около двух лет. А ведь эти специалисты необходимы для обеспечения деятельности научных организаций. Без них решение многих вопросов науки просто невозможно.

До сих пор не проведена очередная аттестация научных кадров, так как в результате бюрократических проволочек затянулось согласование квалификационных требований к отдельным категориям научных работников.

Складывается впечатление, что выполнение поручений Президента страны в данной области просто саботировалось, причем никто не понес за это никакого наказания.

И все же необходимо отметить, что отношение к работникам научной сферы в российском обществе в последнее время начало меняться в лучшую сторону. Теперь важно, чтобы этот процесс был бы доведен до своего логического завершения, т.е. до такого положения, когда работа в научной сфере вновь станет престижным занятием, как это было ранее, в период расцвета отечественной науки.

Тогда и молодежь в науку потянется, а экономика и оборонная сфера страны получат необходимую им научную поддержку.

4. Федеральная программа подготовки научных и научно-педагогических кадров инновационной России и ее роль в решении проблемы

По поручению Президента России В.В. Путина, которое он дал еще в августе 2006 года, в 2007 г. Министерство образования и науки РФ готовит новую Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Эта программа рассчитана на пять лет (2008-2012 гг.) и в значительной степени ориентирована на решение проблемы преемственности поколений в сфере науки, образования и высоких технологий.

Презентация основных положений этой программы состоялась еще в январе 2007 г., однако до сих пор ее концепция находится в стадии согласования с различными министерствами, ведомствами и правительством еще не одобрена. Поэтому совершенно очевидно, что сроки ее выполнения будут перенесены, как минимум, на период 2009-2013 гг., хотя, по заявлению первого заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Иванова, на реализацию этой программы из средств федерального бюджета уже выделено 54 млрд рублей. Кроме того, в ней предусмотрены также и механизмы привлечения внебюджетных ассигнований.

Согласно имеющемуся в сети Интернет тексту презентации данной ФЦП, ее основными задачами являются следующие:

  • создание устойчивых условий для подготовки современных научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, атомная отрасль);
  • стимулирование притока и привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, создание механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров, научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства научных и на научно-педагогических кадров, координация мер государственной поддержки и социальной защиты кадров государственного сектора науки, высшего образования, высоких технологий.

Один из четырех блоков программных мероприятий данной ФЦП связан с подготовкой и закреплением кадров в сфере науки, образования и высоких технологий. В числе этих мероприятий – формирование одновременно до 1000 ведущих научно-образовательных центров в вузах страны и НИИ с ежегодным объемом финансирования каждого такого проекта в сумме около 5 млн руб. в течение двух-трех лет.

При этом в состав каждого такого центра должны входить не менее двух профессоров, трех молодых кандидатов наук, трех аспирантов и четырех студентов. Кроме того, не менее 20% стоимости проекта должно финансироваться из внебюджетных источников.

В этом же блоке предусмотрено проведение научных исследований под руководством «ведущих профессоров» и «ведущих доцентов» (до 2000 проектов ежегодно с объемом финансирования каждого проекта от 1 до 2 млн руб.) в течение двух или трех лет.

В рамках такого проекта, кроме руководителя, предполагается участие не менее одного молодого кандидата наук, двух аспирантов и двух студентов.

Предусматривается в данной программе также и реализация до 500 проектов, направленных на проведение научных исследований молодыми магистрами и специалистами во время их обучения в целевой аспирантуре научно-образовательных центров. По условиям программы объем финансирования каждого такого проекта в течение трех лет может составлять до 2 млн руб.

Как видим, цели и проекты новой ФЦП достаточно актуальны, амбициозны и масштабны. Печально, что программа формируется без должного обсуждения в научно-образовательном сообществе России и о ее подготовке практически никто не знает.

Кроме того, срок начала реализации этой программы уже сорван. Ведь ранее планировалось объявить конкурс на реализацию проектов в рамках данной программы в мае 2007 г. Однако в начале 2008 г. эта программа даже не опубликована в печати. А ведь время не ждет, и проблема преемственности поколений в России все более обостряется.

5. Ситуация в оборонной отраслевой науке

Наблюдается и критическое состояние интеллектуального потенциала оборонной отраслевой науки. Научный потенциал оборонных отраслей промышленности нашей страны в доперестроечный период ее развития был очень высоким. Этот вопрос автор данной статьи хорошо знает по собственному опыту, так как в течение 30 лет сам проработал в научных организациях военно-промышленного комплекса.

