С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ [1]
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе [2].
Государственные документы о значении культуры
В декабре 2014 года произошло много знаменательных событий, из которых выделим три: Президент РФ В.В. Путин утвердил новую редакцию Военной доктрины Российской Федерации [3] (26 декабря 2014 г.) и Основы государственной культурной политики [4] , а Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал Распоряжение о присуждении правительственных премий в области культуры [5] . Все три документа объединяет тема национальной безопасности.
В обновленный текст Военной доктрины в качестве новых угроз добавлено ин- формационное воздействие на население, имеющее целью «подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества», а также «провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти» (§13 в, г). В связи с этим предлагается повысить эффективность «военно-патриотического воспитания граждан» (§§21 е; 38 т).
В давно привычном для всех словосочетании «военно-патриотический» акцент должен делаться не на первом, а на втором слове, потому что без любви к Родине и жертвенной готовности трудиться и бороться ради ее свободы, независимости и процветания «военное» теряет силу и смысл. Заметим, что названные выше новые угрозы не так уж и новы. Просто раньше они назывались иначе: «психологическая война», понимаемая как «работа по разложению войск и населения противника» или «психологическое воздействие на войска противника и население с целью их деморализации и склонения к прекращению сопротивления». Такая информационная война часто ведется против вероятного противника независимо от наличия военного конфликта с ним. И опять, хотя «население» стоит на втором месте после «войск», в стратегическом плане оно важнее, потому что личный состав войск набирается из «населения», а никакой фронт без прочного тыла долго не продержится.
На сохранение и приумножение «исторических, духовных и патриотических традиций» в России, укрепление единства российской нации нацелен второй из упомянутых документов – Основы государственной культурной политики. В самом начале там говорится: «Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и призвана обеспечить приоритетное культурное развитие как основу «государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны». И чуть ниже: «На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости…» (курсив автора – В.Н.).
При этом документ прямо говорит, что вследствие недооценки роли культуры в России возникла угроза гуманитарного кризиса. Среди наиболее опасных его проявлений названы: «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров»; «деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России» (Раздел II). Естественным следствием таких процессов являются, на наш взгляд, искажения в национально-культурной (гражданской) идентичности, низкий уровень патриотизма населения, особенно молодежи. Поэтому среди целей государственной культурной политики называются: «укрепление гражданской идентичности», сохранение и использование исторического и культурного наследия для воспитания граждан, передача подрастающим поколениям «традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» (Раздел IV).
К сожалению, из проекта «Основ…» в принятый документ почему-то не вошла важная и ясная формулировка стратегической задачи по воспитанию «ответственной личности… искренне разделяющей ценности любви к Отечеству и служения ему» (Раздел III.5) [6] . Зато теперь во Введении документа подчеркнута особая роль Православия «в формировании системы ценностей России».
Говорится в Основах и о необходимости «принятия мер по возрождению интереса к чтению», указывается на необходимость расширения доступности для граждан «произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы» (Раздел VI). Ведь именно великая русская литература формирует нравственные идеалы, передает новым поколениям духовный опыт народа. Литература воспитывает, а кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее. Поэтому будущее нашего народа, в определенном смысле, в руках детских писателей и деятелей культуры, работающих для юношества (в первую очередь работников кинематографа как самого массового вида искусств). Сегодняшние дети – это завтрашние защитники нашего Отечества и труженики тыла; те, кому предстоит в скором будущем строить нашу экономику, обеспечивать конкурентоспособность страны, развивать культуру, науку, служить в Вооруженных силах, работать на заводах и в научно-исследовательских организациях.
Именно на будущее нацелена и вновь формируемая государственная культурная политика, в Основах которой говорится: «Достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15–20 лет, в течение которых сформируется новое поколение. Первые ощутимые результаты… могут быть получены в течение ближайших пяти лет». Результатом реализации государственной культурной политики должно стать «увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на Родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей» (Раздел VIII).
Однако как нашим детям усвоить исторический и духовный опыт своего народа на книгах и фильмах о Гарри Поттере, «Властелинах колец» и прочих заморских кудесниках-чернокнижниках? Что может противопоставить Россия этим мощным иностранным бизнес-проектам, которые повсеместно распространяются как агенты влияния космополитической «глобалистской культуры»?
