ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В.И. ВЕРНАДСКОГО

ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В.И. ВЕРНАДСКОГО

А.Д. Урсул [1]

Введение

В этом году отмечалось 155-летие В.И. Вернадского, но, как и пять лет тому назад, глобальные идеи учёного не упоминались (кроме публикаций автора данной статьи). Поэтому в завершение этого юбилейного года имеет смысл об этом напомнить. Тем более, что «научные ворота» в глобальный мир открыл именно В.И. Вернадский.

Хорошо известно, что в нашей стране истоки глобального мировоззрения, как показали исследования, восходят еще к М.В. Ломоносову [2]. Нет сомнений в том, что идеи М.В. Ломоносова о взаимосвязи процессов и явлений, происходящих на Земле, повлияли на творчество В.И. Вернадского, в частности, на формирование его представлений о биосфере как глобальной системе, в которой живое вещество играет главную роль.

Научное творчество М.В. Ломоносова начал исследовать В.И. Вернадский еще с 1900 г. (ряд его работ были посвящены Ломоносову), который, будучи профессором Московского университета, опубликовал в том же году брошюру «О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии» [3]. В.И. Вернадский отмечал, что М.В. Ломоносов опередил свое время правильной оценкой целого ряда недоступных его поколению явле­ний, он был впереди своего века и кажется нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию. Учёный считал М.В. Ломоносова великим ученым, кото­рые появляются единицами в тысячелетней исто­рии человечества. В статье «Памяти М.В. Ломоносова» (1911 г.) он писал: «Ряд идей М. В. Ломоносова ближе, яснее и понятнее в начале XX века, чем они были в середине века прошлого» [4]. Это же можно сказать о научном наследии В.И. Вернадского: его идеи ближе, яснее и понятнее в начале XXI века, чем в прошлом веке.

Представляет интерес и то, что вскоре после первых работ о Ломоносове, В.И. Вернадский прочитал курс лекций в Московском университете, в которых он, в частности, обратился к вопросам географических открытий и установлению шарообразной формы Земли, а также к ряду других вопросов, которые, по мнению ряда ученых, связаны с началом процесса глобализации. Эти лекции позже были опубликованы – первые три в 1902 г., а затем лишь в 1981 г. в книге по истории науки [5]. Конечно, ученый акцентировал свое внимание в основном на изучении естественных процессов, но так или иначе он выходил и в сферу социально-гуманитарного знания. В естественных и других науках значительное внимание он уделял междисциплинарным исследованиям и это дает возможность какой-то, пусть весьма предварительной, оценки его идей и концепций, выходящих за пределы дисциплинарного видения науки.

Научные идеи ученого в глобальном ракурсе, ранее фактически незамеченные, только начинают раскрываться и будут все полнее осознаваться в ходе дальнейшей глобализации науки и развертывания глобальных процессов. Не случайно В.И. Вернадского считали «Ломоносовым XX века», хотя в такого рода оценке творческого вклада учёного вряд ли стоит ограничиваться только прошлым столетием. В.И. Вернадский сейчас видится в качестве великого мыслителя глобальной эпохи, которая в перспективе будет превращаться в эпоху ноосферы [6].

При анализе научного наследия В.И. Вернадского мы сталкиваемся с тем непреложным фактом, что открываем в нем все новые стороны, идеи, концепции, которые ранее либо не были поняты, либо не привлекали внимание исследователей. В этом смысле можно сказать, что наследие В.И. Вернадского неисчерпаемо. И одна из причин этой неисчерпаемости наследия гениального ученого, который завершил свое творчество в первой половине XX века, заключается в факторе обновления мышления, выдвижении новых проблем, сквозь призму которых мы ощущаем актуальность творчества В.И. Вернадского.

Глобальные идеи В.И. Вернадского

В.И. Вернадский огромное внимание в своих трудах уделял формированию научного мировоззрения, которое, по мнению редактора его книги «Избранные труды по истории науки» С.Р. Микулинского, он видел, как «совокупность раскрытых наукой фундаментальных законов и фактов» [7]. Например, его перу принадлежат «Очерки по истории современного научного мировоззрения» [8]. Читая его очерки и заметки по проблемам формирования научного мировоззрения, складывается впечатление, что учёный рассматривал его не только в эволюционном ракурсе, но и показывал, что наиболее важные научные открытия ведут к существенным трансформациям в мировоззрении, а нередко и предваряют их, как это было с географическими открытиями. Причем такие мировоззренческие трансформации касаются и глобального направления научного миропонимания. В настоящее время, продолжая процесс, начатый ученым, идет становление глобального мышления и мировоззрения как нового способа освоения окружающего мира, имеющего свои особенности. Под глобальным мировоззрением или глобализмом в широкой интерпретации понимается миропонимание, базирующееся на видении мира как единого целого, а человечества как взаимосвязанного мирового сообщества, в котором общепланетарные характеристики превалируют, формируется осознание сопричастности к общечеловеческим проблемам и глобальным процессам.

