Проблема воспитания молодого поколения России в научном творчестве профессора И. М. Ильинского

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПРОФЕССОРА И. М. ИЛЬИНСКОГО [1]

К. К. КОЛИН

Воспитание молодого поколения как глобальная проблема современности

Одной из наиболее острых и стратегически важных проблем современности является проблема образования и воспитания молодого поколения в условиях стремительно изменяющегося мира. В последние годы эта проблема выдвигается на первый план, главным образом, в результате воздействия следующих основных факторов развития общества:

  1. Демографический фактор. По оценкам специалистов, весь мир сейчас переживает период смены поколений. При этом на смену поколению «шестидесятников», т.е. людей, достигших наиболее активного возраста в период 60-х годов минувшего века, приходит новое «поколение 90-х», представители которого в ближайшие десятилетия займут ключевые посты в политике, системе государственного управления, а также во многих других важных сферах социальной активности общества. От того, какими личными качествами будут обладать эти люди, зависит очень многое, практически все.
  2. Фактор глобального развития. Этот фактор связан с нарастанием комплекса глобальных проблем развития современного общества, многие из которых становятся глобальными угрозами дальнейшему безопасному развитию человечества. Ведь именно молодому поколению придется решать эти проблемы, масштабы и значимость которых являются беспрецедентными в истории человечества. И для того, чтобы решить эти проблемы, новому поколению потребуются не только знания и умения, но и высокие моральные качества.
  3. Геополитический фактор. Он связан с обострением геополитического противоборства между странами Востока и Запада, которое обусловлено борьбой не только за природные ресурсы, но во все большей степени – за человеческие ресурсы. При этом главными ценностями становятся интеллект и творческие способности человека.
  4. Информационный фактор. Он связан с проблемами становления глобального информационного общества, которое стремительно формируется и кардинальным образом изменяет среду обитания человека, его традиционные представления о качестве жизни, пространстве и времени, материальных и культурных ценностях. Молодое поколение оказалось наиболее чувствительным к этим изменениям. Мало того, оно само в значительной степени содействует их проявлению, так как является активным участником процессов развития информатизации общества.

В контексте этой проблемы хотелось бы обратить внимание читателей на новое Собрание сочинений ректора Московского гуманитарного университета, доктора философских наук, профессора И.М. Ильинского, издание которого приурочено к его 80-летию [2].

Игорь Михайлович Ильинский – известный российский ученый, педагог и общественный деятель, работы которого в области философии образования и социологии воспитания молодежи хорошо знают как российские, так и зарубежные специалисты [3]. Поэтому издание пятитомного собрания его сочинений, приуроченное к юбилею этого крупного ученого, безусловно, является важным событием в научной и образовательной жизни российского общества.

Это издание вышло в свет в переломный период мировой истории, когда происходят кардинальные перемены в геополитике, экономике и культуре, во всей гуманитарной сфере общества. Мы видим, что в последние годы окружающий мир стремительно изменяется. Он становится более сложным, динамичным, непредсказуемым и опасным. Таких масштабных, глубоких  и социально значимых перемен еще не знала история цивилизации. И в этих условиях на первый план объективно выдвигается новая глобальная проблема современности – проблема человека в изменяющемся мире.

На необходимость изучения этой проблемы впервые указал известный футуролог Элвин Тоффлер в своей статье, опубликованной в 1965 г. в журнале «Horizon» [4]. В этой работе он квалифицировал данную проблему как одну из важнейших гуманитарных проблем наступающего XXI века. А затем в своей известной монографии «Шок будущего» [5] более детально рассмотрел содержание этой проблемы и обосновал утверждение о ее стратегической значимости для будущего развития цивилизации.

Сегодня мы видим, что этот прогноз оказался верным, и эта проблема начинает привлекать к себе внимание не только ученых, но и руководителей отдельных стран мира. Так, например, Президент Казахстана в одном из своих выступлений сформулировал 10 глобальных вызовов для своей страны в XXI веке. При этом на первое место он поставил проблему «ускорения социального времени», которая, с его точки зрения, сегодня становится определяющей и требует существенных перемен в сознании человека.

Однако применительно к области образования и воспитания молодого поколения России и других стран проблема человека в изменяющемся мире ранее комплексно не рассматривалась. Поэтому очень важно, что в работах профессора И.М. Ильинского она получила достаточно целостное освещение. За последние 15 лет им опубликован целый ряд монографий и статей в научно-образовательных журналах, избранные фрагменты которых и составили содержание указанного выше Собрания сочинений этого автора.

