Забота о биосфере как важная составляющая культуры

Сегодня в российском обществе идет активное обсуждение проекта «Основ государственной культурной политики» Российской Федерации и проекта федерального Закона о культуре. Широкая общественная дискуссия о содержании документов такого значения, где речь идет о новом понимании мира, новой роли культуры, соответствующей реалиям XXI века, необходима. В ходе обсуждения выявятся какие-то недоработки, неясные формулировки, непонятные контексты. Совместными усилиями специалистов в области культуры, законодателей, рядовых граждан закон будет улучшаться, наполняться более емким и точным содержанием.

В новом законе должна быть особо подчеркнута мировоззренческая роль культуры. На фоне углубляющихся глобальных проблем, грядущего глобального экологического кризиса роль культуры, как системы идей, ценностей, норм, усиливается. Поскольку культура – это искусственная среда, размещенная в естественной среде – биосфере, проблемы взаимодействия, симбиотического сосуществования природы и человека становятся одними из важных. Между тем в разработанных документах мы не встречаем ни слова о такой функции культуры, как спасение среды обитания человека и той искусственной среды, которая, собственно, и называется культурой.

В документах, представленных на обсуждение, сущностное содержание культуры сужается. Например, определение культуры, данное в проекте закона, объясняет культуру как «совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве».

В содержании закона культура сводится лишь к искусству, языку, литературе. Безусловно, развитие этих областей культуры архиважно. Все вопросы их функционирования и развития должны быть тщательно проработаны в законе, но то, что отсутствует в нем такая область культурной деятельности, как забота о биосфере, удивляет. От способа взаимодействия человека с окружающей средой, понимания места и роли человека в биосфере, от состояния экологической этики зависит сегодня будущее человечества. По мнению отечественного философа И.К. Лисеева, «культура на определенном этапе своего развития породила глобальные проблемы, и к культуре же мы ныне обращаемся в надежде решить эти проблемы».

Негативное воздействие на природу началось не в ХХ веке, эти явления наблюдались уже в древности. Вся человеческая культура построена на приспособлении к природе и преобразовании ее. Соответственно, развитие человеческого общества и культуры сопровождалось нанесением вреда биосфере. Например, древние люди практиковали выжигание травы для загона животных, а это было причиной периодических крупных пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. «Экологический эффект этих пожаров приводил к смене растительности; в результате на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат». Естественные экосистемы нарушались в результате развития подсечно-огневого земледелия, что было характерно для древнеславянских племен. Результат – заболачивание или опустынивание земель, сокращение площадей для обитания определенных видов животных. С момента возникновения на Земле первых цивилизаций, первых городов и формирования техносферы это воздействие усилилось.

Отечественный этнолог и географ Л.Н. Гумилев отмечал, что «хищническое обращение человека с природой может иметь место при всех формациях и, следовательно, вряд ли может рассматриваться как результат особенностей социального прогресса. При всех формациях человек деформирует природу». Однако то, что произошло в течение ХХ века, не идет в сравнение с изменениями в окружающей среде на протяжении десятков тысячелетий. Ранее биосфера имела возможность восстанавливаться, порождать новые ландшафты, создавать и расширять популяции растений и животных. Сегодня такой возможности нет.

Острые экологические проблемы ХХ века – следствие развития техногенной западной цивилизации, которая имеет антропоцентрическую направленность. Человек – венец творения, он создан по образу и подобию божьему, окружающий мир функционирует для него, он может безраздельно пользоваться дарованным ему миром, богатствами природы, покорять и переделывать природу.

Результаты этого «покорения» в России выглядят таким образом: «В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности».

Эксперты по экологии составили рейтинг самых загрязненных российских городов. Первое место в нем уверенно продолжает сохранять Норильск – объем выбросов в атмосферу у него 1959,5 тыс. тонн. Второе место у Москвы – 995,4 тыс.тонн. На третьем месте Санкт-Петербург – 488 тыс. тонн.

«В результате загрязнения окружающей среды формируются существенные потери здоровья населения страны в виде дополнительных случаев смерти и заболеваний, а также сокращения ожидаемой продолжительности жизни. В целом груз болезней населения в России оценивается в размере 18,9% ВВП, при этом на долю экологических факторов приходится одна треть общего бремени болезней населения в возрасте 0-19 лет и порядка 20-25% болезней всего населения».