На этот вопрос отчасти отвечает третий из указанных выше документов, в котором названы имена 25 лауреатов, получивших премию Правительства РФ в области культуры. Среди них можно назвать, пожалуй, лишь четверых, непосредственно работающих с детской и подростковой аудиторией: это продюсер А.И. Боярский с коллегами (за создание анимационного сериала для детей); Л.И. Иванова и И.В. Миляев (за создание альбома «Пьесы для детей Московского детского музыкального театра “Экспромт”»); руководители детского фольклорного хореографического коллектива «Ридада» (Карачаево-Черкесская Республика) А.В. Тания и В.К. Тания (за создание концертной программы «Разноцветная планета») и писатель С.С. Сухинов (за литературную трилогию для юношества «Клад и Крест»).
Заметим, что в 2014 г. за успехи в области литературы данной премией награждены семь писателей, и только один из них – детский.
Детская литература в постсоветской России
Можно встретить прямо противоположные мнения о состоянии современной детской литературы в России. Одни эксперты пишут, что она находится в состоянии упадка и в художественном и нравственном смысле значительно уступает литературе дореволюционного и советского периодов. Говорят о коммерциализации детской литературы, породившей засилье нетрадиционных для отечественной литературы жанров: фэнтези, «ужастики», любовные романы для девочек, детские детективы, страшилки и т.п., которые нередко пишутся по зарубежным образцам. Специалисты свидетельствуют: «В условиях реформирования книгоиздательской системы России в 90-е гг. ХХ в. негативные процессы выявились в сфере литературно-художественного издания для подростков. В 2 раза сократилось количество названий выпускаемых книг; беспрецедентным (в 16 раз) оказался спад общего тиража, в результате чего был нарушен необходимый баланс обеспечения книгами юных читателей… Дефицит изданий книг о сверстниках и сказок составляет соответственно по 150%, фантастики и историко-художественных – по 200%, приключенческих – 250% при том, что детских детективов издано в два, а «страшилок» – в 2,5 раза больше по сравнению с их реальной востребованностью у под- ростков» [7] .
Разнообразие жанров сочетается с этической сомнительностью подобного рода «литературы». Коммерциализация издательского процесса приводит к появлению произведений-однодневок. Постсоветскую детскую литературу обвиняют в абсурдности сюжетов, использовании запретных тем, в цинизме и сомнительной «положительности» героев, использовании жаргона и т.п. Все это не только не развивает у подрастающего поколения художественный вкус, но и искажает главную цель детской литературы – воспитание системы ценностей с устойчивыми понятиями добра и зла, красоты и нравственных норм.
Другие эксперты с восторгом пишут о детских сериях по истории России, исторических романах, переложениях житий святых, православных и литературных сказках и другой душеполезной литературе. Однако несомненно одно: сейчас трудно найти хорошую книгу для подростков в жанре реалистической прозы, в которой без занудной назидательности в острой приключенческой форме рассказывалось бы о жизни современной России с ее изменившейся социальной реальностью, новыми и вечными проблемами каждого человека, приходящего в наш мир – одновременно прекрасный и лежащий «во зле». Специалист по детской литературе Л.У. Звонарева считает: «Современный ребенок осваивает духовное пространство в условиях напряженной идеологической борьбы различных систем ценностей, и важно, на наш взгляд, не втягивая его в эту борьбу, деликатно и осторожно научить самостоятельно ориентироваться в сложном современном мире».
Не каждый современный подросток захочет читать серьезные книги по истории России (те же детские энциклопедии и словари), тем более по истории Церкви. Далеко не все современные дети увлекутся житиями святых, живших в давние времена, да и вообще станут читать что-то «церковное», имея об этом весьма смутное представление. Ведь кругом столько соблазнов: увлекательные компьютерные игры, 3D-кинематограф, видео с его остросюжетными боевиками, драками, приключениями…
Увлечь подростка узнаванием собственной Родины, большой и малой, ненавязчиво «погрузить» его в историю своего народа, заставить переживать вместе с литературными героями их победы и поражения как свои, обретать с ними истинные жизненные ценности и смыслы, почувствовать свою неразрывную связь с собственным народом, его историей, верой, культурой, и тем самым помочь ребенку обрести национальную и культурную идентичность – задача не из легких. К счастью, здесь есть удачи. К ним, несомненно, относится трилогия лауреата Правительственной премии за 2014 год Сергея Стефановича Сухинова «Клад и крест».
