Социальная стабильность общества как фактор национальной и глобальной безопасности [1]
Актуальность проблемы
Проведенные в последние годы исследования проблем развития общества в XXI веке [2] показали, что одной из наиболее важных является проблема обеспечения социальной стабильности общества [3]. Значимость этой проблемы ранее явно недооценивалась. Ведь именно социальная нестабильность стала причиной целой серии социальных кризисов на Ближнем Востоке и в других странах, которые получили название «цветных революций» [4].
В настоящее время этот процесс продолжается, и свидетельством этого являются события на Украине, в странах Балтики, в Грузии и Армении, а также во Франции и США.
Поэтому уровень социальной стабильности общества – это тот важнейший индикатор социального благополучия, который сегодня должен быть в центре внимания политических и общественных сил страны для того, чтобы можно было предупредить назревающие в ней социальные потрясения.
Ниже приведены некоторые результаты анализа современного содержания и структуры проблемы социальной стабильности, а также ее роли в решении проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности.
Содержание проблемы: кибернетический ракурс
Термином «стабильность» в русском языке принято обозначать способность некоторой системы функционировать, не изменяя своей структуры. Поэтому под социальной стабильностью общества следует понимать такое совокупное свойство процессов его жизнедеятельности, при котором сохраняется целостность базовых социальных структур, процессов и отношений в этом обществе.
Заметим, что близким по содержанию аналогом термина «стабильность» в русском языке является термин «устойчивость», значение которого хорошо известно специалистам в области кибернетики – науки о процессах управления в природе и обществе. Эта аналогия представляется нам очень важной, так как она позволяет, опираясь на достижения в области кибернетики, выявлять и анализировать процессы, факторы, условия и закономерности, связанные с изучением проблемы социальной стабильности.
При изучении этой проблемы необходимо помнить, что термин «социальная стабильность» обозначает не статическое, а динамическое свойство процессов жизнедеятельности общества. Образно выражаясь, социальная стабильность общества – это не аналог постоянства структуры египетских пирамид, облик которых остается практически неизменным в течение многих тысячелетий. Нет, здесь в качестве метафоры гораздо больше подходит пример движения велосипеда, устойчивость которого достигается именно благодаря его движению вперед.
Таким образом, социальная стабильность общества должна достигаться не за счет неизменности базовых социальных структур, процессов и отношений в этом обществе, что означало бы застой в их развитии, а путем таких социальных изменений, которые, сохраняя целостность базовых социальных структур, являются необходимыми в данных условиях и отвечают ожиданиям большинства населения страны или же ее отдельных регионов.
Следовательно, социально стабильным может считаться только такое общество, которое активно развивается, но при этом сохраняет свою устойчивость как целостной структуры. При этом противоборство политических сил в таком обществе не должно приводить к расшатыванию его фундаментальных основ.
Структура проблемы социальной стабильности общества
Проблема социальной стабильности общества является комплексной и включает в себя целый ряд компонентов. Наиболее важные из них в порядке приоритетности представлены в табл. 1, в которой для каждого компонента проблемы указаны также и наиболее существенные факторы.
Таблица 1. Структура проблемы социальной стабильности общества
Основные компоненты |
Наиболее существенные факторы |
Политическая
стабильность |
Доверие населения к органам власти.
Устойчивость органов власти, их легитимность. Адекватность государственной политики ожиданиям народа. |
Экономическая
стабильность |
Допустимый уровень социального расслоения общества и бедности.
Социальная ориентация экономики. Низкий уровень безработицы и инфляции. Приемлемый уровень и качество жизни. Устойчивость экономики, ее адекватность новым условиям. |
Культурная
стабильность |
Адекватность социальных перемен базовым ценностям
данной культуры. Уважение к традициям. Социальная справедливость. |
Идеологическая
стабильность |
Социальное согласие общества в его отношении к базовым
ценностям. Понятная обществу и приемлемая для него стратегия развития страны. |
Геополитические и социологические исследования показывают, что в XXI веке все большую значимость приобретает политическая стабильность общества. При этом наиболее важными факторами являются доверие населения к органам государственной власти, а также их легитимность и устойчивость. Череда правительственных кризисов в странах Запада и Латинской Америки, а также государственные перевороты в странах Ближнего Востока, являются здесь наглядными примерами. Именно поэтому проблема обеспечения демократизации выборов государственных и региональных лидеров, а также прозрачности их избирательных компаний служит постоянной темой обсуждения в средствах массовой информации многих стран современного мира.