Экологические проблемы России взаимосвязаны с глобальными мировыми проблемами окружающей среды, причем список этих проблем расширяется, а содержание усложняется. Сейчас уже общепризнано, что причина всех экологических бед антропологическая – уничтожение изначальной естественной связи человека с биосферой, выбор им техногенных ориентиров и ценностей, т.е. ценностей инноваций и прогресса, установок на преобразование, переделывание природы. «Исследования показывают, что причины многих глобальных угроз и проблем современности имеют гуманитарный характер и обусловлены главным образом деградацией науки, системы образования, культуры и духовно-нравственным вырождением самого человека, который перестает понимать суть происходящего и утрачивает инстинкт самосохранения». Единственным спасением человечества от угрозы исчезновения может стать гуманитарная революция, считает отечественный исследователь К.К. Колин: «Она должна быть направлена в первую очередь на изменение подсознания, а затем и сознания человека, которые и определяют всю его стратегию жизнедеятельности».

О необходимости смены цивилизационного вектора, направления развития культуры, ее ценностной составляющей, кардинального изменения сознания человека и в первую очередь его экологизации пишут и говорят сегодня передовые ученые, представляющие разные сферы науки. Сошлемся на слова известных российских ученых.

«В настоящее время социально-экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться, приближаясь к критическому и даже кризисно-катастрофическому уровню. Такое положение дел требует отказа от старой модели цивилизационного развития и предполагает формирование новой стратегии развития человечества, которое должно стать рационально управляемым в планетарном масштабе», – пишет Урсул А.Д., академик АН Молдавии, крупный ученый в области методологии естественных, технических и философских наук, социальной информатики и кибернетики.
«Симбиоз с биосферой необходим и возможен только при развитии человека, изменении его философских и морально-этических взглядов в пользу сотрудничества с биосферой как системой, намного превосходящей человеческую цивилизацию», – настаивает академик РААСН Ильичев В.А., крупный ученый в области механики грунтов, фундаментостроения и строительной механики.

«… формирование постиндустриальной цивилизации должно быть связано не только с технологической революцией, но и духовной реформацией, критикой и пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры (ее отношения к природе, культа силы как основы преобразующей деятельности, идеалов потребительского общества, основанного на росте вещно-энергетического потребления и др.)», – заключает видный философ, академик РАН В.С. Степин. Ученые говорят о смене модели цивилизации, но смена – процесс долгий, охватывающий период не одной человеческой жизни. Что же нужно делать сегодня, чтобы остановить процесс дальнейшей деградации биосферы, культуры и человека?

Академик РААСН В.А. Ильичев предложил комплексную программу обеспечения симбиотического и взаимовыгодного для обеих сторон взаимодействия биосферы и человека. Разработанная им схема предоставляет реальные возможности для формирования новой цивилизации с принципиально иным отношением к биосфере. Важное место в его схеме занимают предложения духовного порядка: обращение к позитивному опыту традиционных культур, восстановление и сохранение ценностей природы, Земли. «Необходимо поддерживать традиции этноса, особенно в отношении уважения и сохранения природы, привлекать к управлению [городом] советы старейшин». В то же время В.А. Ильичев предлагает новую доктрину градоустройства, принципиально новые экономические модели развития городов и инновационные технологии, превращающие патологии в ресурс развития. Опираясь на изученные теоретические и практические источники, попробуем выделить некоторые направления деятельности для определения стратегических приоритетов в области культуры (в части взаимодействия человека и общества с биосферой) (см. табл.).

Направления деятельности и неотложные мероприятия в области
взаимодействия человека и общества с биосферой

стр 31

1. Законодательное закрепление ценности природы и обязанности гражданина государства беречь ее. Жесткий контроль исполнения законов

Уже наши предки обращали внимание на процессы, происходящие в биосфере, предпринимали природоохранные мероприятия и издавали законы, регламентирующие природопользование и наказывающие разрушительную деятельность человека. Например, идея единства человека и природы была отражена в религиозно-этическом и правовом памятнике Древней Индии – Законах Ману (II в. до н. э. – II в. н. э.). Законы предупреждают: разрушение природы ведет к физической и нравственной гибели человечества.