Оборонный сектор нашей науки всегда тесно взаимодействовал с ее академическим сектором, а также с научными и образовательными структурами ведущих вузов. Именно такое творческое взаимодействие и обеспечило нашей стране передовые позиции в решении проблем освоения космического пространства и атомной энергии, в развитии авиации и флота, в создании сложнейших систем противовоздушной и противоракетной обороны страны.

Многие генеральные конструкторы оборонных систем были одновременно и крупными учеными, они заслуженно избирались членами Академии наук СССР и их имена достаточно хорошо известны [7]. Но еще больше в нашей стране тех ученых, чьи имена по понятным причинам долгое время оставались неизвестными широкой научной общественности. Однако многие из них не только внесли важный вклад в обеспечение обороноспособности нашей Родины, но и создали свои научные школы, деятельность которых имеет принципиальное значение для будущего России.

Эти школы находятся сейчас в наиболее сложной, критической ситуации. Здесь проблема преемственности поколений проявляет себя наиболее остро. А ее решение не терпит дальнейших отлагательств.

Приведу конкретный пример. В одном хорошо известном мне крупном НИИ оборонного комплекса ныне приостановлена деятельность диссертационного совета и аспирантуры, которые функционировали многие годы и обеспечивали подготовку научных кадров высшей квалификации в соответствующей предметной области. Восстановление деятельности этих научных структур является весьма проблематичным, так как в институте осталось всего четыре (!) доктора наук. В то же время 37 лет тому назад в составе лишь одного отдела этого института на 35 сотрудников приходилось 3 доктора и 7 кандидатов наук. Кроме того, ряд аспирантов и соискателей этого отдела готовили к защите свои кандидатские и докторские диссертации.

Этот пример красноречиво свидетельствует о том, каким высоким был потенциал нашей науки в оборонной сфере в начале 70-х годов XX века. Именно он обеспечил оборонное могущество нашей страны и развитие многих новых направлений ее фундаментальной и прикладной науки. Сегодня, по мнению ряда весьма авторитетных специалистов, этот потенциал находится в критическом состоянии и может быть утрачен практически полностью, если в самое ближайшее время не будут приняты действенные меры по его сохранению.

Что для этого необходимо сделать в первую очередь? Требуемые меры должны быть направлены на решение четырех основных задач. Первая из них состоит в том, чтобы обеспечить привлечение в сферу оборонной науки талантливой молодежи и закрепление ее в этой сфере. Для этого нужно не только существенно поднять уровень оплаты труда молодых специалистов, но также найти пути решения их жилищных проблем, например, путем предоставления им ведомственного жилья – квартир или мест в общежитиях (для одиноких). Нужно также обеспечить им возможность работать на современном оборудовании, повышать свою квалификацию, обучаться в целевой аспирантуре и докторантуре.

Еще один путь – это развертывание системы целевой подготовки кадров (специалистов, магистров и кандидатов наук) для оборонных предприятий в ведущих вузах страны. В том числе – на базовых кафедрах оборонных НИИ, которые существуют в этих вузах, но не имеют необходимой лабораторной базы и финансирования.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в качестве чрезвычайной меры можно было бы пойти и на такой шаг: прикомандировать к ведущим НИИ и КБ оборонного профиля несколько сотен выпускников военных академий, оставив их на действительной военной службе. Такая мера была использована в нашей стране в 60-х годах прошлого века и оказалась весьма эффективной, так как она позволила достаточно быстро укрепить интеллектуальный потенциал оборонных предприятий, выполнявших тогда приоритетные разработки.

Вторая задача заключается в том, чтобы обеспечить  материальную и моральную поддержку ведущих ученых и специалистов оборонного комплекса, создать им необходимые условия для передачи своего опыта и знаний молодому поколению. Определенную роль здесь может сыграть и указанная выше Федеральная целевая программа. Но ее возможности представляются крайне ограниченными в связи со спецификой деятельности оборонных предприятий. Видимо, нужна самостоятельная целевая программа, которая учитывала бы эту специфику.

Третья задача состоит в модернизации лабораторной и инструментально-технологической базы научных и конструкторских организаций оборонного комплекса. Сегодня возможность использования современного оборудования не только определяет эффективность проводимых исследований и разработок, но и служит важным фактором для сокращения текучести кадров и привлечения новых, перспективных специалистов. Ведь многие отечественные специалисты покинули Россию именно по этой причине, а не только в поисках более высокого заработка.

Четвертая задача состоит в решении наиболее острых социальных проблем работников предприятий оборонного комплекса. Прежде всего, это обеспечение их жильем и качественной медицинской помощью, услугами детских садов и баз отдыха.

