Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы

Актуальность проблемы

Проблема кризиса современной культуры становится сегодня центральной в области изучения проблем национальной и глобальной безопасности. Об этом свидетельствуют многочисленные признаки, которые все более заметно стали проявлять себя в последние годы в самых различных сферах жизнедеятельности человека и общества. Это и геополитика, в которой сегодня все более широко и весьма эффективно используются технологии «мягкой силы». И отношение человека к природе, которая уже начала активно реагировать на разрушительную техногенную деятельность людей. И отношения между различными странами и их коалиционными группировками, в которых в угоду корпоративным интересам нарушаются принятые ранее нормы международного права. Наконец, самое главное – это отношения между отдельными людьми, в которых все чаще проявляются агрессивность, жестокость, равнодушие, а лицемерие и лживость становятся почти признанной нормой общественного поведения, в особенности в экономически развитых странах мира.

О кризисе современной культуры сегодня много говорят и пишут не только ученые, но и общественно-политические деятели. Однако только в последние годы проблема культуры начала восприниматься как одна из важных проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности. Поэтому на нее стали обращать внимание также и представители государственной власти. Характерным примером здесь может служить Китай, где с 2006 года проводится новая государственная культурная политика. Ее основными целями являются укрепление национального единства страны на основе возрождения традиционных культурных ценностей, а также создание привлекательного образа Китая в других странах мира.

Совсем другая культурная политика проводится в США и странах Западной Европы4. Сегодня она приняла форму культурной экспансии, которая активно проводится в других странах мира при помощи самых различных средств и методов, включая Интернет, телевидение и другие средства массовой информации. На это выделяются огромные финансовые и людские ресурсы, развернута целая сеть так называемых «неправительственных организаций», которые пропагандируют либеральные ценности, американскую культуру, потребительский образ жизни и соответствующее ему мировоззрение. Достаточно указать, что на финансирование деятельности таких организаций в России в федеральном бюджете США выделено 300 млн долларов.

Некоторые исследователи считают, что сегодня вполне обоснованно можно говорить о существовании «культурной агрессии» стран Запада по отношению к другим странам, когда ареной геополитического противоборства становится именно область культуры5. А основным объектом этого противоборства – проблема культурных ценностей, главным образом, не материального, а духовного плана. Таким образом, проблема культуры в ее современном понимании – это не только актуальная философская и культурологическая проблема, но в первую очередь стратегически важная проблема национальной и глобальной безопасности для многих стран мира, включая Россию, Китай, страны нового Евразийского экономического союза, а также страны БРИКС. От того, как будет решена эта проблема, зависит будущее не только этих стран, но и всего мира. Причем не отдаленное, а самое ближайшее будущее.

Именно с этих позиций в данной работе и предпринята попытка проанализировать структуру и содержание проблемы системного кризиса современной культуры и выявить основные причины ее возникновения. Нам представляется, что это необходимо для более глубокого и целостного представления о сущности этой проблемы.

Основные проявления системного кризиса культуры.

Анализ показывает, что кризис культуры в XXI веке приобрел системный характер и продолжает развиваться. При этом можно выделить его следующие основные проявления:
1. Разрушение ценностных оснований мировой культуры.
2. Доминирование потребительского образа жизни и мировоззрения.
3. Идеологическое противостояние культур Востока и Запада.
4. Эгоцентрическая точка зрения на отношения человека и природы, результатом которой являются разрушительная техногенная деятельность человека, деградация биосферы и нарастание угрозы глобальной экологической катастрофы.
5. Гипертрофированная либерализация отношений между людьми, снижение
нравственных норм и запретов для их социального поведения, деградация понятий «честь», «совесть», «достоинство», «порядочность», «благородство».
6. Деградация семейных ценностей во многих экономически развитых странах Запада, разрушение института семьи, снижение ответственности за судьбу детей, престарелых родителей, ослабление родственных связей.
7. Беспрецедентное снижение ценности человеческой жизни, рост агрессивности и жестокости, насилия над личностью (в семье, армии, корпоративных структурах).
8. Развитие культа материального обогащения и стяжательства, оправдание коррупции, взяточничества и карьеризма, распространение в обществе пьянства,наркомании, проституции, педофилии, однополых браков.
9. Снижение уровня классической культуры и искусства, их роли в общественной жизни, а также в системе образования и воспитания людей. Доминирование массовой культуры низкого качества, ориентированной на маргинальные слои населения.
10. Снижение уровня общей образованности общества и интеллекта личности.
11. Деградация языковой культуры общества, а также лингвистическая агрессия стран Запада по отношению к другим странам мира.

Все эти проявления в своей совокупности и создают в современном обществе ту ситуацию, которую можно квалифицировать как системный кризис культуры. Эта ситуация признается многими исследователями. Однако внутренняя структура кризиса современной культуры заслуживает специального анализа.

Структура проблемы системного кризиса культуры
Общая структура проблемы системного кризиса культуры в XXI веке представлена в табл. 1. При этом выделены следующие направления развития этого кризиса:
• система базовых ценностей мировой культуры;
• культура личности;
• социальная культура;
• экологическая культура;
• информационная культура;
• искусство и творчество;
• политическая культура.