Нанесение ущерба живой природе, если он был связан с нарушением чужих владельческих прав (незаконная охота, порубка деревьев и др.), наказывалось достаточно сурово по Судебнику Хаммурапи в Древнем Вавилоне (ХVШ в. до н. э.).

Если первые законы были связаны в основном с защитой прав собственности, а не боязнью истребить природу, то с переходом к индустриальному обществу и выявившимися явно проблемами в окружающей среде появились специальные статьи о наказании за загрязнение окружающей среды. Так, Закон о содовых заводах, принятый в Англии в 1863 г., предусмотрел создание «содовой инспекции», в функции которой входили установление норм допустимого загрязнения окружающей среды и контроль деятельности промышленных предприятий.

В ХХ веке стали формироваться специальные законодательства об охране окружающей среды. К ним можно отнести английский закон 1911 г. о предотвращении загрязнения рек, бельгийский закон 1911 г. о сохранении ландшафта, французский закон 1917 г. о режиме эксплуатации «вредных, неудобных и антигигиенических предприятий» и др.

Однако до середины ХХ века вопрос об экологических правах индивида не поднимался. Системное исследование глобальных проблем и расчеты, сделанные к концу 60-х гг. о степени загрязнения окружающей среды (в частности, 1-й доклад Римскому клубу «Пределы роста»), предупредили о возможности необратимых последствий для биосферы и человечества, если не начать принимать срочные меры, в том числе и законодательного характера.

На Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде, проходившей в 1972 году, экологические права и отношения «общество-природа» были поставлены в ряд первостепенных. С тех пор принято много регламентов, деклараций, конвенций, закрепляющих экологические права. В Конституции РФ (ст. 42) зафиксировано, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, принесенного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Начиная с 1993 года в 53 законах РФ затрагиваются проблемы окружающей среды. В 2002 году принят Закон об охране окружающей среды, а Федеральный закон от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утвердил поправки и дополнения к нему. Закон об охране окружающей среды носит комплексный характер, в нем регулируются вопросы технического и социально-гуманитарного характера. Первоочередное внимание уделяется человеку – созданию для него комфортной среды жизнедеятельности, обозначаются все те сферы, в которых человек соприкасается с природой и осознанно или неосознанно наносит ей вред.

Как известно, мы принимаем хорошие и правильные законы, но они у нас плохо выполняются. В системе ценностей российского народа в силу объективных причин ценность права не занимает центрального места. Не занимает приоритетного места оно и у государства, являющегося гарантом реализации законов. Об обеспечении экологических прав граждан в России сегодня говорить преждевременно. Нарушают экологические законы государство в целом и его структуры, должностные лица, отдельные чиновники и бизнесмены. Преступления т.н. «белых воротничков»: загрязнение окружающей среды вследствие нежелания руководителей предприятий, бизнесменов тратить деньги на дорогостоящее оборудование для очистки отходов производства, невероятная коррупция на самых высоких уровнях в данной сфере, производство и продажа некачественных лекарств или подделок, распространение дорогостоящих и бесполезных БАДов и другие. Смело можем утверждать, что в России есть организованная преступность, в которую вовлечено и государство. Выше мы уже указывали на то, что состояние окружающей среды зависит от способа отношения к ней. Способ отношения к миру определяет направления деятельности людей, а это уже сущностная характеристика культуры. «Способ, каким осуществляется производство и обмен деятельностью между индивидами, составляет сущность культуры. С практической точки зрения культуру можно рассматривать как духовную «оснастку», которой располагает каждый действующий индивид». Следовательно, культура – не только развитие народных промыслов, оснащение музеев, охрана архитектурных памятников или другие очень важные и нужные мероприятия, а заданность смысла всей деятельности людей. Поэтому закон о культуре должен быть пронизан смыслом, ради которого сегодня должен действовать человек, – сохранение биосферы для потомков, для будущего человечества, сохранение самой культуры. В перспективе уже в других законах, в том числе – в законах города, необходимо законодательно и нормативно закрепить гуманитарный баланс биотехнеосферы, рассчитанный для региона, и поэтапный переход к этому балансу.

