Социальная информатика: 25 лет развития российской научной школы

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: 25 ЛЕТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

К. К. КОЛИН

Введение

Социальная информатика является одним из важных и перспективных направлений в науке и образовании, в котором изучаются процессы информационного взаимодействия в обществе в условиях его глобализации и комплексной информатизации. Как научное направление социальная информатика развивается в России уже более 30 лет. В настоящее время – это один из важных разделов информатики, который можно рассматривать как научную базу формирования информационного общества, изучения новых возможностей и проблем человека в условиях становления принципиально новой информационной среды обитания и профессиональной деятельности.

Исследования показывают, что одной из наиболее важных тенденций развития цивилизации в XXI веке является переход от индустриального к постиндустриальному и далее — к информационному обществу, в котором основными объектами и результатами труда для большинства занятого населения будут информационные продукты и услуги. Поэтому существует объективная потребность в систематическом изучении проблем становления информационного общества, а также формирования в этой области научных знаний и распространения их через систему образования. Закономерной реакцией науки на эту потребность стало формирование отдельного направления исследований в области информатики, которое появилось в России в середине 80-х годов XX века и получило название социальной информатики.

  1. Социальная информатика как наука: предмет изучения, задачи и методы

Первой работой, в которой социальная информатика была представлена как самостоятельное научное направление, исследующее закономерности информатизации общества, и  предложен концептуальный подход к определению основных целей и задач этого направления, стала монография А.Д. Урсула «Информатизация общества. Введение в социальную информатику» [1]. До этого термин «социальная информатика» в России также использовался, но только для целей исследования  научной информации [2].

Поэтому основоположником российской научной школы социальной информатики, в  ее современном понимании, является именно А.Д. Урсул. Его философский подход  связал этот раздел информатики с глобальной проблемой информатизации общества, в процессе которой и осуществляется «социализация» теоретических достижений и практических приложений информатики. Им было показано, что процесс информатизации общества должен быть гуманистически ориентированным по самой своей сути. При этом средства информатики и новые информационные технологии должны выступать лишь как инструментальные средства, которые служат человеку для того, чтобы он мог более эффективно овладевать информацией и использовать ее в целях социального прогресса.

В указанной монографии особо отмечена принципиальная важность гуманистической ориентации процесса информатизации общества, который не должен развиваться стихийно, так как он создает для человека и общества не только новые возможности, но и новые угрозы. Именно это и определяет актуальность проведения комплекса научных исследований, направленных на изучение закономерностей процесса информатизации общества и разработки на этой основе научно обоснованных концепций, прогнозов и рекомендаций в области проведения международной, государственной и региональной научно-технической, экономической, социальной, образовательной и культурной политики.

Решению этих задач и должна содействовать социальная информатика как наука. Она должна стать научной базой формирующегося глобального информационного общества, которое многие ученые рассматривают как новую, более высокую стадию развития цивилизации [3].

 

Объект и предмет исследований социальной информатики. Социальная информатика формируется на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных необходимостью формирования научной базы постиндустриальной цивилизации — информационного общества. В работах специалистов Института проблем информатики РАН, которые опубликованы еще в начале 90-х годов минувшего века [4], обоснована правомерность выделения социальной информатики в качестве самостоятельной научной дисциплины. Критериями здесь являются наличие собственного объекта и предмета исследований, а также характерной для данной дисциплины методологии их проведения.

Объектом исследования социальной информатики являются проявления информационной реальности в социальной сфере общества. Иными словами, эта дисциплина изучает совокупность всех видов информационных ресурсов, процессов, технологий, систем и коммуникаций, которые имеют социальную значимость для жизнеобеспечения и развития общества.

Предметом исследований являются свойства и закономерности информационных ресурсов, процессов, технологий, систем и коммуникаций в социальной сфере. При этом особо важным является комплексное изучение процесса информатизации общества, его воздействия на социальные структуры, а также на роль и положение в обществе самого человека. Анализ показал, что это воздействие является двухсторонним, т.е. социальные структуры общества и отношение людей к процессу информатизации, в свою очередь, оказывают существенное воздействие на характер и темпы развития этого процесса [5].

По мнению А.Д. Урсула, одной из фундаментальных проблем социальной информатики является проблема согласованного развития общества и процесса его глобальной информатизации. Эта проблема является в настоящее время особенно важной, так как она самым тесным образом связана с проблемой преодоления кризиса цивилизации и ее перехода на путь устойчивого и безопасного развития на основе «овладения информацией» (термин академика Н.Н. Моисеева), использования новых знаний и информационных технологий.