Как воспитать любовь к Отечеству?
Еще в 2008 году православное издательство «Сибирская благозвонница» выпустило в свет повесть Сергея Сухинова «Клад и крест». Эта повесть стала центральной и дала название трилогии. Автор дописал ее начало (повесть «Вожак и его друзья») и завершение («Утраченная реликвия»). Светское издательство «Печатные традиции» издало эту трилогию в книжной серии для подростков «Твой 21 век».
В повести «Вожак и его друзья» трое закадычных друзей из обычных русских семей – Антон, Родик и Тема – вдруг сталкиваются с детьми, которые в результате социальных катаклизмов, постигших Россию на рубеже веков, оказались буквально на улице – лишенными родителей и своего дома. Друзья узнают о жизни своеобразной коммуны беспризорников, живущих в заброшенном пионерском лагере недалеко от Москвы, их неравной борьбе с бандитами, «положившими глаз» на эту заброшенную землю и выживающими несчастных детей с их наставником из этого подобия дома. Герои повести вступают в эту борьбу на стороне правды и справедливости.
Автор не скрывает от своих юных читателей горьких примет нашего времени: социальное расслоение общества на миллионеров в роскошных коттеджных поселках, простых тружеников, живущих в скромных «хрущовках» (к которым принадлежат семьи главных героев повести) и обездоленных, не имеющих ни жилища, ни средств к существованию. Не боится он показать и социальные пороки: криминал, продажных представителей силовых структур и местных властей. Однако замечательная сторона повести состоит в том, что ее нельзя отнести к жанру «чернухи», где все плохо и беспросветно. Автор понимает, что детской душе нужен свет, надежда и победа добра над злом.
Да, в мире есть зло, но с ним можно и нужно бороться. И зло можно победить, потому что кроме злых, жадных, жестоких людей в мире есть и хорошие: честные милиционеры и даже добрые миллионеры, которые имеют нравственные мотивы от своих миллионов помочь бездомным детям. Юный читатель вместе с героями повести выбирает, на чьей он стороне, кем он хочет быть в этой жизни, за что драться, рискуя своей жизнью. И это дорогого стоит в наше время нравственных компромиссов и преклонения перед мамоной. Вместе с героями повести читатель узнает цену настоящей дружбе и еще детской чистой любви. Узнает он и о еще более высоком, чистом и значительном в этой жизни.
К этому самому важному и значительному автор подводит читателя очень осторожно, словно боясь спугнуть излишней прямолинейностью. Герои повести, обычные русские подростки, как и многие их сверстники, «крещеные, но не просвещенные», а потому далекие от веры и Церкви, в первой повести трилогии узнают только самые азы веры своих далеких предков – Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (о которых кратко говорится в произведении) и других подвижников и благоверных князей земли Русской. Антон, Родик и Тема первый раз сознательно переступают порог православного храма, толком не зная даже, как креститься и как там себя вести. Они впервые знакомятся со священником в надежде найти совет и поддержку в своем желании помочь бездомным детям, с которыми они подружились.
Повесть заканчивается на мажорной ноте, но не заканчивается история самих героев. Они взрослеют от книги к книге, и судьба ведет их по дороге, полной приключений, опасностей, радостного узнавания жизни, собственной Родины и самих себя.
Невозможно стать патриотом – отечестволюбом, если не знаешь истории своей страны. Ведь нельзя любить то, чего не знаешь.
С чего надо начинать это узнавание? С чего вообще начинается Родина? Для автора очевидно, что она начинается с семьи, своего дома, двора, улицы, поселка, города… Узнавание и пробуждение любви к малой родине – верный залог интереса и любви к своей великой Родине, той, что раскинулась от Балтийского моря до Тихого океана…
Из этого исходит Сергей Сухинов. И поэтому с такой любовью и пристрастностью описывает он в повести «Клад и крест» историю малой Родины своих героев – подмосковного поселка Петрово и его окрестностей. Именно здесь разворачиваются все увлекательные приключения Антона, Родика и Темы. Именно с древней историей этих мест связана легенда о золотом кладе, который увлеченно ищут подростки.