2. Формирование экологической культуры. Экологическое образование и экологическое просвещение

Можно привести множество примеров отсутствия элементарных знаний, несоблюдения простейших правил, даже безотносительно к ситуации экологического кризиса, хищнического поведения по отношению к окружающей природной среде. Экологическое невежество, отсутствие потребности задуматься о последствиях своего поведения, безудержная гонка за «вещами», желание потреблять все больше и больше – характерны для всех слоев населения. В осеннем семестре 2013 года группа студентов Московского государственного строительного университета провела социологический опрос своих однокурсников. Студенты с охотой отвечали на вопросы, однако их предложения по охране окружающей среды свелись лишь к сортировке мусора в разные бачки и к образованию большего числа рекреационных зон в Москве. Активных знаний и серьезной озабоченности экологическим состоянием Москвы у студентов-градостроителей (первокурсников) не обнаружено. Будущее участие в экологических мероприятиях лишь декларируется, что установлено по косвенным вопросам. Вероятно, возникнут трудности с экологическим образованием и объемом знаний градостроителей, в профессиональной деятельности которых будут присутствовать экологические аспекты. Предусмотренная в учебном плане специальная дисциплина «Градостроительная экология и климатология» будет преподаваться лишь на 5-м курсе в объеме 72 аудиторных часов и 72 часов, отведенных на самостоятельную работу.

Цель экологического образования – становление экологической культуры личности, которая выражается не только в теоретических знаниях, но и в активной экоцентрической жизненной позиции. Личность должна отчетливо осознавать последствия предпринимаемых ею действий и обладать чувством ответственности перед современниками и потомками. Отличительная черта экологического образования – его гуманитарный, нравственный контекст.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» указывается, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов… устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования» (ст. 71). Между тем, «если говорить о состоянии развития экологического образования в России, то складывается впечатление, что современный низкий уровень организации экологического образования в стране, не отвечающий ни в коей мере остроте экологических проблем, не является следствием отсутствия или недостаточности законодательной базы. Скорее всего, это отсутствие государственной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения на федеральном уровне», – считает А.А. Черкашин, член ВЭС Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Несмотря на принимаемые меры по законодательному и нормативно-правовому обеспечению процесса экологического образования, эффективное непрерывное экологическое образование в России отсутствует, а имеющееся не соответствует современным требованиям. Продолжающееся реформирование высшей школы сопровождается сокращением количества предметов, унификацией учебных курсов в рамках учебного направления, в это число попадают учебные предметы социальногуманитарного цикла и экологические дисциплины. Социальная экология как учебная дисциплина почти полностью вытеснена из учебных планов вузов.

Экологическое просвещение, распространение знаний о закономерностях развития биосферы, оперативной информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов также закреплено в Законе об охране окружающей среды. Просвещение возможно языками СМИ, художественной культуры и литературы. Особая роль принадлежит глобальной сети – Интернету. В проекте Закона о культуре задачи и функции данных каналов, механизм функционирования разработаны достаточно подробно, однако работа с экологической тематикой специально не выделена.

Еще одна составляющая культуры, связанная с использованием природных ресурсов, – потребности человека, их характер и структура, способы удовлетворения. Общество потребления, возникшее в середине ХХ века в западных странах, по выражению французского социолога Ж. Бодрийяра, делает бессмысленным само понятие «потребности человека», навязывая людям ложное (излишнее и бессмысленное) потребление. Иначе говоря, потребности человека производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют, а товары производятся для того, чтобы быть быстро уничтоженными. В этом заключается парадокс общества потребления начала ХХI века. По мнению Ж. Бодрийяра, «всякое производство и расход за пределами жесткого выживания могут быть оценены как расточительство».

В структуру экологического образования и просвещения обязательно должны быть включены показ безнравственности и опасности т.н. «модели престижного потребления», пропаганда воздержания, иллюстрации с помощью примеров из культурных практик различных народов.