Начало становления глобального направления науки, независимо от конкретного его наименования, имеет смысл сдвинуть на начало и первую половину прошлого века. Именно в этот исторический период, еще в 30-ых годах ушедшего столетия и даже раньше стал изучаться ряд глобальных процессов в трудах В.И. Вернадского.

Так, учёный полагал, что: «В XX в. впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым» [9]. Во многих местах своей книги «Научная мысль как планетное явление» ученый приводит факты и соображения, о которых рассуждают и современные ученые, свидетельствующие о стремлении человечества к своему единству и целостности. Фактически здесь исследуется процесс глобализации, причем В.И. Вернадский его результат предвосхитил на десятки лет (но тогда этот процесс еще не обозначался термином «глобализация»).

Но для развертывания антропогенной деятельности, а в дальнейшем для глобального мировоззрения и глобальных исследований главным, конечно, было установление шарообразной формы нашей планеты. Как отмечал В.И. Вернадский: «Первым по времени, крупным основным фундаментом современного научного мировоззрения является выяснение формы и размеров земного шара» [10]. Ведь: «Решение о форме Земли было связано с первым кругосветным путешествием. При этом, попутно, была открыта Америка, и вместе с ней необычайно увеличились горизонты, доступные образованному человеку» [11].

Даже географические открытия, как показывает В.И. Вернадский, начинались отнюдь не с путешествий Колумба и Магеллана, а с плаваний варягов [12] (а в ходе предшествующих двух волн глобального расселения на десятки тысяч лет раньше, когда Азия вследствие падения уровня Мирового океана была ещё соединена с Северной Америкой перешейком на месте Берингова пролива). Однако шарообразная «форма Земли могла быть доказана только тогда, когда человек получил возможность объехать Землю и нанести на карту всю картину земного шара. Это было сделано медленно и постепенно работой столетий… Решение вопроса о форме Земли было связано с первым кругосветным путешествием» [13].

В.И. Вернадский не ограничивался земным, пространственно-географическим видением глобальных характеристик, он выделял, по меньшей мере, два значения того понятия для наук, которое сейчас трактуется как глобальность. Во-первых, это науки, объекты которых и, следовательно, «законы – охватывают всю реальность – как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы, – это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности. Другой тип связан с явлениями, которые свойственны и характерны для нашей Земли.

В этом последнем случае можно теоретически допускать два случая научных объектов, научно изучаемых: общепланетные явления и индивидуальные, чисто земного явления.

Сейчас нельзя, однако, с достоверностью и с достаточной степенью уверенности всегда различать эти два случая. Это дело будущего» [14]. Здесь ученый, вероятно, одним из первых в науке выделяет основные варианты термина «глобальный» и «локальный», естественно, без упоминания ныне принятых терминов.

В настоящее время новое глобальное знание также генерируется в отдельных областях знания, использующих термин «глобальный» в самых различных его значениях (даже в математике).  В глобальных исследованиях этот термин сейчас используется в трёх основных значениях: «глобальный» как охватывающий весь земной шар, планету в целом как космический объект; как распространяющийся на Вселенную, всё мироздание в целом; как универсальная черта либо закон, характеризующие определённую совокупность исследуемых феноменов. Ввиду множественности смыслов термина «глобальный» возникла проблема изучить и упорядочить этот «глобально-терминологическом хаос», однако это задача будущего научного поиска.

В принципе многие процессы глобального характера ученый стал изучать гораздо раньше, ещё в 1902-1903 годах (о чем свидетельствует его книга «Избранные труды по истории науки») и даже в эти годы он читал курс лекций на эту тему в Московском университете. Однако ученый не успел оформить эти лекции в виде книги, опубликовав только первые три лекции из двенадцати позже изданных в упомянутой книге (а всего он планировал написать более 20 лекций) [15]. Глобальное видение ряда природных процессов ему было свойственно и в его геологических и других трудах, которые сейчас относят к наукам о Земле. Таким образом, ученый стал развивать глобальную проблематику ещё в начале прошлого века, однако, его исследования в то время были мало известны и не были включены в научные коммуникации.