Таблица 1. Структура проблемы развития системного кризиса культуры

(стр. 8-9)

Ограниченный объем статьи не позволяет подробно рассмотреть все компоненты приведенной структуры. Поэтому ниже проводится анализ лишь некоторых из этих компонентов, которые представляются наиболее важными.

Причины кризиса современной культуры и необходимость изменения общественного сознания.

Деформация базовых ценностей мировой культуры

По оценкам многих специалистов, ключевым направлением развития кризиса современной культуры является деформация системы базовых ценностей мировой культуры, которая была сформирована за многие годы развития человеческого общества. Исследования показывают, что в настоящее время эта система в значительной мере разрушена и продолжает разрушаться. Особенно активно этот процесс протекает в XXI веке в условиях глобализации общества, развития либеральной рыночной экономики и новых средств информационного воздействия на сознание людей.

Если сопоставить современную ситуацию в данной области с той, которая была в середине XX века, после окончания Второй мировой войны, то можно увидеть, какие колоссальные потери уже понесла культура человечества. Сегодня существенным образом изменились традиционные представления о содержании таких фундаментальных понятий, как «добро» и «зло», «свобода» и «ответственность». А также представления о цели и смысле жизни человека, о границах моральных и нравственных норм и запретов в поведении людей, их отношении к природе и друг другу.

В свое время известный гуманист Альберт Швейцер дал краткое и весьма емкое определение понятий добра и зла. Он утверждал, что добром следует считать все то, что способствует жизни. А то, что ей препятствует, является злом. Сегодня же представления об этих понятиях совсем другие. Оказывается, что с «благими намерениями» защиты таких общечеловеческих ценностей, как «свобода и демократия», можно бомбить города, уничтожать десятки тысяч мирных жителей, разрушать экономику и инфраструктуру целых стран и безнаказанно убивать лидеров оппозиционных государств, не признающих концепцию однополярного мира. Все это в последние годы мы наблюдаем в событиях, которые происходят в Ираке,Египте, Ливии, Сирии и на Украине. Такова моральная сторона современной геополитики США, в которой благие цели оправдывают бесчеловечные средства.
Ниже приведены некоторые высказывания о состоянии кризиса культуры, сделанные известными учеными и религиозными деятелями.

Так, например, «драматической ситуацией» было названо современное состояние духовной культуры мирового сообщества в Послании Папы Римского Иоанна Павла II по случаю Всемирного дня мира. Это Послание было опубликовано в начале 2005 года, незадолго до смерти понтифика, и поэтому может рассматриваться как его предсмертное обращение к мировой общественности. В Послании отмечается «впечатляющее распространение многообразных социальных и политических проявлений зла, насильственных братоубийственных столкновений», а также возрастание несправедливости, нищеты и социального неравенства в современном обществе. Все эти негативные явления, к сожалению, продолжают нарастать.

Глубокий анализ этих и других проблем современности, а также их взаимосвязи с проблемами национальной и международной безопасности содержится в специальном докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность», который был представлен Генеральному секретарю ООН в декабре 2004 года. Этот доклад был подготовлен специально сформированной ООН Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, в состав которой от Российской Федерации входил академик Е. М. Примаков. Основной вывод доклада состоит в том, что сегодня необходим принципиально новый, существенно более широкий подход к проблемам обеспечения национальной и международной безопасности и в первую очередь осознание комплексного характера этих проблем, их глобальности и взаимосвязанности. В связи с этим основное внимание при формировании новых принципов обеспечения национальной и международной безопасности в XXI веке должно быть уделено именно гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы.

Доклад был рассмотрен на специальной сессии ООН в марте 2005 года, т. е. в тот год, когда отмечалось 60-летие со дня образования ООН. Предполагалось, что он станет концептуальной основой для существенной модернизации структуры и всей дальнейшей деятельности этой важнейшей международной организации. К сожалению, эти планы не были осуществлены в из-за резко отрицательной позиции по отношению к предлагаемой новой концепции деятельности ООН, которую заняли представители США. Однако проблема от этого не исчезла, а продолжает оставаться актуальной и сегодня. Может быть, даже более актуальной, чем это было десять лет назад.

Гуманитарные аспекты национальной и международной безопасности

Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем национальной и международной безопасности сегодня можно объяснить следующими двумя основными причинами. Первая из них состоит в том, что в последние годы все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом национального богатства любой страны. Отсюда следует, что защита его жизненно важных интересов и ценностей должна стать главной задачей системы национальной и международной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась главным образом лишь защита жизненно важных интересов государства.

При этом необходимо напомнить, что уже в самом начале текста Устава ООН говорится, что эта организация создана для того, чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека», а также «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Однако история показала, что на практике эти задачи были постепенно отодвинуты на второй план и заслонены проблемами геополитического характера.

Вторая причина повышенного интереса к гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно в результате деятельности человека и возникают все те основные вызовы и угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности. Иначе говоря, все те беды и несчастья, которые сегодня переживает человечество, в своем подавляющем большинстве являются результатами деятельности самих людей – как наших современников, так и минувших поколений. Даже во многих участившихся сегодня природных катаклизмах ученые видят техногенную первопричину. Ярким свидетельством этого являются последствия глобального изменения климата нашей планеты, которые мы все сегодня наблюдаем и которые, по имеющимся прогнозам, в ближайшие десятилетия будут только усиливаться.