Современное философское осмысление проблемы образования и воспитания молодого поколения России

Основной задачей, которая поставлена в первом томе Собрания сочинений И.М. Ильинского, является комплексное философское осмысление проблемы философии образования и социологии воспитания молодого поколения России в стремительно изменяющееся мире. Эта задача рассматривается автором последовательно, на основе глубокого анализа происходящих в мире и в нашей стране событий, а также проблем формирования нового мировоззрения, национальной идеологии, моральных и этических аспектов развития российского общества.

С этой целью для первого тома Собрания сочинений автором были отобраны 19 работ, опубликованных в период 2000-2014 гг. Они распределены по следующим трем основным разделам данной монографии:

  1. Смыслы происходящего.
  2. Новое понимание мира.
  3. Философия и социология воспитания.

Приведенная выше структура изложения материала позволила И.М. Ильинскому провести комплексный философский анализ проблемы воспитания молодого поколения России. Результаты этого анализа, безусловно, представляют интерес для ученых, педагогов, общественных и государственных деятелей не только нашей страны, но и многих других стран мира.

Особого внимания заслуживают работы И.М. Ильинского, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 годов[6]. Эти работы представлены в 4-м томе Собрания его сочинений. О событиях этого периода мировой истории автор знает не понаслышке, так как его отец погиб на фронте, а сам он пережил блокаду Ленинграда. Поэтому в статьях и монографиях, посвященных этому историческому периоду, представлены не только результаты его глубокого научного анализа, но также и личные впечатления автора, его воспоминания о реальных событиях этого драматического периода в жизни нашего народа [7].

 На конкретных примерах этих событий он наглядно и убедительно показывает те лучшие качества русской души, которые всегда проявляются в России в годы суровых испытаний. Это и самоотверженный труд гражданского населения на благо Родины, и героизм ратного подвига юношей и девушек, и взаимная помощь, и великодушное милосердие наших воинов к побежденному противнику.

Все эти качества особенно необходимы нашей молодежи сегодня, когда Россия вновь подвергается суровым испытаниям и может рассчитывать только на себя. Именно поэтому работы И.М. Ильинского исключительно актуальны и заслуживают самого серьезного внимания и изучения.

Основные тенденции мирового развития и гуманитарные последствия современной социально-экономической стратегии России

Современные проблемы образования и воспитания молодого поколения России рассматриваются в работах И.М. Ильинского с учетом тех основных тенденций мирового развития, которые наблюдаются в последние десятилетия. Ведь Россия является частью глобального мира, поэтому без учета этих тенденций понять смыслы и причины происходящих событий невозможно. А это крайне необходимо для того, чтобы определить стратегию будущего развития России и других стран.

В первом томе Сочинений И.М. Ильинского на конкретных примерах показано, что принятая в 1991 г. либеральная капиталистическая модель социально-экономического развития России оказалась ошибочной. Она привела к тяжелейшим последствиям, как в экономической, так и в гуманитарной сфере. И причины этого не только в том, что данная модель противоречит культурному коду российской нации, но и в том, что сама капиталистическая модель себя исчерпала и не может дать адекватных ответов на новые глобальные вызовы XXI века, связанные с необходимостью решения проблем устойчивого развития цивилизации. Мало того, эта модель разрушает самого человека, деформирует его систему базовых ценностей, приводит к утрате цели и смысла жизни.

В монографии отмечается, что «смертельный диагноз» капитализму был поставлен мировым сообществом еще в 1992 г. на Международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро. Именно тогда впервые было заявлено, что человечество должно встать на принципиально иной путь развития, основанный на иной системе духовно-нравственных ценностей. Однако мы видим, что до сих пор эта стратегия практически не осуществляется ни в России, ни и в других странах.

В обществе по-прежнему доминирует потребительская ориентация общественного сознания, которая является губительной и для природной среды, и для самого человека. Именно это не позволяет предотвратить уже приближающуюся глобальную экологическую катастрофу, что практически не оставляет молодому поколению надежд на лучшее будущее [8].

В неспособности современных международных институтов обеспечить консолидацию мирового сообщества в решении проблем устойчивого развития автор настоящих строк смог убедиться лично, будучи участником IV Международного научного конгресса «Глобалистика-2015: глобальное управление и дипломатия в нестабильном мире» (Москва, 25-30 октября 2015 года).

На этом Конгрессе подробно рассматривалась новая стратегия ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Ее анализ показал, что эта Стратегия является половинчатой, и поэтому поставленные в ней глобальные цели устойчивого развития не смогут быть достигнуты без решения гуманитарных проблем, прежде всего, в сфере культуры и духовно-нравственных ценностей [9]. Тем более что этому препятствует нарастающая геополитическая нестабильность, источником которой является агрессивная геополитика США, которые всеми силами пытаются сохранить свою позицию мирового жандарма и гегемона [10].