Когда читаешь работы В.И. Вернадского (особенно по истории науки), то приходишь к выводу о том, что ученый обсуждает фактически те же проблемы, которые мы обычно встречаем во многих работах по глобальным исследованиям, в частности по проблемам глобализации (у Вернадского без употребления терминов «глобальный» и «глобализация»). Однако он вместо этого использует термин «планетный», иногда «вселенский», который имеет почти тот же смысл. Многие «глобальные идеи» В.И. Вернадского, были изложены им, в частности, в его работах «Избранные труды по истории науки», ряд статей и фрагментов которой были написаны еще в начале прошлого века, а также «Научная мысль как планетное явление», написанная в основном в 1938 г. Эта работа, по мнению авторов предисловия к книге академика А.Л. Яншина и Ф.Т. Яншиной, является вершиной творчества В.И. Вернадского, «грандиозный по замыслу итог его размышлений о судьбах научного познания, о взаимоотношении науки и философии, о будущем человечества» [16]. В ряде мест упомянутых книг, а также многих других работ, ученый приводит факты и рассуждения, которые излагают и современные ученые, свидетельствующие о нарастающем стремлении человечества к своему единству и целостности.

Фактически здесь исследуются глобальные процессы и проблемы прошлого развития человечества и даже процесс глобализации (опять-таки без употребления этого термина). Примерно к тем же выводам о глобальном единстве человечества, спустя более, чем через десятилетие независимо от В.И. Вернадского, уже после Второй мировой войны, пришел и немецкий философ К. Ясперс [17].

В.И. Вернадский полагал, что в XX веке научная мысль стала уже интернациональной» [18], она охватила всю планету, все находящиеся на ней государства [19] и даже играет роль своего рода транснационального актора глобального развития. Становление глобального характера научной мысли В.И. Вернадский сформулировал достаточно четко, в том числе и применительно к ноосферогенезу. В его трудах концепция ноосферы с самого начала формировалась в общепланетарном ракурсе, т.е. в ракурсе мировоззрения ноосферного глобализма (нооглобализма), в котором глобализм и идеи становления ноосферы оказались соединенными в целостную форму научного мировоззрения [20].

В.И. Вернадский справедливо указывал, что человек как «житель планеты»: «должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет её с собой повсюду» [21]. Как видим, российский ученый, осознавая роль человечества как глобального фактора развития, не разрывал мышление и практическую деятельность на локальные и планетарную составляющие, как к этому призывает максима «думай глобально, действуй локально».

Изложенное выше приводит к выводу о том, что не только в России, но и в мировой науке в целом В.И. Вернадский заложил основы исследований глобальных процессов и поэтому его с полным правом можно считать основоположником глобального направления в науке, независимо от дальнейших, более конкретных наименований (глобалистики, глобальных исследований и т.п.) [22]. Подчеркнем, что речь идет о глобальном направлении в науке, которое включает в себя всю гамму уже существующих дисциплинарных, мульти-, меж- и трансдисциплинарных исследований по различным глобальным феноменам. Считать же, допустим, что ученый заложил основы только глобалистики, или другого направления глобальной науки, было бы для него слишком узко, поэтому имеет смысл ставить вопрос о приоритете его научных интересов в значительно более широком «глобальном формате». Эту «глобальную синкретичность» научного творчества учёного только в наше время удалось структурировать и конкретизировать, выявить некоторый состав и структуру того направления современной науки, своеобразного «глобального кластера» научного поиска, который именуется глобальными исследованиями.

Становление глобального кластера научных исследований

Процесс глобализации науки развёртывается в самых различных направлениях. Можно даже считать, что глобальные исследования уже стали формироваться как особый научный кластер (глобальный кластер научного знания). Он включает в себя глобалистику как «ядро» этих исследований, глобальный эволюционизм, отдельные глобальные дисциплины (типа глобальной экономики, глобальной экологии, глобальной истории, глобальной географии и т.п.). Формируются также глобализационные исследования, которые изучают как отдельные направления глобализации – глобализационные процессы, так и их комплексы [23]. В глобальный кластер научного знания также претендует войти выявляемое новое глобальное знание, когда ставится цель исследования какой-либо научной проблемы «в условиях глобализации» (либо других глобальных процессов) и это знание уже включается в состав ещё не глобализированной в целом конкретной области науки.