В упомянутом выше Послании Папы Римского указано, что зло никогда не бывает безликим. Оно является результатом свободного выбора конкретных людей, которые и должны нести ответственность за этот выбор перед Богом, другими людьми и своей совестью. Именно поэтому проблемы обеспечения национальной и международной безопасности принципиально не могут быть эффективно решены без решения соответствующих этических проблем в человеческом сообществе, в том числе – проблем справедливого распределения природных благ нашей планеты, а также тех новых благ, которые сегодня порождаются научными знаниями и технологическим прогрессом.

Эти проблемы являются исключительно актуальными и для современной России. От того, как они будут решены, в значительной степени зависит социальная стабильность российского общества, уровень и качество жизни народа, а также национальная безопасность нашей страны.

Таким образом, ключ к решению проблем национальной и международной безопасности сегодня следует искать не в экономике или геополитике, а в гуманитарной сфере общества, в решении проблем нравственности и духовной культуры общества.

Причина глобального кризиса – в сознании людей

В контексте рассматриваемой проблемы нельзя обойти вниманием монографию «Революция сознания: Трансатлантический диалог», которая была издана в 1999 году на английском языке, а в 2004-м переведена на русский. Авторами этой монографии являются известный американский психолог Станислав Гроф, философ Питер Рассел и специалист по системному анализу Эрвин Ласло. Они выдвинули и аргументировали гипотезу о том, что главная причина кризиса современной цивилизации находится в сознании людей и заключается в материалистической ориентации этого сознания.

Эту точку зрения они выражают в указанной монографии следующим образом: «Свойственное нашей культуре материалистическое сознание – это главная причина глобального кризиса. Наша деловая этика, наша политика, даже наш индивидуальный образ жизни – все это лишь симптомы более глубокой проблемы. Вся наша цивилизация нежизнеспособна, и причина этого – в нежизнеспособности нашей ценностной системы, самого нашего сознания, которое определяет наше отношение к миру.

Нас приучили верить, что чем больше у нас вещей, чем больше мы производим, чем больше у нас контроля над природой – тем мы счастливее. Именно это и приводит к тому, что мы так склонны все эксплуатировать, так много потреблять, не заботясь о других частях планеты и даже о других представителях своего собственного вида. Нежизнеспособна сама эта разновидность сознания».

В этой монографии показано, что ориентация сознания людей главным образом на интересы потребления порождает одну из глобальных проблем современности – усиление социального расслоения общества: «Сегодня лишь десять процентов населения мира принадлежит к обеспеченному классу, у представителей которого после приобретения еды, одежды, крыши над головой и других материально необходимых вещей еще остается достаточно денег на различные излишества. Однако эти десять процентов потребляют более трех четвертей всех ресурсов планеты. До массового сознания постепенно доходит факт нежизнеспособности такого порядка вещей. Невозможно обеспечить подобный стиль жизни всему человеческому роду, тем более что численность его постоянно растет».

Еще одна острая проблема современной культуры – сверхпотребление материально обеспеченной части населения. Она вызывает не только социальную напряженность в обществе, но также и духовное опустошение богатых людей. «В определенном смысле сам факт насыщения и пресыщения в сфере базовых материальных потребностей и породил кризис смысла и духовных потребностей в обществе. Долгое время мы находились в плену иллюзий и ложной надежды на то, что рост материальной обеспеченности сам по себе способен основополагающим образом изменить качество жизни, принося нам благополучие, удовлетворение и счастье. Богатство западных индустриальных стран на сегодняшний день невероятно, особенно в определенных слоях общества. Многие семьи наслаждаются подлинным изобилием – большой дом, два набитых едой холодильника, три или четыре машины в гараже, возможность поехать в отпуск в любое место в мире. Но ничего из этого не принесло людям удовлетворения – налицо рост числа эмоциональных расстройств, злоупотребление наркотиками и алкоголем, преступность, терроризм и насилие в семье.

Наблюдается повсеместная утрата смысла, ценностей и перспективы, отчуждение от природы и общая саморазрушительная тенденция. Осознание краха философии мейнстрима ознаменовало в жизни многих людей поворотный пункт. Они начинают интересоваться альтернативой и обретают ее в духовном поиске». Приведенная выше цитата свидетельствует о том, что западная концепция формирования общества потребления потерпела крах, и причины этого уже начинают осознаваться передовыми учеными не только в России и некоторых восточных странах, но также и в странах Запада.

Декларация Всемирного форума духовной культуры

Еще более жесткая обобщенная оценка современной кризисной ситуации в духовной сфере общества содержится в декларации Всемирного форума духовной культуры, который состоялся по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева в 2010 году в г. Астане. Участниками этого форума стали около 1,5 тыс. представителей разных стран мира.