Что же касается адекватности государственной политики ожиданиям населения страны, то на примерах целого ряда политических революций в различных странах мира мы видим, что именно этот фактор и послужил их главной причиной.
Второе место по значимости в проблеме социальной стабильности общества сегодня занимает его экономическая стабильность. Ключевыми факторами здесь являются социальное неравенство и бедность населения. Исследования показывают, что эти факторы определяют уровень социальной напряженности в данной стране или же в отдельных ее регионах и поэтому должны постоянно находиться в поле зрения государственных и общественных структур.
Отметим также, что ликвидация бедности определена в качестве одной из 17 глобальных целей в новой Стратегии ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года [5]. Очень актуальна эта проблема и для современной России.
Следующим по значимости компонентом проблемы социальной стабильности общества является его культурная стабильность. Она определяется, главным образом, адекватностью происходящих в данном обществе социальных перемен его традиционным культурным нормам и ценностям, а также таким плохо формализуемым понятием как «социальная справедливость», о котором в каждой культуре имеются свои специфические представления [6].
Актуальность проблемы культурной стабильности общества в последние годы существенным образом возрастает, что наглядно подтверждается теми демографическими процессами, которые происходят в странах Западной Европы под наплывом потоков беженцев из стран Ближнего Востока. Эта проблема является настолько серьезной, что от ее решения зависит сохранение национальной идентичности таких стран, как Германия, Франция, Дания, Италия и Великобритания. Ведь уже сегодня этнические британцы являются меньшинством в столице своей страны – Лондоне. И это происходит, несмотря на то энергичное противодействие, которое правительство Великобритании оказывает процессу миграции в эту страну представителей других этносов и культур.
Весьма характерной является структура новых мигрантов. Большинство из них – это не женщины и дети, не изможденные старики, а вполне работоспособные молодые люди, которые, тем не менее, трудиться на новом месте своего жительства не хотят, а предпочитают жить на пособие по безработице.
Так что основные этнические и социально-экономические проблемы у Европы еще впереди.
Идеологическая стабильность общества определяется уровнем согласия его членов в отношении тех базовых ценностей, которые и определяют вектор развития этого общества, т.е. его «образ будущего». Следует ожидать, что значимость этого компонента социальной стабильности в дальнейшем будет возрастать, что обусловлено процессами глобализации общества, а также агрессивной геополитикой США, которые навязывают всему остальному миру свои представления о целях и образе жизни [7].
В современных условиях становления глобального информационного общества люди быстро узнают о тех экономических и социальных переменах, которые происходят в других странах, и начинают требовать аналогичных перемен в своей стране. Вспомним лозунг: «Украина – це Европа!», который скандировала толпа на площадях Киева во время государственного переворота на Украине. Что за этим последовало, хорошо известно.
Поэтому для того, чтобы не допустить такого рода социальных катаклизмов, каждой стране нужна достаточно ясная стратегическая цель своего развития и ее понимание большинством населения страны. Необходим «образ будущего», который должен быть адекватным ожиданиям людей и поэтому мог бы стать основой для их идеологической консолидации [8].
Важность этой проблемы для современной России трудно переоценить. Поэтому на страницах нашего журнала мы будем постоянно возвращаться к обсуждению этой проблемы, а в настоящем номере ей посвящена статья член-корреспондента РАН В.В. Иванова и профессора Г.Г. Малинецкого, подготовленная по просьбе редколлегии.
Социальное расслоение и бедность – главные причины социальных революций
Исследования показывают, что в XXI веке наиболее актуальными для предотвращения социальных катаклизмов являются две проблемы:
– сокращение уровня социального расслоения общества, которое быстро нарастает, несмотря на впечатляющие успехи научно-технологического прогресса;
– сокращение бедности, т.е. количества людей, не имеющих самых необходимых средств для своего существования и поэтому находящихся в тяжелом физическом и психологическом состоянии. Количество таких людей также быстро увеличивается.