Уместно обратить внимание на то, что одной из причин достаточно интенсивного развития глобального направления науки в целом и, в особенности, – глобалистики является то, что исследования глобальных процессов и систем показали сильную зависимость судьбы нашей цивилизации от их дальнейшего развертывания. В значительной степени осознание опасностей со стороны глобальных проблем, особенно после первых докладов Римского клуба, вызвали к жизни употребление терминов «глобалистика» в нашей стране и «глобальные исследования» на Западе [24].

Процесс формирования глобалистики сопровождают многочисленные дискуссии, в особенности о её предмете, причём в отечественной литературе выдвинуты две основные точки зрения. А.Н. Чумаков полагает, что «глобалистику можно определить как междисциплинарную область научных исследований, направленных на выявление сущности глобализации, причин ее появления и тенденций развития, а также на анализ порождаемых ею позитивных и негативных последствий» [25]. Иную точку зрения высказывают И.В. Ильин и Т.Л. Шестова, считая, что «системообразующая роль глобализации столь велика, что какой-то одной, частной науки о глобализации быть не может (как не могло быть, например, науки об эволюции)… Поэтому определять глобалистику как науку о глобализации, как это предлагается рядом исследователей, в прямом смысле невозможно» [26]. Эти авторы отмечают, что понятие и проблема глобализации приобрели общенаучное значение, исследуются в той или иной степени многими социальными и другими науками.

Глобалистику как систему научного знания автор этой статьи видит в качестве формирующейся научной дисциплины (особенно в теоретическом плане) и вместе с тем как интегративно-общенаучное направление, изучающее различные аспекты глобальных процессов и систем (прежде всего, глобализации и глобальных проблем), выявляющее их законы и тенденции развития. Глобальные процессы в этом случае рассматриваются как природные, социальные и социоприродные процессы, развертывающиеся на Земле, имеющие общепланетарный статус или стремящиеся обрести глобальный масштаб, в числе которых такие социоприродные процессы и системы как глобализация, глобальные проблемы, устойчивое развитие, ноосферогенез и др. (что касается природных процессов, то лишь в аспекте их взаимодействия с человеком и обществом). Причём упомянутые выше глобальные процессы можно разделить на уже реально существующие, например, актуальные, и потенциально глобальные, т.е. пока начинающие своё становление (пример — устойчивое развитие), которые могут стать глобальными в том или ином отношении лишь в будущем.

Ранее в отечественной литературе полагали, что глобалистика и глобальные исследования – это практически одно и то же, различаясь в основном месторасположением своего происхождения. Однако позже стало очевидным, что отождествлять их не стоит. Глобалистика, как область научного поиска представляет собой «концептуальное ядро» глобальных исследований, систему научного знания, изучающую глобальные процессы и системы, выявляя их законы и тенденции развития в контексте существования и развития цивилизации [27].

Особое внимание обращается на междисциплинарность глобалистики, которая отличается от глобальных исследований, в частности, тем, что последние носят в основном мультидисциплинарный характер и представляют, как отмечалось выше, своего рода кластер глобального знания. Поэтому сейчас появляются все новые работы, которые посвящены различным новым исследовательским междисциплинарным направлениям в самой глобалистике: философская глобалистика, политическая глобалистика, историческая глобалистика, правовая глобалистика, космоглобалистика, экономическая глобалистика, информационная глобалистика, секьюритологическая глобалистика, социальная глобалистика, цивилизационная глобалистика, образовательная глобалистика, эволюционная глобалистика, экологическая глобалистика и ряд других, которых насчитывается уже более двух десятков [28].

Возникает вопрос: почему наряду с междисциплинарными разделами глобалистики возникают и отдельные глобальные дисциплины и как их можно различать? На начальном этапе формирования такого рода дисциплинарных и междисциплинарных областей науки учёные не задавались таким вопросом и не видели каких-то серьёзных оснований за феноменом обозначения новой области глобального знания. Этот процесс зависел от того, кто и как первым из исследователей давал то или иное название, а дальше шло «по инерции», увеличивая число согласившихся с первоначальным названием сторонников либо вызывая возражения по тем или иным соображениям. Это приводило к неадекватным наименованиям и было обнаружено при изучении, например, таких наименований как экономическая глобалистика, юридическая (правовая) глобалистика и некоторых других названий разделов глобалистики.