Форум принял итоговую декларацию, в которой сказано: «Человечество испытывает острую необходимость улучшить условия жизни. Глобальные природные катаклизмы и социальные потрясения беспокоят людей всей планеты, заставляя задуматься над происходящим. Помимо воздействия внешних природных факторов, мир сотрясают экономический кризис, геополитические и социальные конфликты. Но наибольшую опасность несет нарушение традиционных устоев, упразднение институтов жизни, имеющих духовно-нравственное содержание». И далее: «Тенденция гуманитарного кризиса нарастает. Экономическая модель мира претерпевает глобальное видоизменение благодаря техническому прогрессу. Цивилизация обретает контуры механического монстра, происходит низведение духовных принципов народов до уровня агрессивного невежества, что ведет к уничтожению человеческой индивидуальности».

Культура и подсознание: великая сила искусства

Весьма оригинальную и интересную научную гипотезу о глубинных причинах кризиса современной культуры развивает сегодня российский композитор В.С. Дашкевич. В своей недавно изданной монографии «Великое культурное одичание: арт-анализ»15 он утверждает, что ключевую роль в поведении человека играет подсознание. А оно, в свою очередь, формируется культурным окружением человека, в котором исключительно важную роль играют зрительные образы, символы, произведения искусства и, конечно же, музыка.

С позиций этой концепции можно, в частности, объяснить онтологию и психологическую природу человеческой агрессивности. По мнению В.С. Дашкевича, она связана с дисбалансом функционирования правого и левого полушарий головного мозга человека, который обусловлен восприятием деструктивных зрительных и музыкальных образов. А за их восприятие, как известно, ответственным является именно правое полушарие. Поэтому тот факт, что классическое искусство повсеместно вытесняется массовой культурой, ориентированной на маргинальные слои населения, а вместо классической музыки в кино, на радио и телевидении мы слышим главным образом низкопробные произведения и «тяжелый рок», во многом объясняет не только тот психологический дискомфорт, который испытывает современное общество, но также и его современную повышенную агрессивность.

Таким образом, согласно этой концепции, формируя вокруг себя агрессивную информационную и культурную среду, человек изменяет не только условия своего обитания, но и себя самого. Ведь его подсознание активно впитывает образы этой среды, а также стереотипы поведения в ней и затем соответствующим образом программирует поведение самого человека на основе базовых смыслов и ценностей окружающей его культурной среды.

Основные факторы, содействующие развитию кризиса культуры

Нам представляется, что среди тех факторов, которые обуславливают развитие кризиса современной культуры, целесообразно различать объективные и субъективные (табл. 2). Хотя в ряде случаев такое различие может оказаться весьма условным. Так, например, к числу объективных факторов можно отнести снижение уровня общей образованности общества, которое наблюдается в последние десятилетия во многих странах мира в связи с быстрым ростом численности их населения.

В особенности это касается стран Африки и некоторых государств Южной и Средней Азии. Ведь только за последние 13 лет население земли увеличилось более чем на 1,2 млрд человек. Причем главным образом за счет тех стран, которые имеют слабо развитую экономику, а также низкий уровень жизни и образования.

При этом хотелось бы отметить, что было бы ошибочным утверждать о существовании прямой зависимости уровня развития культуры от перечисленных выше экономических и социально-демографических факторов. Нам представляется, что эта связь является куда более сложной. Так, например, наиболее сильная деградация культуры происходит в США, а также в экономически развитых странах Западной Европы. Конкретных примеров здесь можно привести много. Это и пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации (так называемые «гей-парады», в которых под охраной полиции участвуют тысячи человек), и законодательство, разрешающее регистрацию однополых браков, и снисходительное отношение к проституции, инцесту и педофилии в скандинавских странах.

Таблица 2. Основные факторы, содействующие развитию системного кризиса культуры

стр. 15

По оценкам специалистов, Западная Европа уже далеко отступила от античных и христианских традиций культуры, не говоря уже о выдающихся достижениях эпохи Возрождения16. Весьма удивительно, но этому в значительной степени способствует и позиция католической церкви. Так, например, совсем недавно гомосексуалистам было разрешено занимать должности священников, а в 2014 году в Великобритании такую возможность получили и женщины.

Таким образом, либеральные ценности для жителей Западной Европы сегодня оказались выше традиционных христианских заповедей.

Кризис информационной культуры

Информационная культура общества также находится сегодня в критической ситуации, которая обусловлена многими причинами. Наиболее важная из них связана с процессом становления глобального информационного общества, которое создает для человека принципиально новые возможности в повседневной жизни и профессиональной деятельности, но требует от него адекватного уровня развития информационной культуры. К сожалению, уровень информационной культуры подавляющего большинства жителей нашей планеты этому требованию не соответствует. Поэтому возникла и продолжает обостряться одна из новых глобальных проблем XXI века – проблема информационного неравенства.

Эта проблема начала обсуждаться учеными еще в начале 90-х годов минувшего века. При этом в США она трактовалась как «цифровое неравенство» (digital divide), т.е. как неравенство в доступе к информационным ресурсам и технологиям. В дальнейшем стало понятно, что эта проблема является более глубокой и имеет в своей основе не инструментально-технологические, а главным образом культурологические аспекты. Причем впервые на эти аспекты было указано российскими учеными. Так, например, автором данной работы еще 20 лет назад была представлена в ЮНЕСКО специальная записка, в которой проблему информационного неравенства между людьми, странами и регионами мира предлагалось рассматривать как одну из глобальных проблем XXI века, которая имеет культурологическую основу.