Поэтому приоритетными задачами исследований в этой области следует считать выявление и анализ возможностей человека и общества эффективно использовать  информационные ресурсы и технологии с учетом новых угроз, которые уже существуют сегодня в связи с глобальной информатизацией общества и могут появиться в будущем.

 Концепции и методы социальной информатики. Проблемы формирования новой среды обитания человека в условиях становления информационного общества настолько значимы, что должны систематически изучаться различными научными дисциплинами. В их числе необходимо в первую очередь выделить культурологию, социологию, экономику и политологию, а также психологию и педагогику.

Принципиальное отличие в подходе к изучению этих проблем в рамках социальной информатики состоит в том, что используется основная научная гипотеза информатики. Ее суть в том, что окружающий нас мир обладает свойством информационного единства, и поэтому закономерности проявления информации как всеобщего свойства материи в природе и обществе должны иметь общую первооснову [6].

Научной базой для развития социальной информатики являются достижения в области философии информации и теоретической информатики, которая сегодня рассматривается в России как фундаментальная наука, приобретающая все большее междисциплинарное и мировоззренческое значение [7].

Что же касается собственной научной методологии социальной информатики, то она находится в стадии формирования. Важным отличительным свойством этой мето­дологии является использование совокупности различных методов научного подхода к проблемам анализа и синтеза изучаемых проблем и процессов. Основными из них являются информационный, системный и коэволюционный подходы, а также подходы социальных отраслей знания. Какого-то особого, отличного от других, метода в социальной информатике пока нет, но определенной спецификой обладает комплекс используемых в этой науке методов, который в дальнейшем может стать ее методологической системой.

Информационный подход. Сущность информационного подхода заключается в том, что при изучении некоторого процесса или явления в первую очередь выделяются его информационные аспекты [8]. Опыт показал, что это позволяет увидеть многие, казалось бы, привычные и хорошо знакомые нам процессы и явления в совершенно новом свете, раскрыть их информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной того или иного направления раз­вития этих процессов.

Коэволюционный подход к проблемам социальной информатики  заключается в необходимости учета неразрывного единства и взаимовлияния процессов развития общества и его информатизации, их коэволюции. Этот подход нашел свое отражение в Окинавской Хартии глобального информационного общества, которую некоторые специалисты называют «Международной конституцией» информационного общества.

 Социальный подход состоит в том, что исследования, ориентируются, главным образом, на социальные аспекты процесса информатизации, его гуманистическую направленность. Сюда, в первую очередь, относятся проблемы становления и развития информационного общества, новые возможности и проблемы его демократизации, обеспечения информационной свободы и информационной безопасности человека и общества в целом.

Методологический аппарат социальной информатики, помимо указан­ных выше подходов, включает в себя методы информационного моделирования изучаемых процессов, а также традиционные методы мониторинга и прогнозирования. Следует ожидать, что состав и мощность методологического аппа­рата этой науки будут активно развиваться по мере расширения и углубления ее предметной области и появления необхо­димости в решении новых задач, выдвигаемых практикой разви­тия информационного общества.

2. Структура предметной области социальной информатики

Структура предметной области социальной информатики как научной дисциплины, была определена в России еще в начале 90-х годов минувшего века [9]. Ее обсуждение проводилось на ряде научных форумов. Наиболее значимым стал II-й Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.).

В Национальном докладе России на этом Конгрессе раздел «Социальная информатика» был выделен в качестве одного из четырех основных разделов нового курса «Фундаментальные основы информатики», который был рекомендован в итоговых документах Конгресса для перспективной системы образования [10].

В современной структуре предметной области социальной информатики выделены следующие основные направления исследований:

  • Изучение общих закономерностей процесса информатизации общества.
  • Исследования информационных ресурсов общества (их видов, свойств, структуры и топологии). Изучение потребностей общества в информационных ресурсах для достижения целей общественного развития.
  • Исследования информационного потенциала общества, определяющего его возможности по формированию и эффективному использованию информации как стратегического ресурса развития. Сюда относятся проблемы, связанные с формированием информационной инфраструктуры и информационной среды общества, создания и функционирования центров генерации, хранения и распространения информационных ресурсов, а также развития инструментальных средств и технологий, обеспечивающих активизацию и эффективное использование информационных ресурсов.
  • Исследования проблем формирования глобального информационного общества, закономерностей и особенностей его становления и перспектив развития. Сюда входят проблемы информационной экономики, изменения структуры занятости населения, а также проблема информационной демократии, в которой особо важны доступность информации и ее достоверность, как важнейшие условия практической реализации людьми своих гражданских прав и свобод. Существенное значение для решения этих проблем имеет развитие интеллектуального потенциала общества, т.е. его способности продуцировать и усваивать новые знания, а также развитие информационной культуры, характеризующей возможности адаптации общества к новой информационной среде обитания человека.
  • Комплексное изучение проблем человека в информационном обществе. Здесь должны изучаться новые возможности и проблемы развития личности в информационном обществе, образования и воспитания человека, развития его творческих способностей на основе достижений информатики и креативных информационных технологий. Актуальными являются также проблемы информационной свободы и информационной безопасности человека, преодоления им технологического и лингвистического барьеров, возникающих в новом информационном пространстве.

Практика показала, что приведенная выше структура проблемной области оказалась достаточно удачной, а перечисленные проблемы, составляющие эту область, до сих пор продолжают оставаться важными и актуальными. Об этом, в частности свидетельствует большое количество ссылок на публикации российских ученых. Так, количество ссылок на монографии по социальной информатике [11] в базе данных Google Scholar превысило 250 и продолжает расти.

3. Особенности изучения проблем социальной информатики в России и других странах

Украинская научная школа информатики и ее социальные аспекты. Украинские специалисты в области информатики всегда уделяли повышенное внимание социально значимым аспектам ее развития. Достаточно указать на концепцию «безбумажной информатики» академика В.М. Глушкова [12], которая была ориентирована на информатизацию документооборота в системах организационного управления.

В своих работах по теоретической информатике украинские специалисты подчеркивают принципиальную важность социальных аспектов использования достижений этой науки. Так, например, в работе [13] указано: «…мы связываем информатику с закономерностями движения и переработки информации в общественной среде, с общими принципами построения и функционирования информационных систем социальной природы, использующих информацию в виде человеческих знаний. Иными словами, речь идет в данной работе о социальной информатике».

И далее: «Таким образом, информатика на сегодня предстает перед нами в качестве самостоятельной науки, изучающей информационные процессы и системы, относящиеся к области социальной практики. Один из главных моментов в понимании теоретической информатики, смысла ее основных категорий и практической важности состоит в следующем: эта наука открывает ресурсы перспективного социально-экономического развития, сложной, качественно более совершенной организации жизни и деятельности общества, перехода на новый виток эволюции современной цивилизации – к информационному обществу».

Социальная информатика в странах Запада. Изучение проблем социальной информатики в странах Запада началось несколько позднее, чем в России. Так, например, с 1996 года  термин «социальная информатика» стал использоваться в ходе общественных дискуссий по проблемам социальных последствий компьютеризации и использования информационных систем в социуме. В создании этого направления в США приняли участие такие американские ученые, как П. Агр, А. Бишоп, Р. Клинг, С. Сойер и другие.

Однако, даже в таких крупных университетах США, как Стэндфордский университет, социальная информатика в те годы необходимого развития не получила [14], что представляется довольно странным, учитывая большую практическую значимость этого направления информатики.

В других же университетах такие исследования были развернуты. Так, в Университете штата Индиана был создан Центр Социальной информатики, который провел комплекс исследований по программе: «Информационные технологии и социальные изменения». Аналогичные исследования проводятся и в Великобритании (Университет Уэлса), а в Университете г. Квебек (Канада) даже создан факультет социальной информатики. Заметим, что первый такой факультет был ранее создан в России в составе Московского социального университета.

Социальные проблемы становления глобального информационного общества в настоящее время привлекают к себе внимание и общественных международных научных организаций. Одной из них является Международное общество по изучению информации (ISIS), имеющее свою штаб-квартиру в Австрии и объединяющее ученых из 20 стран мира. В июле 2015 г. это общество провело в Вене крупную международную конференцию, посвященную выработке концепции дальнейшего развития глобального информационного общества. Материалы и рекомендации этой конференции публикуются в международном журнале «Information» и активно обсуждаются в сети Интернет.

 Изучение проблем социальной информатики в Китае. Лидером в области изучения проблем социальной информатики в Китае является Хуаджонгский государственный университет науки и технологий (Провинция Ухань), где в 2006 г. был создан Институт социальной информационной науки, который возглавил вице-президент этого университета профессор Ouyang Kun.