Между тем существует критерий отличия той или иной глобальной дисциплины от соответствующего междисциплинарного направления (раздела) глобалистики. Необходимо исходить из соотношения предмета соответствующего научного исследования и его объекта. Глобалистика акцентирует своё внимание на глобальных феноменах (объектах), изучаемых ею объектов (глобальных процессах и системах), а конкретные становящимися глобальными дисциплины продолжают изучение того же самого объекта, но он уже видится в глобальном масштабе и ракурсе, т.е. речь чаще всего идёт о расширении традиционного предметного поля эволюционирующей дисциплины.

Эволюционный подход в глобальных исследованиях

Идея В.И. Вернадского о «планетном» характере научной мысли уже обрела свои конкретные очертания как в ныне происходящих глобальных процессах в мире и их научном осмыслении, так и в предвидении и исследовании будущих социальных и социоприродных эволюционных процессов. Ученый важное значение придавал идее эволюции и полагал, что «в области биологических наук совершился перелом благодаря проникновению в них учения об эволюции» [29]. Он допускал, что эта идея может проникать в научное мировоззрение и другие науки через философскую мысль, как, например, «понятие эволюции и её частном проявлении – прогрессе», изменившись в своем содержании и понимании [30].

Необходимость и важность использования эволюционного подхода в науке были понятны В.И. Вернадскому ещё в начале прошлого века, когда он отмечал, что ещё Бюффон «искал общий принцип, который бы позволил ему объяснить порядок природы и разнообразные сходства, какие наблюдаются между её объектами. Этот принцип Бюффон нашел в эволюционной идее, в известном генетическом соотношении, существующем между близкими по признакам животными или растительными видами, вообще между разными телами природы» [31]. Однако, как замечает В.И. Вернадский, эти идеи стояли в стороне от метафизических систем, сложившихся в XVII – начале XVIII веков [32].

Появление глобальной проблематики заставляет обратить гораздо более пристальное внимание на эволюционный подход и особенно на его применение к исследованию нашего общего будущего, появление и продолжение которого сейчас поставлено под угрозу.  Идея эволюции уже начала проникать в глобальные исследования, приводя к новому видению всего глобального направления науки, представляя его эволюционирующим как в гносеологическом, так и в онтологическом аспектах. Эволюционное видение исследований глобальных процессов – это естественный шаг в их познании, и такой подход помогает в более эффективном их использовании в становлении глобальной деятельности и особенно глобального управления.

Скорее всего, появившаяся эволюционная глобалистика будет вначале развиваться как одно из направлений глобалистики, наряду с другими направлениями глобальных исследований. Но по мере осознания необходимости применения эволюционного подхода в глобальных исследованиях эти последние будут «наполняться» идеями развития и не исключено, что наступит новый – «эволюционный» этап развития глобального знания, как это произошло в биологии [33].

Эволюционную глобалистику мы рассматриваем как направление, изучающее эволюцию и коэволюцию глобальных процессов и их системно-синергетического феномена – глобального развития. В этой связи в темпоральном ракурсе ожидается дальнейшее формирование различных направлений в области глобалистики, в частности, таких как становление палеоглобалистики и футуроглобалистики, наряду с уже существующей неоглобалистикой (глобальных исследований происходящего).

Ноосферогенез в глобальном измерении

Предложенная В.И. Вернадским трактовка научной мысли как планетного явления, осознание превращения человечества в мощную геологическую силу и идея становления ноосферы, выдвинутая В.И. Вернадским, предвосхитили и ориентировали будущие глобальные исследования во многих направлениях. Ещё в первой половине прошлого века В.И. Вернадский и два французских ученых – П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа – выдвинули идею становления сферы разума – ноосферы в качестве главного направления дальнейшего развития человечества, которое должно рационализировать цивилизационный процесс, обеспечить выживание цивилизации. Идея о создании в будущем общества, в котором господствует разум, носила в основном утопический характер и существенно отличалась от реального цивилизационного процесса, в котором разум играл далеко не приоритетную роль. Однако здесь важно то, что была подмечена тенденция возрастания роли разума во всех его формах в будущем развитии человечества.