Глобализация по-американски и ее последствия для мировой культуры

В своих исследованиях профессор И.М. Ильинский значительное внимание уделяет анализу роли США в мировой геополитике и ее воздействию на российское общество, в том числе – на молодое поколение. Во вводной статье к своей известной монографии «Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг.», которая была издана еще в 2006 г. [11], он убедительно показывает, что именно эта политика и стратегия и являются главными причинами той ситуации «управляемого хаоса», которую мы сегодня наблюдаем во многих странах и регионах мира.

В первом томе Собрания сочинений И.М. Ильинского показано, что «глобализация по-американски» представляет собой не только экономическую, но также и культурную экспансию, которая разрушает  традиционные национальные культуры многих стран и народов мира, калечит души миллионов людей, навязывая им свою систему мировоззрения и духовных ценностей. Попытки отдельных стран противостоять этой экспансии решительно подавляются, причем не только экономическими методами, но также и с применением военной силы.

Практическому осуществлению этой политики США в последние годы во многом способствуют достижения научно-технологической революции в области информационных коммуникаций. Для информационного зомбирования населения США и других стран мира сегодня широко используются средства глобального телевидения и социальные компьютерные сети, в которых для этого работают десятки тысяч специально подготовленных американских кибер-специалистов [12].

О масштабах этой работы свидетельствует тот факт, что только в одной из наиболее распространенных социальных сетей «Фейсбук» сегодня работает целая бригада кибер-специалистов США. Они выступают в качестве модераторов организуемых в этой сети дискуссий по актуальным проблемам общества, которые интересуют молодых людей, и таким образом воздействуют на их сознание и подсознание [13].

Результаты этого воздействия являются особенно опасными для молодого поколения России и других стран мира [14]. Ведь именно молодые люди сегодня составляют подавляющее большинство абонентов социальных сетей Интернета практически во всех странах. Опасность этого воздействия уже осознается в России не только учеными и педагогами, но и на государственном уровне. В частности, это нашло отражение в новом тексте Стратегии национальной безопасности РФ [15], в новой Военной доктрине России, принятой в конце 2014 г., а также в проекте новой Доктрины информационной безопасности РФ, который должен быть принят в 2016 г.

Воспитание молодого поколения – приоритетная стратегическая задача для национальной безопасности России

Задачу воспитания молодого поколения профессор И.М. Ильинский считает приоритетной в стратегии дальнейшего развития и обеспечения национальной безопасности России. Эту свою позицию в первом томе Собрания сочинений он аргументирует следующим образом:

«Если говорить о «ближнем плане», о переломе в лучшую сторону нынешней ситуации, то объектом общественного внимания является, прежде всего, молодежь. Относясь к молодежи как скрытому, еще не проявившему себя ресурсу, мы должны понимать существо проблемы молодежи, которая присутствует в российском обществе в ряду с другими проблемами, но имеет приоритет перед ними с точки зрения именно стратегии развития».

И далее: «Молодежь переживает глубокий кризис ценностей, остро нуждается в новой социальной философии и идеологии, которая бы объяснила ей смысл происходящих перемен. Пока же молодежь, все более отчуждаясь от общества, пытается приспособиться к текущей ситуации главным образом материально, но не духовно.

Первейшая задача – положить конец духовному и нравственному кризису, охватившему, прежде всего, молодежь. Материальное в ее сознании выше всякой меры возвысилось над духовным, и отсюда исходит главная угроза всему, в том числе и самому материальному. Динамическое общество не может обойтись без одухотворения своих целей, замыслов, стремлений. Скрытые возможности молодежи должны быть направлены на благо общества, на служение новому общественному идеалу. Идея добровольного служения России должна войти в национальное сознание молодежи в качестве его высшего элемента.

На данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, приходится говорить о служении самоотверженном. Нынешняя молодежь в абсолютном большинстве не готова к этому, но ее надо воспитывать в этом духе, понимая, что в принципе дети и молодежь не прогрессивны, не консервативны по своей природе. Изначально они – только потенция, готовая к любому повороту событий.

Молодежь внесет в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию – систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств – заложит в нее общество. Образование (обучение и воспитание) – вот главное направление в преодолении духовного, а в конечном счете, и экономического кризиса России».

С этой аргументацией трудно не согласиться.                                          

Заключение

Анализ стратегических проблем развития современного общества показывает, что проблема воспитания нового поколения является в их числе одной из наиболее важных. Сегодня это, пожалуй, самая острая и критически значимая проблема, от решения которой зависит будущее, как нашей страны, так и многих других стран мира.