Уже в 2007 г. этот Институт провел в Китае первую национальную конференцию по проблемам социальной информатики, а в настоящее время продолжает исследования в этом направлении, используя при этом и результаты специалистов ИПИ РАН, с которыми он поддерживает научное сотрудничество.

Результатами этого сотрудничества стали:

— участие специалистов ИПИ РАН в работе IV Международной конференции по фундаментальным основам информационной науки (FIS-2010) в Пекине, на которой был сделан пленарный доклад по проблемам социальной информатики [15];

— участие китайских ученых в аналогичной конференции (FIS-2013) в Москве;

— публикация статей и монографий ученых ИПИ РАН в Китае.

Следует отметить, что китайские специалисты признают лидерство ученых ИПИ РАН как в области изучения социальных аспектов информатики, так и ее философских и научно-методологических оснований. Они охотно публикуют наши работы на китайском языке [16] и предлагают проведение совместных исследований.

4. Социальная информатика как образовательная дисциплина

Социальная информатика и научное мировоззрение. Комплексное изучение процессов информатизации общества и возникающей при этом новой информационной реальности методами социальной информатики является исключительно важным не только с прагматической точки зрения, но также и в гуманитарном аспекте, так как содействует формированию современного научного мировоззрения. В условиях становления информационного общества существенным образом изменяются привычные стереотипы поведения людей, а также и их традиционные представления о пространстве и времени, богатстве и бедности, равенстве и неравенстве, свободе и ответственности, качестве жизни [17].

Исследования показывают, что качество жизни в значительной степени определяется доступностью необходимой человеку информации и информационных коммуникаций, а также уровнем потребления информационных продуктов и услуг [18]. Поэтому  появились и все более широко используются такие понятия, как информационное неравенство, информационная бедность, информационная культура личности, электронное правительство и многие другие.

Быстро развивается информационный сектор экономики. В ряде стран, например в Индии, он становится одним из важнейших источников экспорта продукции и создания новых рабочих мест.  Во многих странах, в том числе и в России, получают развитие системы открытого образования, основанные на использовании цифровых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения.

Становление «умного образования» (Smart education), интенсивно развиваемого в странах Запада, предполагает перенос образовательного процесса преимущественно в электронную среду, обеспечивающую эффективное обучение с использованием цифрового контента, находящегося в свободном доступе [19]. Такой подход делает обучение доступным везде и всегда, объединяя учебные заведения и профессорско-преподавательский состав для реализации совместной образовательной деятельности в сети Интернет (являющейся одним из основных источников знаний для студентов). Это так называемое «гибкое обучение» на базе общих технологий, стандартов и соглашений.

Информационная безопасность  также становится одним из важнейших условий обеспечения национальной и международной безопасности, личной безопасности каждого человека [20]. Охвативший многие страны глобальный финансово-экономический кризис является здесь очень наглядным примером.

На современном этапе формирования общества, основанного на знаниях, начинает осознаваться стратегическая важность развития лингвистической и филологической культуры личности и общества [21]. Ведь язык – это не только средство общения, но также и средство познания, это «пространство мысли», необходимое для информационного моделирования окружающего мира в сознании человека.

 Актуальность информационной ориентации системы образования. Социальная информатика активно развивается в России уже более 25 лет. В настоящее время – это один из важных разделов информатики, являющийся научной базой для формирования информационного общества, а также для изучения новых возможностей и новых проблем человека в условиях становления принципиально новой информационной среды его жизни и профессиональной деятельности.   Многие проблемы социальной информатики уже изучаются в средней и высшей школе России, а также в системе подготовки научных кадров и повышения квалификации дипломированных специалистов. Однако перед системой образования сегодня встает новая актуальная проблема – своевременно подготовить миллионы граждан и, в особенности, новое поколение, к жизни и профессиональной деятельности в условиях глобального информационного общества [22].

Анализ показывает, что для решения этой проблемы необходима существенно большая, чем это имеет место сегодня, информационная ориентация содержания системы образования. Конструктивным решением здесь может явиться широкое внедрение в систему образования общеобразовательной дисциплины «Социальная информатика», имеющей своей целью обеспечить формирование у людей новых знаний и умений, которые потребуются им в высокоавтоматизированной информационной среде обитания.

Опыт изучения курса социальной информатики в России. Россия является мировым лидером в области изучения проблем социальной информатики в системе образования. Достаточно указать, что этот процесс начался в России еще в конце 80-х годов прошлого века, когда начала осознаваться социальная значимость процесса информатизации общества. В этот период в ряде российских вузов стали создаваться специализированные кафедры социальной информатики, а в 1990 г. был создан Институт социальной информатики в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Его директором стал доктор философских наук, профессор А.Д.Урсул. К сожалению, этот Институт просуществовал  недолго из-за последующих социальных трансформаций в нашей стране после распада СССР.