По социологическим прогнозам, обе эти глобальные проблемы современности в ближайшие десятилетия будут нарастать, что обусловлено следующими основными причинами:
- В условиях становления глобального информационного общества, цифровой экономики и новых интеллектуальных технологий весь облик современного промышленного производства изменится коренным образом. Широкомасштабная компьютеризация и роботизация производства вызовут новую волну безработицы. При этом востребованы будут лишь специалисты высокой квалификации и новых профессий, которых современная система образования еще не готовит в необходимом количестве и качестве [9].
- Информатизация документооборота и развитие телекоммуникационных сетей оставят без работы миллионы конторских работников по всему миру. На смену «белым воротничкам» придут «железные воротнички» – интеллектуальные компьютерные системы. Они заменят многих работников финансовой сферы, налоговых служб, информационных агентств и даже медицинских работников, например, фармацевтов. При этом ожидается существенное сокращение всего того «офисного планктона», который сегодня является главным источником бюрократического бумаготворчества [10].
Как будет реагировать общество на такие глобальные перемены? Следует ожидать существенного повышения уровня социальной напряженности в развитых странах, а также повышения социального спроса на переподготовку кадров для обучения новым профессиям и компетенциям [11]. Сегодня – это один из тех новых глобальных вызовов, к которому общество совершенно не подготовлено, так как начинать нужно с переподготовки самих преподавателей [12], чего пока не наблюдается. Этого нет ни в международных, ни в национальных программах социально-экономического развития.
Этот вывод в полной мере относится и к России, хотя в новой Стратегии научно-технологического развития РФ [13] эта проблема в достаточно общем виде уже обозначена.
Критические значения уровня социальной стабильности общества
Международный опыт социальных исследований позволил установить критические значения показателей, характеризующих экономическое расслоение общества по уровню доходов на душу населения. Для таких оценок чаще всего используется децильный коэффициент или же Индекс Джини, характеризующий долю национального богатства, сосредоточенную у 10% наиболее обеспеченного населения.
Используя эти показатели, а также Индекс человеческого развития, который позволяет в первом приближении учесть уровень бедности населения, который существенно влияет на психологическую ситуацию в обществе, можно получить критические значения уровня социальной стабильности данного общества.
Результаты расчетов для современной ситуации в России, имеющей в 2017 г. значения децильного коэффициента 15,6 и Индекса человеческого развития 0,804, представлены в табл. 2.
Таблица 2. Критические значения Индекса социальной стабильности для России
Децильный коэффициент |
Индекс Джини | Индекс социальной напряженности | Индекс социальной стабильности | Состояние общества |
6,0 |
0,4 | 0,5 | 0,5 | Стабильное общество |
15, 0 |
0,625 | 0,78 |
0,22 |
Социальная напряженность |
20, 0 |
0,69 |
0,86 |
0,14 |
Социальная революция |
40,0 | 0,8 | 0,9 | 0,1 |
Гражданская война |
Представленный в этой таблице Индекс социальной стабильности предлагается автором настоящей работы в качестве интегрального показателя ситуации в обществе. Его смысл можно определить как долю населения страны, которая считает для себя приемлемой существующую в ней социальную ситуацию.
Методика расчета этого показателя состоит в следующем. Сначала определяется Индекс социальной напряженности общества – как отношение Индекса Джини к Индексу человеческого развития. Затем вычисляется значение Индекса социальной стабильности, которое дополняет его значение до единицы.
Данные табл. 3 показывают, что общество может считаться стабильным, если не менее половины его населения считают существующую ситуацию для себя приемлемой.
Что же касается современной ситуации в нашей стране, то сегодня она находится в зоне социальной напряженности, так как приемлемой для себя эту ситуацию считает уже менее четверти населения.
Это хороший предмет для размышления и практических действий правительства, ответственных структур бизнеса и гражданского общества. В современных условиях внешнего экономического и информационного давления на Россию нам нельзя допустить возникновения еще и внутренних социальных потрясений.
Оценка уровня социальной стабильности в других странах
На основе данных Всемирного банка, характеризующих уровень социально-экономического расслоения в различных странах в 2016 г., а также Индекс человеческого развития в этих странах, нами проведены расчеты значений Индекса социальной стабильности общества для стран-участников Евразийского экономического союза, а также для стран БРИКС. Результаты этих расчетов представлены в таблицах 3 и 4. При этом в табл. 3, для сравнения, представлены аналогичные результаты для США и Швеции.