Боярин Прозоровский, князья Голицыны, тайное подземелье, подземный ход, сокровища, спрятанные бежавшим в эмиграцию князем, карта под кладбищенским крестом на могиле управляющего барским имением, поиски клада подростками, ставшими неожиданно для себя опасными конкурентами для бандитов, увлекательная детективная интрига… Весь этот антураж умело создан автором не ради приключений самих по себе – лишь бы развлечь ребенка, а для того, чтобы без занудства поставить перед ним серьезные жизненные вопросы и вместе с героями повести найти на них верные ответы. Отличаются ли принципиально мечты юных друзей о кладе и получении с его помощью жизненных благ от корыстных планов криминалитета? Кому принадлежат спрятанные сокровища? Как по совести распорядиться деньгами, полученными за дорогую находку?
Опасная погоня за сокровищами (детски-романтическая форма служения мамоне) подводит одного из героев повести (Антона) к границе между жизнью и смертью. На этой границе ему приоткрывается другой – запредельный мир, и в буквальном смысле другой свет – тот, который богословы называют «нетварным», божественным. Разговор автора с читателем о вере и смысле жизни становится глубинным, приобретает черты откровения, а не простых рассуждений об обычаях и религиозных обрядах, как в первой повести, хотя и там писатель нашел сильные слова для того, чтобы донести до читателя важнейшие истины христианства.
Все пережитое Антоном, его друзьями и их родителями приводит героев к неожиданному решению о том, как распорядиться премией за найденный клад, о чем читатель узнает в конце повести. Сами же ее герои, подойдя к эпилогу, набираются жизненного и духовного опыта, взрослеют и, можно сказать, даже мудреют.
Поэтому в третьей части («Утраченная реликвия») перед ними ставится уже почти взрослая задача – найти для восстанавливаемой Успенской церкви села Петровского утраченную в годы лихолетий храмовую святыню – чтимый список XVII века знаменитой Тихвинской иконы Божьей Матери.
Знакомясь с обстоятельствами жизни отца Серафима, последнего настоятеля сельской церкви, подростки буквально с головой погружаются в трагическую историю своей малой и большой Родины. Перед их взором живой предстает революционная борьба с «опиумом для народа»: изъятие церковных ценностей, аресты и ссылки священнослужителей, разрушение православного храма в их родном поселке, тайные богослужения в катакомбах, военные будни на фронтах Великой Отечественной войны с ее малоизвестными и полулегендарными событиями, загадочное исчезновение и поиск древней иконы в Германии, Америке, России… Все это автор мастерски переплетает с жизнью своих юных героев. Не забывает он и о детской тяге к необычному, сказочному, чудесному. В третьей части трилогии завершаются несколько сюжетных линий, начатых в первых двух, о которых в краткой статье можно лишь упомянуть. Тут и умные животные «индиго», и судьба бывших беспризорников, переселившихся в интернат и вышедших оттуда в сложную современную жизнь, и темные «делишки» их давних врагов – банды Козыря, и любовная линия Антона и дочери банкира Оксаны, и многое другое.
Есть в этой повести и глава, названная автором «Самый главный разговор», – это диалог подростков между собой о трудных страницах истории нашей Родины. Как относиться к дореволюционному и советскому периоду истории нашей страны, к «белым» и «красным», к сталинским репрессиям, гонениям на Церковь? Как выглядит история России в сравнении с реальной (не приукрашенной) историей «цивилизованных» стран (Западной Европы, США, Японии), реальными и мнимыми достижениями которых так часто попрекают «варварскую» Россию ее недруги как за рубежом, так и, к сожалению, в ней самой? В каком-то смысле здесь автор смог предугадать и упредить поставленную Президентом В.В. Путиным задачу создания единого учебника истории и примирения нашего народа с собственным прошлым. Ибо, как писал русский философ И.А. Ильин, «презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию» [8].
Повесть завершается другим, не менее важным разговором о выборе жизненного пути повзрослевшими главными героями трилогии – Антоном, Родиком, Темой, Оксаной. Приоткрою тайну лишь об одном из них: Родик решил в будущем поступать в духовную семинарию, а почему, читатель узнает сам, как и многое другое, что осталось за рамками этой статьи.