Была также создана и российская Ассоциация кафедр социальной информатики, которая продолжает свою работу до настоящего времени. Ее руководителем был избран доктор социологических наук, профессор Б.А. Суслаков.

В середине 90-х годов минувшего века в Московском государственном социальном университете (ныне Российский государственный социальный университет) по инициативе Института проблем информатики РАН был создан первый в мире факультет социальной информатики. Он достаточно успешно функционировал в течение пяти лет и подготовил значительное количество специалистов с квалификацией социолог-информатик. Автор настоящей работы поставил и прочел на этом факультете инновационный курс «Философия и история образования» [23], в котором была показана важность изучения информационных аспектов развития цивилизации.

Опыт образовательной деятельности данного факультета докладывался  российскими учеными на II-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [24], получил одобрение участников этого Конгресса и до сих пор успешно используется в ряде образовательных учреждений высшей школы России.

Методическое обеспечение учебного курса. Первая экспериментальная программа учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования, в которой были учтены рекомендации Конгресса ЮНЕСКО, была разработана в 1997 году в Институте проблем информатики РАН при активном содействии Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (директор Института – академик РАО В.Г. Кинелев).  За последующие годы эта программа была развита до уровня полноценной Базовой модульной программы, которая представлена в сети Интернет и хорошо известна специалистам, работающим в сфере образования [25].

В соответствие с содержанием этой программы было разработано и учебное пособие по курсу «Социальная информатика» для системы высшего образования [26].

5. Перспективы развития социальной информатики

Проблематика социальной информатики не ограничивается только проблемами информатизации и становления информационного общества. Ведь многие социально значимые проявления феномена информации не обязательно связаны с процессами информатизации общества, а социальная информатика должна изучать также и эти проявления информационной реальности. Поэтому к числу наиболее перспективных направлений дальнейшего развития социальной информатики можно отнести следующие:

  • Системные исследования проблем становления глобального информационного общества, основанного на знаниях, и связанных с этим задач науки, экономики, образования и культуры.
  • Комплексное изучение проблем формирования электронных информационных ресурсов, методов их сохранения и эффективного использования в различных сферах жизнедеятельности общества.
  • Изучение новых возможностей для развития человека в информационном обществе, включая его интеллект, творческие способности и моральные качества.
  • Исследование гуманитарных проблем информационной безопасности, включая такие проблемы, как информационное неравенство, информационная преступность, киберболезни, манипуляция сознанием, виртуализация общества, а также противоборство в информационной сфере и информационные войны.

 Некоторые из этих проблем уже изучаются современной наукой [27]. Эти исследования, безусловно, получат свое дальнейшее развитие и в будущем.

Информационная  среда  обитания человека сегодня  развивается  так  стремительно,  что  можно  уже в ближайшие годы ожидать  радикальных  изменений  во  всех  сферах  жизнедеятельности  общества. По имеющимся прогнозам, условия  жизни  и  деятельности  людей  в  развитых   странах  через  два  десятилетия будут так же   отличаться  от  современных  условий,  как наши времена  отличаются,   от  эпохи  времен  Ивана Грозного.

Причем,  эти  изменения  произойдут  не  только  в  научно-технической,  экономической  и информационной областях,  но  также  и  в  сферах культуры,  искусства, в условиях  быта и  отдыха  людей.  Получит  развитие  новая,  уже  активно формирующаяся информационная  культура  общества.  Возникнут новые  виды  искусств,  новая  медицина и новые виды  коммуникаций  между людьми,  основой  которых станут информационно-телекоммуникационные системы, информационные сервисы и дружественные интерфейсы.

Другими словами,  на нашей  планете  возникает  и  станет  все  более  широко распространяться  новая  среда  обитания,  которую  все чаще называют информационным киберпространством. Воздействие  киберпространства  на человека и способы адаптации  людей в этом пространстве  порождают новые проблемы для фундаментальной  науки  и    системы  образования.