Таблица 3. Уровень социальной стабильности в странах ЕАЭС
Страны |
Индекс Джини | Индекс человеческого развития | Индекс социальной стабильности |
Казахстан |
0,263 | 0,794 |
0,669 |
Белоруссия |
0,272 |
0,796 |
0,659 |
Киргизия |
0, 268 | 0,664 |
0,597 |
Таджикистан |
0, 308 | 0,626 |
0,508 |
Россия |
0,416 | 0,804 |
0,483 |
США |
0,411 | 0,920 |
0,554 |
Швеция | 0,273 | 0,913 |
0,701 |
Анализ данных, представленных в табл. 3, показывает, что среди стран ЕАЭС в зоне социальной напряженности находится только Россия, несмотря на то, что она среди этих стран имеет наибольшее значение Индекса человеческого развития. Причина этого заключается в высоком уровне социально-экономического расслоения общества.
Что же касается Белоруссии, то высокий уровень социальной стабильности там достигнут за счет существенно более низкого уровня социально-экономического расслоения общества: Индекс Джини там такой же, как в Швеции.
Аналогичная ситуация в Казахстане, где вот уже несколько лет планомерно реализуется государственная политика снижения уровня социально-экономического неравенства населения. И ее результат налицо. Поэтому социальные потрясения в этой стране в ближайшие годы маловероятны.
Совсем другая ситуация в Таджикистане и США. Там социальная стабильность снижается, а напряженность нарастает. И это признаки нарастающей угрозы.
Таблица 4. Уровень социальной стабильности в странах БРИКС
Страны |
Индекс Джини | Индекс человеческого развития |
Индекс социальной стабильности |
Россия |
0,416 | 0,804 |
0,483 |
Индия |
0,352 | 0,624 |
0,436 |
Китай |
0, 422 | 0,738 |
0,415 |
Бразилия |
0, 515 | 0,754 |
0,317 |
ЮАР |
0,634 | 0,666 |
0,141 |
Данные табл. 4 свидетельствуют, что все страны БРИКС находятся в зоне социальной напряженности, что обусловлено, главным образом, недостаточным уровнем их человеческого развития. Исключение здесь составляет лишь Россия, где этот уровень достаточно высок. Поэтому задача человеческого развития для БРИКС очень актуальна.
Заключение
История учит, что недооценка факторов, определяющих социальную стабильность общества, часто приводит это общество к драматическим последствиям. Так, например, в 1917 г., когда в России началась Великая Октябрьская революция, социальное расслоение общества оценивалось значением децильного коэффициента 25, что соответствует уровню социальной революции, указанному в табл. 2.
В настоящее время значение этого показателя для ЮАР превышает 40, и мы видим, что там уже идет гражданская война между черным и белым населением этой страны.
В России за последние 10 лет социальное расслоение общества увеличилось и продолжает нарастать. Это представляет реальную угрозу для ее национальной безопасности. Поэтому предложенные новым составом Правительства РФ меры по пенсионной реформе и увеличению налога на добавленную стоимость, с точки зрения проблемы социальной стабильности общества, представляются весьма несвоевременными и недостаточно продуманными по своим возможным последствиям.
Мы надеемся, что Федеральное Собрание РФ и Президент России перед принятием соответствующих решений оценят возможные последствия.
К.К. Колин,
заместитель главного редактора,
доктор технических наук, профессор,
действительный член РАЕН
1. Работа подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект № 17-18-01326.
2. Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2014. № 1. С. 6-30.
3. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция / Глобализация: синергетический подход. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 323-334.
4. Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 264 с.
5. Колин К.К. Половинчатая стратегия: критический анализ новой стратегии ООН в области устойчивого развития // Партнерство цивилизаций. 2016. № 1-2. С. 30-33.
6. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 300 с.
7. Колин К.К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 104-111; Его же. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 80-87.
8. Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? // Библиотековедение. 2001. № 1. С. 34-43.
9. Колин К.К. Информационное общество и проблема образования // Информационное общество. 1997. № 2. С. 18-20.
10. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. В кн.: Глобализация: синергетический подход. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 323-334.
11. Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования. М.: Исследовательский центр проблем повышения качества подготовки специалистов, 2000. 53 с.
12. Колин К.К. На пути к новой системе образования. М.: ИФПИ РАЕН, 1997. 31 с.
13. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642.