Здесь стоило бы изучить опыт реализации программы «Развитие системы подготовки и переподготовки кадров» в г. Москве, а также опыт ЦАГИ (г. Жуковский Московской области), где молодому специалисту при поступлении на работу выдается персональный жилищный сертификат, который гарантирует ему получение жилья в течение ближайших 10 лет непрерывной работы на данном предприятии. Кроме того, при необходимости предоставляются места в детском саду, путевки на базу отдыха и медицинское обслуживание в ведомственной поликлинике.

Все это обеспечивает предприятию приток молодых специалистов в количестве порядка 50 человек в год, что хотя и не обеспечивает в полной мере потребности предприятия, но все же является весьма существенным для его будущего.

6. Нравственное воспитание молодежи – ключевой фактор решения проблемы преемственности поколений в России

И все-таки самыми важными в решении рассматриваемой проблемы являются не экономические, технические или социальные факторы, а ее моральные аспекты и, в первую очередь, те нравственные приоритеты, которые служат для нашей молодежи ориентирами при выборе своего жизненного пути.

Ведь существующая сегодня в нашей стране система пропаганды и массовой информации, к сожалению, не ориентирована на формирование у молодого поколения российских граждан патриотизма и ответственности за дальнейшую судьбу своей Родины. Этой задачи не решает сегодня ни семья, ни школа, ни трудовые коллективы, ни сфера культуры. В этом и заключается главная сложность данной проблемы, ее глубинная гуманитарная суть. Ведь не зря в Доктрине информационной безопасности РФ отмечается, что наибольшую опасность в сфере духовной жизни нашей страны сегодня представляет «неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и ответственности за судьбу страны» [8].

Эта формулировка представляется весьма четкой и взвешенной: именно нравственные аспекты рассматриваемой проблемы должны стать сегодня самыми приоритетными в российском обществе.

7. Меры, необходимые для решения проблемы преемственности поколений

На традиционный вопрос российской интеллигенции: «Что делать?» применительно к рассматриваемой проблеме можно сформулировать следующие конкретные предложения.

  1. Прежде всего, необходимо как следует осознать проблему и проанализировать ее возможные последствия для будущего нашей страны и, в особенности, для ее национальной безопасности.

Очень своевременной стала бы подготовка специального Национального доклада по данной проблеме и его рассмотрение на Совете Безопасности. Ведь проблема эта комплексная, и здесь усилий одного или даже нескольких ведомств будет явно недостаточно. Для ее решения потребуются не только материальные и финансовые ресурсы, но также и согласованные усилия всего нашего общества.

  1. Для решения проблемы необходимо кардинальным образом изменить существующую ориентацию общественного сознания в стране, чтобы восстановить престижность интеллектуального труда и высокой профессиональной компетентности. Для этого нужно использовать как материальные, так и моральные стимулы, которые всегда играли большую роль в российской ментальности. Ведь в других странах такие стимулы активно используются. Например, в Японии существует Национальный реестр инженеров, попасть в который для специалиста считается очень престижным. Для этого необходимы высокая квалификация, большой положительный опыт практической работы, успешное прохождение аттестации и получение рекомендаций известных специалистов.
  2. В стране необходимо создать эффективную систему подготовки кадров для сферы высоких технологий, занимаясь этим системно и целенаправленно, с учетом приоритетных и перспективных направлений развития науки и техники, а также имеющихся в стране интеллектуальных ресурсов. Вполне возможно, что придется разработать и реализовать дополнительно целый ряд новых целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней.
  3. Следует ввести экономические преференции и моральные поощрения для частных фирм и промышленных корпораций, стимулирующих их деятельность в области подготовки кадров для сферы высоких технологий, как это делается в передовых странах.
  4. Нужно создать возможности для использования всеми гражданами страны накопительной части своего пенсионного фонда для целей образования, как это сделано, например, в Сингапуре.
  5. На законодательном уровне следует безотлагательно принять действенные экономические и другие меры по материальной и моральной поддержке руководителей научных и образовательных школ в сфере высоких технологий, стимулируя их деятельность по подготовке кадров, направленную на обеспечение преемственности поколений.
  6. Необходимо принять законодательные и другие меры для существенного сокращения оттока отечественных квалифицированных кадров и молодых специалистов за рубеж. Здесь можно использовать опыт стран ЕЭС, где эта проблема также существует, и на ее решение специально выделено около 1,5 млрд евро.