В целом трилогия отличается занимательным сюжетом, взвешенностью частей, продуманностью сюжетных линий, детективностью, интригой, познавательностью, мастерством в описании не только брутальных сцен (драк, борьбы), но и душевных чувств героев: детской по возрасту, но взрослой по характеру мужской дружбы, чистой юношеской любви. Поэтому трилогия, несомненно, будет интересна не только мальчикам, но и девочкам-подросткам и даже их родителям.
Ценность трилогии «Клад и крест» – в том, что она обращена в первую очередь к обычным школьникам, плохо знающим историю своей страны, далеким от веры и Церкви… Однако вместе с героями трилогии они могут стать другими: научиться дружить, любить, защищать близких, верить, находить свой путь в жизни… Узнать, что богатство само по себе не ограждает от трагедий – болезни и смерти близких, а наоборот, даже притягивает их, что кроме денег, развлечений и комфорта в жизни есть другие ценности и цели. Юный читатель увидит, говоря словами апостола Павла, «путь еще превосходнейший», ибо каждый из нас призывается ревновать «о дарах больших» (1Кор. 12:31).
Название трилогии «Клад и крест» Сухинов предлагает понимать символически: подлинным кладом является богатейшая история России, а крест – это символ Православия, веры наших предков и нас самих, если мы хотим остаться в мировой истории как самобытный народ и сохранить свою землю русской не только по названию, но и по сути.
«Юная душа – перепутье, на котором сражаются предки, желающие ожить в своем потомке, и кто бы ни победил в схватке, пусть его голос сегодня заглушил все остальные, было бы безумьем обращаться с ним так, словно он навеки останется хозяином положения», – писал нобелевский лауреат Франсуа Мориак. Названные книги Сухинова помогают современным подросткам выбрать сторону правды и справедливости в этой сложной борьбе.
Стоит добавить, что, кроме несомненных художественных достоинств своей работы, за которые С. Сухиновым было получено звание лауреата премии Правительства РФ, трилогия «Клад и крест» обладает и другими свидетельствами своей добротности. Так, первая часть трилогии, повесть «Вожак и его друзья», в 2008 году стала лауреатом Открытого конкурса Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, а все три повести рекомендованы к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.
Есть у этого издания и один серьезный недостаток – мизерный тираж в 3000 экземпляров, что ничтожно мало для 20 млн детей нашей страны.
Проблемы детского книгоиздания и кинематографа
В Основах государственной культурной политики ставятся задачи создания «условий для развития книгоиздания и книжной торговли», поддержки «социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли», сохранения и модернизации деятельности «библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению» (Раздел VI). Однако способы решения этих задач в данном документе не указаны.
В современной России проблема малых тиражей детской литературы и чрезмерная дороговизна книг для детей вследствие тотальной коммерциализации издательского дела пока еще не решена. И наличие в стране библиотек тоже не очень-то помогает делу (к тому же их реальное число сокращается). Думается, что если власть осознает стратегическую важность воспитания подрастающего поколения своих граждан, то она должна, не полагаясь на рынок, который якобы «сам все отрегулирует», в ближайшее время возродить государственные детские издательства (Детгиз), которые станут издавать доступные, добрые и нужные книги для детей миллионными тиражами.
Надо также учитывать и современные реалии, а это широкая и повсеместная визуализация информации. Последнее означает, что кроме возрождения Детгиза, государство должно возродить и детское кино – настоящее кино про детей и для детей, которое будет воспитывать, а не растлевать (как телесериал «Школа» и т.п.), и при этом создаст положительную альтернативу зарубежным фильмам для детей. Трилогия «Клад и крест», несомненно, заслуживает экранизации – как в формате кинофильма, так и телесериала. Ведь добрых, поучительных и патриотичных фильмов для детей у нас тоже очень мало. О необходимости государственной поддержки отечественной кинематографии и создания фильмов, адресованных дет- ской аудитории, также говорится в Основах государственной культурной политики (Раздел VI).
Как показывает зарубежный опыт, престижные литературные премии за детские книги для многих родителей и педагогов являются своеобразными маяками, которые указывают путь к серьезной детской литературе, помогают среди «моря книг» выбрать действительно наилучшее. Хочется верить, что присуждение правительственной премии трилогии «Клад и крест» послужит верным ориентиром не только для читателей, но и для издателей, руководителей кинокомпаний и театров (ведь хороших спектаклей для детей у нас тоже немного).