Действительно, ведь для формирования в обществе информационной культуры, адекватной требованиям глобального информационного общества, недостаточно обеспечить людям доступ к информационным ресурсам, услугам и технологиям. Необходимо также, чтобы они владели языками, на которых эти ресурсы, услуги и технологии представлены, а также имели для этого необходимую мотивацию, которая должна быть сформирована в системе образования.

Лингвистические аспекты кризиса современной культуры

Деструктивные процессы в сфере культуры сегодня проявляют себя также и в лингвистической области. Под натиском глобализации общества исчезают многие этнические языки и наречия, а лингвистическое разнообразие мирового сообщества быстро сокращается18. По имеющимся прогнозам, весьма вероятно, что к концу XXI века из имеющихся в настоящее время 2,5 тыс. различных языков может сохраниться не более 15–20%. Остальные языки станут мертвыми, так как не останется их биологических носителей. Это будет означать утрату значительной части культурного наследия человечества. В том числе исчезнут и весьма важные знания об истории развития цивилизации, способах лечения болезней, будет утерян опыт существования и деятельности людей в различных природных условиях и т.п. Поэтому человечеству следовало бы позаботиться о сохранении наиболее ценных объектов этого культурного наследия (рукописей, книг, словарей и т.п.) на современных электронных носителях информации.

Необходимо отметить, что субъективным фактором сокращения лингвистического разнообразия в настоящее время является лингвистическая агрессия со стороны США, которая проявляется в активном распространении английского языка. Она является одной из форм культурологической агрессии, а ее цель заключается в распространении американской культуры и американских ценностей в других странах мира.

Тот факт, что каждый язык отражает в себе систему ценностей той культуры, которая его сформировала, хорошо известен. Это доказано в результате научных исследований. Причем не только социологическими исследованиями, но и специальными психологическими экспериментами с участием людей, которые свободно владеют несколькими языками, а также способны думать на этих языках. В результате этих экспериментов установлено, что те или иные предпочтения таких людей существенно различаются в зависимости от того, каким языком они в данный момент пользуются.

Вышеизложенное вовсе не означает, что для сохранения своей культурной идентичности не следует изучать иностранные языки. Как раз наоборот, знание иностранного языка содействует более глубокому освоению родного языка, а также развивает мыслительные способности человека. Ведь язык – это не только средство общения с другими людьми, но также и «пространство мысли», важнейший инструмент моделирования реальности в сознании человека.

Тем не менее, изучая иностранный язык, нужно отдавать себе отчет в том, что он несет в себе ценности и элементы мировоззрения чужой культуры, которые проникают в подсознание человека. Это обстоятельство представляется нам очень важным, и оно обязательно должно учитываться в государственной культурной политике каждой страны, включая Россию. Именно по отношению к России культурологическая агрессия со стороны стран Запада осуществляется в последние годы наиболее активно.

Из вышеизложенного следует, что проблема сохранения чистоты русского языка, а также его углубленного изучения всеми, без исключения, гражданами России должна стать одной из важных проблем обеспечения национальной безопасности России. Ведь именно русский язык является основой национальной культуры России, главным носителем тех базовых культурных смыслов и ценностей, которые являются объектом культурной агрессии со стороны стран Запада. В то же время необходимо понимать, что русский язык – это не только объект национальной безопасности, который требует особой защиты со стороны государства и общества. Это также и важный фактор обеспечения национальной безопасности России. Это средство обеспечения национального единства страны и противодействия разрушительным воздействиям на ее культуру в условиях современной информационной войны.

Виртуализация общества как культурологическая проблема

Структура и содержание проблемы виртуализации общества достаточно подробно рассмотрены в ряде публикаций российских ученых22. В них показано, что в условиях становления информационного общества и массового распространения новых средств информатики эта проблема быстро нарастает и принимает характер нового феномена культуры, который имеет глобальный характер, но еще недостаточно изучен. В то же время совершенно ясно, что виртуальное пространство человека и общества стремительно расширяется и занимает все большее место в области культуры.

Исследования показывают, что виртуальное пространство оказывает сильное воздействие на психику человека, в особенности на молодое поколение. Американскими специалистами по возрастной психологии экспериментально установлено, что под воздействием интенсивных потоков информации, которые характерны для информационного общества, изменяется даже нейронная структура мозга у детей младшего возраста. Американские детские врачи утверждают, что детям в возрасте до двух лет вообще не следует смотреть телевизор, а также пользоваться компьютерами и мобильными телефонами.

Таким образом, формируя новую информационную среду своего обитания, человек не только существенным образом изменяет свой образ жизни, но также изменяет и себя самого. И в этом смысле он не только творец, но также и продукт создаваемой им новой культуры.

Понимание этого представляет собой исключительно важную и актуальную философскую и социально-психологическую проблему. Для ее изучения необходимо новое научное мировоззрение, в котором ключевую роль играют информационные компоненты. В связи с этим необходимо указать на развитие российскими учеными нового научного направления в области философии и методологии культуры, которое получило название информационная культурология.