Есть интересные предложения о формировании рациональных потребностей у В.А. Ильичева, о футуризации потребностей и интересов, выходящих за пределы краткосрочного «рыночного» горизонта, – у А.Д. Урсула, но в данной статье мы их не будем рассматривать. Проблема потребностей человека, их структуры, закономерностей роста и расширения настолько сложна и неоднозначна, что требует дополнительного и серьезного анализа.

3. Подготовка высококачественных специалистов-экологов

В вышеуказанном законе также присутствует статья «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 73, гл. ХII), обязывающая руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Специальное экологическое образование в высшей школе в России возникло примерно 30 лет тому назад, но до настоящего времени ощущается нехватка качественных специалистов. Разнообразие и глубина экологических проблем начала ХХI века предъявляют новые серьезные требования к подготовке специалистовэкологов в высших учебных заведениях страны. Требуется поворот от изучения только «технологичных» аспектов экологии к формированию умения решать комплексные задачи, возникающие уже на стыке разных областей биосферы. Эколог должен выполнять диагностическую функцию – разрешать не только явные проблемы и лечить запущенные болезни биосферы, а уметь прогнозировать ход событий, предсказывать с помощью применения комплексных знаний негативные тенденции в окружающей среде.

Наряду с подготовкой экологов широкого профиля нужно вести подготовку экологов узкой специализации: экологов-градостроителей, экологов-мелиораторов, экологов-агрономов для работы в конкретных организациях: строительных, архитектурно-проектных, медицинских, образовательных, аграрных и иных, умеющих вести экологический контроль, экологическую экспертизу, осуществлять экологический менеджмент, экологическое проектирование, работы и услуги природоохранного назначения, непосредственно выполнять функции по обеспечению экологической безопасности.

4. Развитие экологических наук, экологических технологий, экощадящей техники

Ученые все больше расширяют свои знания в таких областях, как изменение климата, потребление ресурсов, демографические процессы, степень антропогенной нагрузки на природу и др. Достигается лучшее понимание проблем Земли, океанов, атмосферы, биогенных и биогеохимических циклов и энергетических потоков. Происходит усиление значения прикладных наук, связанных с экологическими проблемами, и непосредственно экологических наук. Стратегии развития регионов и городов разрабатываются с применением выводов ученых. Разворачивается сотрудничество исследователей разных стран, создаются международные команды, осознается, что экологические проблемы перестали быть национальными, любые из них, поначалу локальные, приобретают глобальный характер.

Достижения наук о Земле очевидны, но остается разобщенность ученых, представляющих разные области науки. Если сегодня как-то возможна интеграция представителей естественных и технических наук, то о взаимопонимании и сотрудничестве «технарей» и «гуманитариев» приходится только мечтать. Небольшое количество ученых, имеющих естественнонаучное или техническое образование, поднимаются до гуманитарного осмысления своей деятельности, видения ее социального смысла, но пока мы наблюдаем параллельное развитие этих сфер науки. Обе стороны не обладают достаточными знаниями, чтобы найти точки соприкосновения и взглянуть на проблему широко. Каждый работает над своей узкой проблематикой, большинство ученых, имеющих техническое образование, продолжает мыслить в технократических категориях, отрицая нужность социально-гуманитарных знаний. Например, известный архитектор В.Л. Глазычев одним из первых стал настаивать на необходимости социологического образования архитекторов и углубления знаний социологов в области теории и практики архитектуры, отметив их недостаток у тех и других. На стыке архитектуры и социологии возникла межотраслевая дисциплина – социология архитектуры (зачинателями стали архитекторы), делающая в России первые шаги.

В Московском государственном строительном университете преподавателями кафедры политологии и социологии (в частности, автором данной статьи) созданы учебные курсы «Социология пространства и архитектуры», «Социологические методы для устойчивого развития города», «Социальные вопросы градостроительной деятельности» для студентов-архитекторов и градостроителей.

«Социологические методы для устойчивого развития города» представляет обширный учебный модуль, разработанный в рамках проекта TEMPUS CENEAST «Реформирование образовательных программ в сфере градостроительства на пространстве восточного соседства». В разработке модулей и их внедрении в образование участвуют представители России, Беларуси, Украины, Литвы и Эстонии.