Заключение

Одной из наиболее актуальных проблем дальнейшего развития российского общества является проблема преемственности поколений, которая особенно остро проявляется в сфере высоких технологий, в науке и образовании. Главная причина этой проблемы заключается в том, что основной научно-технический потенциал страны все еще не востребован отечественной экономикой, которая имеет преимущественно сырьевую ориентацию. Поэтому научно-технический потенциал России продолжает снижаться и, по оценкам специалистов, уже вплотную приближается к черте необратимой деградации, что представляет серьезную угрозу для национальной безопасности.

Несмотря на неоднократные указания Президента РФ о необходимости перевода экономики России на инновационный путь развития, действенных мер для этого со стороны правительства еще не принято. Новым импульсом для принятия таких мер, возможно, станет выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета РФ 8 февраля 2008 г. В нем шла речь о необходимости радикального изменения курса дальнейшего развития страны и реализации крупных преобразований практически во всех основных сферах нашего общества в период до 2020 г. Понятно, что для решения задач такого масштаба и значимости потребуется принципиально новый подход к проблеме развития и использования человеческого потенциала нашей страны.

Следует подчеркнуть, что важный гуманитарный аспект проблемы преемственности поколений заключается в необходимости сохранения в обществе традиционных для российской культуры духовных ценностей, патриотизма и чувства ответственности за судьбу страны. Система образования и воспитания, а также вся система отечественной культуры призваны обеспечить передачу этих ценностей молодому поколению граждан России, которому сегодня через средства массовой информации агрессивно навязывают чуждую для российской ментальности идеологию индивидуализма и потребительского отношения к жизни, характерную для рыночного либерализма.

Нужно остановить дальнейшую духовную деградацию нашего общества, которая делает бессмысленными все другие социально-экономические преобразования.

Для противодействия этой угрозе необходимо существенным образом повысить роль воспитательных аспектов на всех уровнях систем российского образования и культуры. Прежде всего, нужно найти и использовать действенные меры противодействия деструктивному воздействию на сознание нашей молодежи со стороны средств массовой информации и в особенности телевидения. Без решения этой задачи все другие воспитательные меры окажутся неэффективными и останутся лишь благими намерениями.

Послесловие автора

С момента публикации приведенной выше статьи прошло уже более 7 лет. Почти 8 лет прошло после выступления Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета РФ 8 февраля 2008 г., на котором он поставил задачу обеспечения преемственности поколений в области науки, образования и высоких технологий как одну из наиболее важных в стратегии дальнейшего развития России.

Однако за прошедший период ситуация в этой области практически не изменилась. Поэтому данная проблема по-прежнему стоит на повестке дня и остается одной из наиболее острых и стратегически важных гуманитарных проблем современной России. Может быть, даже более острой и важной, чем это было ранее. Ведь сегодня в мире совсем другая геополитическая и экономическая ситуация. Она требует мобилизации всех интеллектуальных ресурсов нашей страны для адекватного ответа на новые вызовы и угрозы.

Поэтому практически все те мероприятия по решению проблемы преемственности поколений в России, которые были предложены в данной работе, представляются нам сегодня и актуальными, и необходимыми.

Хотелось бы надеяться, что проблема преемственности поколений найдет свое отражение в деятельности правительства России уже в ближайшие годы. Новый импульс для этого может дать планируемое на начало 2016 года заседание Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ, на котором будет рассматриваться концепция научно-технологического развития России на долгосрочную перспективу.

1. В 2008 г. эта статья была опубликован в журнале « Труд и социальные отношения» (№ 6), а затем и в журнале Профессиональный учебник» (№ 1).

2. © Колин К.К., 2015

3. Колин К.К. Устойчивое развитие страны невозможно без мобилизации ее интеллектуальных ресурсов // Человек и труд. 2004. № 8. С. 82-84.

4. Коптев Ю.Н. Поддержание и развитие кадрового потенциала высокотехнологического комплекса России – необходимое условие сохранения национальной безопасности страны // Материалы научно-практических семинаров «Проблема преемственности поколений в российском высокотехнологическом комплексе, молодежь – стратегический резерв для инновационной экономики». Вып.1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. С. 10-13.

5. Путин В.В. Кадры – это люди. Выступление на заседании Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям // Поиск. 2004. № 6 (768). 13 февраля.

6. Шатраков Ю.Г., Тараханов Ю.Г. Актуальные проблемы кадрового обеспечения организаций промышленного комплекса г. Москвы // Материалы научно-практ. семинаров «Проблема преемственности поколений в российском высокотехнологическом комплексе, молодежь – стратегический резерв для инновационной экономики». Вып.1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. С. 88-89.

7. Автоматизация управления. Наш путь. М.: НИИ АА им. акад. В.С. Семенихина, 2006.

8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 29 сентября.