Перспективы преодоления кризиса современной культуры

На китайском языке понятие «кризис» обозначается двумя иероглифами. Один из них означает «опасность», а другой – «возможность». Такое понимание двойственной природы кризиса является принципиально важным. Оно раскрывает глубинную философскую сущность этого явления, его роль в процессе развития природы, общества и человека. Суть эта состоит в том, что кризис – это не только опасность разрушения некоторой существующей системы, но также и возможность рождения новой системы, которая, возможно, будет более совершенной и сможет лучше приспособиться к существованию в изменившихся условиях внешней среды.

С учетом этого что можно сегодня сказать о перспективах преодоления системного кризиса современной культуры? Для оптимистических прогнозов здесь пока нет достаточных оснований. И обусловлено это следующими двумя основными факторами, которые рассматриваются ниже.

Фактор понимания. Известный русский философ и логик А.А. Зиновьев в одной из своих последних монографий дал такой прогноз развитию человечества в XXI веке: «Человечество погибнет от своего непонимания сущности происходящих в мире событий. Будучи занятыми сиюминутными заботами, люди не уделяют необходимого внимания серьезным глобальным проблемам, от решения которых зависит не только их будущее, но и жизнь на нашей планете»26. Поэтому адекватное понимание сущности, причин и возможных последствий дальнейшего развития системного кризиса современной культуры является первым необходимым условием его преодоления. Пока же человечество находится лишь на начальной стадии осмысления этой глобальной проблемы.

Фактор времени. Кризис культуры является очень важной, но все же частью более общей проблемы современности – кризиса развития глобальной цивилизации. Исследования показывают, что в последние годы быстро нарастают и многие другие глобальные вызовы и угрозы. В их числе перенаселение планеты, истощение природных ресурсов, нехватка продовольствия, экологические проблемы, глобальное изменение климата и многие другие. Все эти факторы нарастают и, взаимодействуя между собой, усиливаются. В своей совокупности они образу
ют реальную опасность для дальнейшего существования человека как биологического вида.

Поэтому главный вопрос выживания человечества состоит в том, успеет ли оно осознать эту глобальную опасность и адекватно на нее среагировать. Политическая, экономическая и идеологическая разобщенность современного мирового сообщества не позволяет дать здесь обнадеживающего прогноза. На это указал в своей последней монографии академик Н.Н. Моисеев.

Специфическая особенность проявления фактора времени в условиях кризиса хорошо известна специалистам, которые знакомы с основными положениями теории сложных самоорганизующихся систем – синергетики. Эта особенность состоит в том, что в период кризиса любой сложной системы ее внутренние процессы многократно ускоряются, а некоторые из них приобретают лавинообразный характер. В синергетике этот феномен известен под названием «режимов с обострением».

К сожалению, многие политические деятели законов синергетики не изучали и поэтому этой, весьма коварной, закономерности они просто не знают. А жаль, так как здесь есть и позитивные аспекты. Они заключаются в том, что в период кризиса сложная система в значительной мере теряет свою устойчивость. Она как бы «забывает прошлое» и становится очень чувствительной к внешним информационным воздействиям, даже если они являются весьма слабыми. Именно эти воздействия и определяют ту траекторию, по которой будет идти дальнейшее развитие данной системы после кризиса.

Какой же практический вывод следует из рассмотренной выше закономерности поведения сложной системы в условиях кризиса? Он состоит в том, что для преодоления кризиса современной культуры нужно не только понять его сущностную природу, но и также достаточно быстро действовать в правильном направлении.

Таким образом, энергичные действия необходимы именно сейчас, в период так называемой «бифуркационной фазы» кризиса культуры, когда последующая траектория ее развития еще не выбрана. Иначе будет поздно, так как система вновь приобретет устойчивость, и потребуются колоссальные усилия для изменения ее движения в нужную сторону.

Из вышеизложенного следует, что вторая важнейшая задача по преодолению кризиса культуры, которая должна быть решена в самое ближайшее время, состоит в том, чтобы правильно определить направление дальнейшего развития культуры. Именно эту цель и преследует разработка и обсуждение «Основ государственной культурной политики» России.

Методология преодоления кризиса культуры

Выше было показано, что первопричина кризиса современной культуры находится в сознании и подсознании людей, в той системе духовных ценностей, которой они руководствуются в своей жизни и деятельности. Поэтому ключевая задача преодоления кризиса – это изменение системы духовных ценностей. Причем такое изменение, которое будет стимулировать человека жить в гармонии с природой и другими людьми, осознавая свою особую ответственность за сохранение природы и жизненного пространства будущих поколений.

При всей грандиозности и сложности этой глобальной проблемы, которая сегодня представляется практически неразрешимой, уклоняться от ее решения человек больше не сможет. Ведь у него фактически нет альтернативы. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, но выбор придется делать именно нашему поколению. И с этим вопросом нам, как говорится, «крупно повезло».

Какие же методологические средства решения данной проблемы сегодня уже имеются и представляются наиболее эффективными? Напомним, что нужно в течение достаточно короткого (по историческим меркам) времени изменить сознание многих миллионов людей, в особенности молодого поколения. Нам представляется, что это должны быть такие информационные средства и методы, которые оказывают воздействие прежде всего на подсознание человека, а уже затем – и на его сознание. Примеры некоторых из них приведены ниже.