В последние годы стало понятным, что решение этой проблемы будет особенно сложным, так как в мире есть мощные силы, которые этому препятствуют. Сегодня идет настоящая информационная война за умы и души людей нового поколения. В этой войне используются последние достижения психологической, информационной и военной науки и техники. Создана, щедро финансируется и эффективно работает целая система информационного воздействия на сознание и подсознание людей, в которой работают десятки тысяч журналистов, психологов и кибер-специалистов.

И результаты деятельности этой системы налицо. Уже выросло целое поколение «активных потребителей», многие из которых не знают истории своей страны, ее традиций, культуры, научных и технических достижений и плохо владеют устной и письменной речью. Мало того, это поколение утрачивает чувство патриотизма и ответственности за судьбу страны, что в тексте Доктрины информационной безопасности Российской Федерации отмечено в качестве прямой угрозы для национальной безопасности [16].

Как можно в таких условиях организовать решение проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения России? Понятно, что основную роль здесь должны играть система образования и воспитания, с одной стороны, и культурная среда общества, – с другой. Но ведь решение задачи воспитания человека в современной доктрине российского образования не предусмотрено, и поэтому на практике оно не осуществляется. Да и сама система образования уже многие годы находится в глубоком кризисе [17].

Остается сфера культуры. Но и здесь проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения России давно уже не является приоритетной. И ожидать существенных перемен в этом плане в ближайшие годы практически не приходится. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать из анализа содержания новой стратегии государственной культурной политики России, текст которой утвержден в феврале 2016 г. Председателем правительства РФ [18]. Содержание этого документа ничего, кроме чувства глубокого разочарования, не вызывает, хотя его формирование осуществлялось более двух лет на фоне острой общественной дискуссии о целях и задачах государственной культурной политики России в современных условиях развития мирового сообщества, а концептуальные основы этой политики были утверждены Президентом РФ еще в декабре 2014 г. [19].

Вполне естественно, что возникает вопрос о том, как теперь быть с решением проблемы воспитания российской молодежи. Нам представляется, что есть лишь один путь – привлечь к ней внимание общественности. Поэтому в контексте данной проблемы новое издание собрания научных трудов профессора И.М. Ильинского является очень важным и своевременным. И очень хорошо, что отобранные им публикации разных лет логически структурированы и изданы в виде отдельного Собрания сочинений.

Этот труд может стать хорошей научной основой для решения задачи формирования комплексной системы образования и воспитания молодого поколения граждан России. Мы убеждены, что он будет полезен педагогам, общественным и государственным деятелям, как в России, так и в других странах.

1. © Колин К.К., 2016

2. Ильинский И.М. Собрание сочинений. В пяти томах. М.: Терра, 2016.

3. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 694 с.;   Ильинский И.М. Прошлое в Настоящем. М.: Изд-во МосГУ, 2011. 840 с.

4. Тоффлер Э. Шок будущего // Horizon, 1965.

5. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М.: Изд-во АСТ, 2002. 557 с.

6. Ильинский И.М. Великая Победа. М.: Изд-во МосГУ, 2005. 76 с.; Ильинский И.М. Великая Отечественная: Правда против мифов. М.: Изд-во МосГУ, 2015. 320 с.

7. Ильинский И.М. Живу и помню. М.: Изд-во МосГУ, 2014. 232 с.

8. Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2014.    № 1. С. 6-30.

9. Колин К.К. Половинчатая стратегия: критический анализ новых глобальных целей ООН в области устойчивого развития // Партнерство цивилизаций. 2016. № 1-2. С. 33-41.

10. Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 236 с.

11. Ильинский И.М. Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. М.: Изд-во МосГУ, 2006. 504 с.

12. Роговский Е.А. Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции. М.: Изд-во Международные отношения, 2014. 848 с.

13. Овчинский В.С. Стратегия кибербезопасности США // Стратегические приоритеты. 2015. № 4(8). С.15-32.

14. Колин К.К. «Холодная война» против России и новые приоритеты национальной и глобальной безопасности / Труды Шестнадцатой Международной научной конференции «Цивилизация знаний: российские реалии» (Москва, 24-25 апреля 2015 г.). М.: РосНОУ, 2015. С. 25-34.

15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Стратегические приоритеты. 2016. № 1(9). С. 140-159.

16. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

17. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. Гум.-соц. Ак., 2002. 592 с.

18. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р.

19. Основы государственной культурной политики Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808. См. также журнал «Стратегические приоритеты». 2015. № 1(5). С.147-158.