Будем ждать, что решение указанных проблем в области искусства для детей (в первую очередь литературы, кинематографа, видеопродукции) будет предложено в Стратегии государственной культурной политики, которая должна быть создана в скором времени вслед за утверждением ее «Основ» в конце прошлого года.
«Мир управляется из детской»
Несколько слов надо сказать об исключительной важности именно детского возраста для воспитания патриота, ответственного гражданина своей страны и во- обще для формирования национальной ментальности. Ментальность народа, как говорится в «Основах» (Раздел III), – это совокупность его «интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок». Ментальность принадлежит к базовому слою культурного сознания и передается от поколения к поколению в соответствии с генетически закрепленной в человеке программой выделения из культуры устойчивых, закономерных оснований. Следуя этой программе, психика человека выделяет из культурного пространства базовые нормы, устойчивые ценности, способы понимания и алгоритмы поведения, которые являются универсальными для данной культуры. Происходит это в возрастном диапазоне между двумя и восемнадцатью годами на досознательном уровне так же, как человек в раннем возрасте осваивает родной язык. Возрастная психология и педагогика учат, что наиболее важный временной период для воспитания – это возраст до 10–12 лет. Затем эффективность воспитания резко падает.
К сожалению, в современной России государство основное внимание уделяет вовсе не детям, а молодежи (формально это граждане от 14 до 30–35 лет). Объясняется это тем, что молодежь (от 18 лет и старше) входит в электорат на выборах в федеральные и местные органы власти; составляет основу Вооруженных сил; именно из нее рекрутируется контингент для «цветных революций» и экстремистских группировок; она является демографической базой для межэтнических и межрелигиозных столкновений и социальных протестов, о которых упоминается в новой Военной доктрине.
Однако власти не следует забывать, что все мы родом из детства, и молодежь – в первую очередь. «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, – писал Ильин, – определяется в его детстве, и притом самим этим детством». Семья является первичным лоном человеческой культуры. «Здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?)… Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец… Не прав ли немецкий богослов Толук, который утверждал, что «мир управляется из детской…»? «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее». Все будущие подвиги и преступления каждого «следующего поколения» закладываются в детстве [9]. (Посмотрите, каких ярых «юных бандеровцев» за два десятилетия сумели вырастить на Украине!).
Поэтому власть должна проявить мудрость: глубже вникнув в «молодежные проблемы», осознать, что детству и детям необходимо на государственном уровне уделять гораздо больше внимания, сил и средств, чем это делается сейчас. От этого зависит – ни много ни мало – национальная безопасность страны. И особое внимание следует направить на детскую литературу, не только ее доступность и количество, но и качество. «Ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее, – писал Ильин. – По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного» [10]. Объявление 2015 года Годом литературы и присуждение премии Правительства РФ детскому писателю С.С. Сухинову дает надежду на изменение государственной политики в отношении детской литературы и произведений искусства для детей и юношества. Потому что Родина начинается с детства, и не только с картинки в букваре, но и с тех первых стихов, сказок и рассказов, которые мы слышим от матери и читаем сами, «с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять» [11].
1 © Немыченков В.И., 2015
2. Матусовский М. «С чего начинается Родина?». Песня из кинофильма «Щит и меч».
3. URL: http://news.kremlin.ru/acts/47334.
4. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808. URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 2565-р. URL: http://www.rg.ru/2014/12/22/premia-dok.html
6. Основы государственной культурной политики. Проект // Российская газета. 2014. 16 мая. URL: http://www.rg.ru/2014/05/15/osnovi-dok.html.
7. Суняйкина Т.В. Репертуар художественной книги для подростков на рубеже ХХ-ХХI вв.: процессы формирования и освоения. Автореф. дис… канд. пед. наук. – Краснодар, 2005.
8. Ильин И.А. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. URL: http://www.orthomama.ru/cat33text152.htm
9. Ильин И.А. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. URL: http://www.orthomama.ru/cat33text152.htm
10. Ильин И.А. Предисловие. О чтении // Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Мюнхен, 1958.
11. Матусовский М. «С чего начинается Родина?» (песня из кинофильма «Щит и меч»).