1. Знаки и символы культурной среды обитания человека. Они во многом определяют содержание его подсознания, что хорошо понимают, например, современные руководители Китая. Ведь не зря же на первом этапе реализации новой государственной культурной политики Китая в качестве основной задачи было провозглашено «исправление имен и символов». Государственный флаг и гимн, форма одежды руководителей и государственных служащих, плакаты, транспаранты и вывески, традиционные культурные ритуалы и церемонии – все это очень важные факторы, которые формируют подсознание граждан той или иной страны. Поэтому им необходимо уделять особое внимание при формировании и реализации государственной культурной политики.
2. Средства и методы массовой информации. Это сегодня самое мощное средство воздействия на сознание и подсознание людей. Тем более что технологии такого воздействия уже достаточно хорошо разработаны и практически апробированы. Наиболее эффективными здесь являются телевидение и социальные компьютерные сети.
3. Массовые средства культуры и искусства. Сюда относятся кино, театры, картинные галереи, музеи и выставки и, конечно же, эстрада, как наиболее популярный вид современного искусства.
4. Художественная литература и поэзия. Они призваны формировать в общественном сознании необходимые образы «героев нашего времени». Писатели и поэты, эти «инженеры человеческих душ», вновь должны быть востребованы и призваны на борьбу с духовным обнищанием современного общества.
5. Средства музыкального искусства и творчества. Роль этих средств в формировании общественного сознания и подсознания человека очень велика и сегодня явно недооценивается. При целенаправленной государственной политике они могут стать весьма эффективным инструментом для решения задач преодоления кризиса культуры. В особенности это относится к классической музыке, музыкальному сопровождению кинофильмов и телевизионных передач, а также к произведениям народного творчества.
6. Рассматривая вопросы методологии преодоления кризиса культуры, необходимо помнить, что свойства культуры не наследуются человеком на генетическом уровне. Они формируются окружающей его культурной средой в процессе социальной адаптации и жизнедеятельности в том или ином обществе. Поэтому в стратегии преодоления кризиса культуры особое внимание должно быть уделено системе образования и воспитания человека, включая вопросы семейного и дошкольного воспитания.
7. В заключение рассматриваемого перечня средств и методов хотелось бы еще раз подчеркнуть стратегическую роль лингвистической и, в более широком плане, – филологической культуры человека и общества. Она предполагает развитие способностей человека думать, говорить и писать на родном языке, а также на тех основных языках мирового сообщества, на которых представлены лучшие образцы мирового культурного наследия, произведения современного искусства и достижения науки и технологий. Одной из актуальных задач здесь является существенно более широкое, чем это имеет место сегодня, развитие русскоязычного культурного, образовательного и научного информационного пространства. В настоящее время это пространство продолжает сокращаться, что представляет собой угрозу не только для российской, но и для мировой культуры.

Некоторые особенности кризиса культуры в России

Вполне естественно, что системный кризис культуры в XXI веке имеет в каждой
стране свою специфику. Это утверждение является справедливым и по отношению к России. Нам представляется, что наиболее важными отличительными особенностями для российской культуры являются следующие:

1. В области философии культуры происходит размывание представлений о содержании самого понятия «культура», а также о ее месте и роли в жизнедеятельности общества, ее задачах и функциях как социального института. Свидетельством этого являются те формулировки, которые содержатся в текстах ряда законов, концепций, стратегий и государственных программ России. В подавляющем большинстве этих документов культура рассматривается лишь как одна из составляющих частей сферы услуг, предназначенная главным образом для удовлетворения культурных потребностей населения.

Еще одной задачей культуры считается сохранение культурного наследия народов России. Однако эта задача считается второстепенной, поэтому ее решение финансируется по остаточному принципу.

Понимание же российской культуры как объекта национальной и международной безопасности и важнейшего фактора обеспечения этой безопасности в настоящее время только формируется. Этот вопрос является предметом дискуссии, которая уже развернулась в России в средствах массовой информации, а также на страницах научных и общественно-политических журналов в связи с формированием «Основ государственной культурной политики». Один из вариантов проекта этого документа опубликован в предыдущем выпуске журнала «Стратегические приоритеты», а ситуация с его подготовкой и обсуждением рассматривается в стастоящем номере.

2. В области государственной культурной политики Россия отличается сегодня тем, что такая политика в нашей стране практически отсутствует, чего нельзя сказать о многих других странах. Эта, казалось бы, парадоксальная ситуация является закономерным результатом той политики либерализации страны, которая последовательно проводилась в России в течение всего периода после распада СССР. Ее следствием является практически полная деидеологизация российского общества, которая стала сегодня одной из угроз для национального суверенитета и национальной безопасности.

Этот факт уже признается высшими руководителями нашей страны и отражен в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В этом документе, в частности, сказано: «Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость».

3. В России до сих пор не сложилось четких представлений о роли русского языка в системе национальной безопасности страны. Даже в проекте «Основ государственной культурной политики» русский язык рассматривается лишь как средство межнационального общения. А его роль как фундаментальной основы российской культуры и важнейшего фактора обеспечения национального единства, суверенитета культуры и национальной безопасности России явно недооценивается.