5. Градоустройство на принципах ценностей биосферной совместимости. «Зеленое» строительство, экоустойчивое архитектурное проектирование. Развитие сети экологических поселений

Вопрос о градоустройстве на принципах биосферной безопасности раскрыт автором данной концепции В.А. Ильичевым в его статье, опубликованной в первом номере журнала «Стратегические приоритеты», поэтому мы не будем его повторять. Акцентируем внимание на экоустойчивом архитектурном проектировании – «зеленом» строительстве, становящемся все более актуальным в России. Актуальным пока на словах, поскольку все участники строительства – инвесторы, архитекторы, застройщики – понимают необходимость учета экологических требований, создания на участках застройки и в возводимых зданиях естественного комфорта, простора, воздуха, но этого не реализуют.

Среди потребителей жилья также появляются определенные требования к экологичности возводимого жилья, но они не осознанны и не категоричны. Для развития экоустойчивой архитектуры нужна востребованность ее в обществе, в бизнесе, во властных структурах, подчеркивает председатель правления НП «Содействие устойчивому развитию архитектуры и строительства – Совет по «зеленому» строительству» А.Д. Ремизов. «Информация занимает важное место в формировании новых взглядов на природу – не как на окружающую среду, где человек находится в центре как хозяин, имеющий права изменять и использовать окружающий мир, сообразуясь лишь с собственными интересами, а как на нашу неотъемлемую часть, где человек как часть природы имеет нравственный долг перед ней, призван оберегать ее».

В российский Совет по «зеленому» строительству (RuGBC) входят девелоперы, строители, производители стройматериалов, архитекторы, инженеры, экологи и просто энтузиасты. Цель деятельности Совета – образование в области экостроительства, разработка национальных стандартов «зеленых» зданий.

В 2009 г. в Москве начала работать английская система сертификации экозданий BREEAM. Однако в английской системе BREEAM и американской системе LEED оцениваются лишь технические составляющие здания. В эти системы оценки не вошли социально-культурные ценности. Становится очевидным, что России нужна свои система «зеленых» стандартов, которая учитывала бы особенности климата, ландшафта, почв, а также ценностный ряд россиян.

По мнению А.Д. Ремизова, целью экоустойчивой архитектуры должно стать создание и поддержание:
– культурных ценностей (самобытности территории, взаимосвязи с контекстом, с историей, создание «чувства места»);
– социальных ценностей (социальной вовлеченности, сплоченности, соседского поведения, уменьшение преступности, повышение гражданского достоинства);
– экономических ценностей (доходности, повышения стоимости недвижимости, возврата капитала);
– потребительских ценностей (удовлетворенности работой, повышения производительности труда, улучшения здоровья, доступности образования, удовлетворенности местоположением);
– ценностей среды (защищенности биоразнообразия, улучшения здоровья, уменьшения отходов и выбросов СО2, наполненности жизни).

Одним из главных принципов архитектурного проектирования и строительства должны стать записанные в Градостроительном кодексе РФ слова: «Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности».

Заключение

Все вышеперечисленные мероприятия должны стать первостепенными и войти в список стратегических приоритетов России. В рамках одной статьи невозможно учесть все стороны развития тех или иных приоритетных направлений культуры. Нам же представляется, что нужно начинать с определения государственной политики в области взаимодействия общества и биосферы и разработки конкретных мероприятий по ее реализации, государственного финансирования данных мероприятий и вклада бизнеса в те или иные стратегически важные начинания. Одним из первостепенных пунктов должно стать развитие человеческого капитала – подготовка высококачественных специалистов со всей совокупностью необходимых знаний, умений, навыков, мастерства в профессии, создание комфортных условий для жизни и работы, укрепления здоровья.Ну а пока большинство россиян вынуждено много и непродуктивно работать, учиться в условиях нескончаемых школьных и вузовских реформ при неуклонном падении качества образования, получать «копеечную» зарплату, трудясь в НИИ и вузах, смотреть бесконечные безнравственные «шоу» и рекламы по телевидению. Люди не могут позволить себе доплачивать за приставку «эко» и соглашаются на покупку вредного для здоровья, но доступного по цене жилья.