Упомянутые основоположники этой концепции не случайно на первый план выдвигали в понятии и концепции ноосферы на приоритетное место разум. Идея о возрастании роли разума в развитии общества не является достоянием лишь конца тридцатых годов XX века, когда французский ученый и философ Э. Леруа, а затем его соотечественник П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский стали использовать понятие «ноосфера». Причем сам В.И. Вернадский признавал приоритет упомянутых своих коллег во введении термина «ноосфера». Так, во фрагменте «Несколько слов о ноосфере» он отмечает: «Приняв установленную мною биогехимическую основу биосферы за исходное, французский математик и философ бергсонианец Е. Ле-Руа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тельяром де-Шарденом, работающим теперь в Китае» [34].

Концепции сферы разума, или ноосферы, которые были предложены его основоположниками, существенно различались между собой. Однако все они имели некоторое общее содержание – веру в силу разума (не только человеческого) и представление разума в качестве главного движущего механизма последующей (уже «разумной») эволюции. Хотя термин «ноосфера» не употреблялся К.Э. Циолковским, тем не менее, он также говорил о роли разума во Вселенной, полагая, что мысль через деятельность человека станет не только геологическим фактором (о чем писал В.И. Вернадский), но и решающим фактором в эволюции космоса и разумные существа в состоянии влиять на развитие и устройство Вселенной.

В.И. Вернадский выдвинул идею становления ноосферы в качестве главного направления дальнейшего развития человечества. Заметим, что, как он писал, сам ученый был: «…идейно чужд и капиталистическому, и социалистическому строю. Чужд и национальному государству, мой идеал иной, он дело будущего, до которого мне, конечно, не достичь. Я живу наукой… То, что совершается сейчас в научной мысли, – по существу, глубже и сильнее, и важнее для человечества всех происходящих сейчас социальных переустройств, как бы велики они в действительности ни были…» [35]. Идея ноосферы возникла у него и по причине неудовлетворенности существующими в то время социальными устройствами человечества.

Важной особенностью ноосферной идеи В.И. Вернадского является выяснение роли разума не только в жизни общества, но и через него в эволюции биосферы (особенно геологической эволюции). В принципе идея ноосферогенеза как становления сферы разума отличается от идеи ноогенеза (которая была предложена П. Тейяром де Шарденом) тем, что в первом случае ноогенез рассматривается совместно с окружающей его средой, в коэволюционном ракурсе. Это напоминает идею биосферы (теория которой была существенно развита Вернадским и которую он считал главной своей заслугой), когда биота включается в сферу взаимодействующего с ней косного вещества. И такая идея оказывается в эволюционном плане более адекватной, поскольку развитие, тем более прогрессивное, в силу синергетических соображений следует рассматривать как коэволюцию системы совместно со средой, за счет которой оно и происходит. Здесь мы вступаем в область глобальной ноосферологии или ноосферной глобалистики – нооглобалистики, которая не только тесно связана с концепцией устойчивого развития, но, по сути, разрабатывалась вместе с ней.

В трудах В.И. Вернадского учение о ноосфере с самого начала формировалось в общепланетарном ракурсе, т.е., как мы считаем, в форме мировоззрения ноосферного глобализма (нооглобализма), в котором глобализм и идеи становления ноосферы оказались соединенными в целостную форму мировоззрения. Становление сферы разума, как уже отмечалось, с самого начала представлялось в качестве глобального процесса: об этом говорил еще В.И. Вернадский, полагая, что биосфера преобразуется в ноосферу (ясно, что такое превращение не может не носить общепланетарного характера).

Последователи ученого в СССР, особенно в последние годы в России и ряде постсоветских стран, существенно развили его идеи и показали, что эпоха становления ноосферы – это будущее человечества на пути его выживания. Бескризисно-безопасное развитие цивилизации как коэволюции человека и биосферы означает вместе с тем и продвижение человечества к сфере разума, в которой будет обеспечено глобальное рациональное управление взаимодействием общества и природы. В.И. Вернадский считал (если полагать, что ноосфера еще не существует, а возникнет в будущем), что становление ноосферы – это естественно-исторический и вместе тем неизбежный эволюционный процесс, она появится стихийно как все предшествующие общественно-экономические, социально-технологические и аналогичные формации и этапы эволюции человечества.