Нам представляется, что этот факт является отражением той острой идеологической борьбы, которая сегодня имеет место в России и ареной которой является область культуры. Можно уверенно прогнозировать, что в ближайшие годы эта борьбы будет только обостряться, так как на карту поставлено очень многое – культурный суверенитет ядерной державы, являющейся одним из основных геополитических противников США.

Мероприятия по реализации государственной культурной политики России

Проблема формирования и реализации новой государственной политики России представляет собой комплексную многоаспектную и сложную проблему. Поэтому ее решение потребует значительного времени, которое необходимо не только для обсуждения и согласования научно-методологических, организационных, финансовых и кадровых вопросов, но также и для соответствующей ориентации общественного сознания. Нам представляется, что именно эта проблема будет наиболее сложной.

Однако проблема формирования новой государственной культурной политики является для России настолько острой и актуальной, что уже не терпит дальнейшего отлагательства. Предполагается, что разрабатываемые в настоящее время основы этой политики будут утверждены Президентом России В.В. Путиным уже в конце 2014 года и станут тем основополагающим документом, который позволит приступить к ее практической реализации. В связи с этим представляется целесообразным уже сегодня определить те первоочередные мероприятия, которые должны содействовать успешному воплощению этой политики в период 2015–2020 гг. Наши предложения по составу и содержанию этих мероприятий, а также по наиболее важным необходимым условиям их реализации представлены в табл. 3.

В июле 2014 г. эти предложения были представлены в рабочую группу по подготовке «Основ государственной культурной политики», созданную Администрацией Президента Российской Федерации. Мы также планируем обсудить эти предложения на круглом столе в редакции журнала «Стратегические приоритеты».

Таблица 3. Мероприятия по реализации государственной культурной политики России на период 2015–2020 гг.

(стр. 24-26)

Заключение

Проведенный выше анализ показывает, что состояние культуры мирового сообщества в XXI веке следует квалифицировать как системный кризис. Исследования показывают, что именно он является главной причиной многих глобальных проблем современности, которые быстро нарастают и представляют собой реальные угрозы для национальной и глобальной безопасности. Центральной проблемой кризиса является система базовых ценностей мировой культуры, которая сегодня разрушается под натиском процессов глобализации общества и либеральной рыночной экономики, а также массовой культуры, ориентированной на маргинальные слои населения.

Современная культура нацелена не на развитие духовного и творческого потенциала личности, а на формирование человека-потребителя, ориентированного главным образом на удовлетворение своих материальных потребностей. На известный вопрос Эриха Фромма «Иметь или быть?» современное общество решительно отвечает: «Иметь!». Поэтому даже сама сфера культуры рассматривается сегодня в развитых странах с потребительской точки зрения – как сфера услуг, которая предназначена для удовлетворения культурных потребностей человека. При этом сами эти потребности формируются при помощи рекламы, в которой используются новейшие достижения информационных и психологических технологий.

Выше было показано, что кризисные явления в области культуры продолжают нарастать и обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Наиболее существенным из них является культурологическая агрессия со стороны США по отношению к другим странам мира. Это вызывает нарастающее сопротивление со стороны этих стран, которое принимает форму противостояния культур Востока и Запада.

Еще одним важным и опасным фактором сегодня является деградация культуры в экономически развитых странах Запада, которая выражается в виде снижения моральных и нравственных норм социального поведения, оправдания насилия и жестокости, уменьшения ценности человеческой жизни.

Беспрецедентные случаи лицемерия наблюдаются в последние годы и в области политической культуры, когда сплошь и рядом нарушаются нормы международного права и ранее достигнутые договоренности. Все это делает мировое сообщество менее устойчивым, а международное сотрудничество – ненадежным и плохо предсказуемым. В условиях нарастания глобальных проблем это становится серьезной угрозой для дальнейшего развития цивилизации и обеспечения глобальной безопасности.

Ключевой проблемой кризиса современной культуры является эгоцентрическое мировоззрение человека, которое и определяет его отношение к природе, себе самому и другим людям. Такое мировоззрение сегодня доминирует во многих странах. Оно активно поддерживается всеми средствами массовой культуры стран Запада и принудительно навязывается другим странам. Поэтому проблема преодоления кризиса современной культуры является прежде всего проблемой изменения мировоззрения, основанного на материалистически ориентированной системе духовных ценностей.

К сожалению, сегодня эта проблема излишне политизирована. Поэтому существует реальная опасность, что в пылу политических дискуссий ее глубинные сущностные первопричины будут отодвинуты на второй план и поэтому дорогое время будет потеряно зря, а необходимые решения так и не будут своевременно найдены.

Проведенный выше анализ структуры и содержания системного кризиса культуры, а также тех основных причин и факторов, которые его обуславливают, показывает, что эта проблема является исключительно актуальной и комплексной. Она требует дальнейших системных исследований – как на национальном, так и на глобальном уровне. При этом обязательно должны учитываться специфические черты и особенности национальных культур. В настоящее время эта работа в России уже начата. Ее первым этапом может стать обсуждение проекта «Основ государственной культурной политики», а также тех материалов, которые представлены в настоящем номере журнала «Стратегические приоритеты».