В настоящее время в отличие представлений о стихийном превращении биосферы в ноосферу считается, что сфера разума в предвидимой сейчас форме не может появиться стихийно. Она будет опережающе моделироваться и формироваться вначале теоретически с помощью науки, а затем целесообразно воплощаться в социальной и социоприродной сферах. Это не просто отход от стихийности, а упреждающее проектирование и конструирование, реализация принципа глобального управления, но уже в его более развитом – ноосферном варианте.

Заключительные замечания

Вместе с тем влияние В.И. Вернадского на науку в ее глобальной перспективе и измерении вовсе не сводится только к тому, что он стоял у истоков ноосферно-глобальных исследований. Сейчас можно полагать, что всей совокупностью своих трудов он предвосхитил новый – планетарно-глобальный этап и процесс развития науки в целом, сопровождающий появление глобальной эпохи совместной истории человечества и природы в форме глобальной сферы разума.

В науке это отражается не просто становлением какой-то отдельной области глобального знания, например, глобалистики, но гораздо шире – в появлении глобального кластера научных исследований и начале разворота глобально-ноосферной революции в науке [36]. Термин «глобальный» здесь характеризует не внутренние экстенсивно-общенаучные процессы, а экзистенциальную характеристику отображаемых ею феноменов (объектов), действительно имеющих, либо обретающих ту или иную форму своего «глобального бытия».

Если раньше глобальные научные революции виделись как выстраивающиеся одна за другой в темпоральном измерении, то в настоящее время «новая глобальная революция в науке» совмещается и взаимодействует с рядом других научно-революционных трансформаций – в области информации, экологии, космических и астрономических исследований и т.д. Со второй половины прошлого века и начала нынешнего «революционные трансформации» в науке не прекращаются, но происходят в условиях «мультиреволюционного взрыва». К уже упомянутой глобальной революции в науке добавляется космическая революция, информационная революция, экологическая революция, темпоральная революция (процесс футуризации науки) и ряд других, которые создают научную основу становления будущей сферы разума – ноосферы, идею которой в нашей стране предложил и развил В.И. Вернадский, вкладывая в это понятие глобально-биосферное содержание.

 

1. © Урсул А.Д., 2018

2. Абылгазиев И.И., Габдуллин Р.Р., Ильин И.В., Иванов А.В., Яшков И.А. Глобальные социоприродные процессы и системы. М., 2011.

3. Вернадский В.И. О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии. М., 1900.

4. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 52.

5. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 301–303.

6. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. М., 2013; Урсул А.Д. Мыслитель глобальной эпохи (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) // Философская мысль. 2013. № 9.

7. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 304.

8. Там же. С. 32–185.

9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. С. 240.

10. Там же. С. 104.

11. Там же. С. 115.

12. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 122-129.

13. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. С. 115.

14. Там же. С. 145.

15. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. С. 301–303.

16. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. С. 9.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 141, 158, 205.

18. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. С. 45.

19. Тем же. С. 80.

20. Ilyin I.V., Ursul A.D. Nooglobalism and Nooglobalistics // 3G: Globalistics, Global Studies, Globalization Studies: Scientific Digest / Ed. by I.I. Abylgaziev, I.V. Ilyin. M., 2012; Чумаков А.Н. Ноосфера В.И. Вернадского: Философскпе и естественно-научное содержание / Вестник Московского университета. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 1. С. 27–36; Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Ноосферогенез как глобальный процесс (Концепция нооглобалистики) // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014а. № 1-2. С. 33-50; Урсул А.Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез. М., 2015.

21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. С. 28.

22. Ильин И.В., Урсул А.Д. В.И. Вернадский -– основоположник  глобальных исследований // Вестник Московского университета. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 1. С.3-24.

23. 3G: Globalistics, Global Studies, Globalization Studies: Scientific Digest / Ed. by I.I. Abylgaziev, I.V. Ilyin. M., 2012.

24. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е перераб. и доп. изд. М., 2017.

25. Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. 2012. № 7. С. 4.

26. Ильин И.В., Шестова Т.Л.  Глобалистика и глобальные исследования // Вестник Московского университета. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2015. №1/2. С. 68.

27. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. М., 2013; Ilyin I.V., Ursul A.D., Ursul T.A. Global Studies. Textbook. Saarbrücken, 2016.

28. Там же.

29. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 34.

30. Там же. С. 54–55.

31. Там же. С. 205.

32. Там же. С. 206.

33. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. М., 2013.

34. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. С. 241.

35. Там же. С. 146–147.

36. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. Саарбрюкен. 2014б.