Что же  касается  изменения  социальных  аспектов  развития  общества,  то  здесь  следует ожидать  не  только  позитивных  результатов, но и возникновения   новых  глобальных проблем.  Одной  из  них является  проблема усиливающегося информационного неравенства людей, стран и регионов в новой  высокоавтоматизированной  информационной  среде.  Уменьшить социальную остроту  этой  проблемы должна    система  образования, информационная ориентация  которой  должна быть  существенным  образом усилена. При этом информатизация    образования  должна  быть  переведена   из  инструментально-технологической  плоскости  в  содержательную. Ее главной   целью   должно  стать  формирование  у  людей  информационного мировоззрения и новой информационной культуры [28].

Поэтому комплексное изучение проблем социальной информатики, не только в академической науке, но и в системе образования, является сегодня исключительно актуальной и социально значимой проблемой. Ее решение требует совместных усилий мирового научно-образовательного сообщества и, конечно же, соответствующей модернизации системы образования и подготовки научных и педагогических кадров.

 Социальная информатика как область науки с интенсивным использованием данных. Социальная информатика изучает информационные процессы в обществе, которые под воздействием информатизации становятся все более интенсивными. Достаточно указать, что количество пользователей Интернет уже превышает 3 млрд. человек, а по прогнозам ООН, мировой уровень проникновения интернет-технологий к 2020 году достигнет 62%. Динамика этого процесса такова, что в 2017 году этот уровень превысит 50%, т.е. можно будет говорить о наступлении эпохи глобального информационного общества, что ранее прогнозировалось в середине XXI века.

К сожалению, сегодня этот глобальный социально-технологический феномен еще недостаточно осознан и не находит своего отражения ни в программах научных исследований, ни в системе образования. В то же время анализ показывает, что в глобальном информационном обществе открываются принципиально новые возможности для научного анализа и прогноза многих социальных процессов, т.е. для изучения динамики самого общества с использованием средств и методов социальной информатики. Достаточно указать на возможность использования для этих целей данных об информационных коммуникациях в социальных сетях, которые представляют собой новую область жизнедеятельности миллионов людей.

Анализ потоков информации в сети Интернет уже сегодня позволяет производить крупномасштабные социологические исследования, не прибегая к традиционным методам социологических опросов. Причем, по мере дальнейшего увеличения количества пользователей этой сети, результаты исследований будут становиться все более достоверными.

Кроме того, за последние десятилетия сформированы массивные коллекции данных о различных направлениях жизнедеятельности общества. Характерным примером здесь могут служить коллекции данных о различных аспектах деятельности в сфере культуры, полученные в результате выполнения европейского проекта «Обсерватория культуры». Они содержат сведения о тематике различных мероприятий в области культуры: кинофестивалей, театральных постановок, эстрадных концертов и т.п. Анализ этой информации необходим для того, чтобы получить адекватные представления об основных тенденциях развития современной культуры, которая, по оценкам многих специалистов, находится в состоянии системного кризиса, а его дальнейшее развитие представляет собой угрозу для глобальной безопасности [29].

Однако для этого необходимо обеспечить соответствующую ориентацию средств и методов социальной информатики, а также подготовить необходимые кадры для работы с интенсивными потоками информации и массивными коллекциями данных. Это именно тот случай, когда количество переходит в качество, т.е. мы имеем дело с принципиально новой проблемой интенсивного использования данных большого объема, которая уже получила название Big Data.

 Социальная информатика и ее междисциплинарные приложения. Для решения перечисленных выше задач анализа  данных большого объема, необходимо проведение междисциплинарных исследований и разработок. При этом нам представляется необходимым обеспечить опережающее развитие средств и методов информатики для семантического поиска и анализа текстов в многоязычных коллекциях данных социальной и культурологической информации. Эта задача становится приоритетным направлением развития социальной информатики на ближайшие десятилетия [30].

В то же время, необходимо указать, что сами исследования общества и его культуры с использованием средств и методов информатики – это задачи других научных дисциплин, которые уже формируются в настоящее время и которые можно назвать, соответственно, информационной социологией и информационной культурологией.

Заключение

Проведенные исследования показали, что глобальная информатизация является одной из доминирующих тенденций  социально-экономического, научно-технического и культурного развития общества в XXI веке, а уровень информационного развития страны в значительной степени определяет качество жизни населения, развитие науки, образования и культуры, международный рейтинг страны в мировом сообществе, ее национальную безопасность.

Анализ современной геополитической ситуации и тенденций ее дальнейшего развития  показывает [31], что в ближайшие годы приоритетными задачами обеспечения национальной и глобальной безопасности станут кибербезопасность, а также  гуманитарные аспекты информационной безопасности, обусловленные целенаправленной деформацией общественного сознания с использованием средств массовой информации и социальных сетей в Интернет [32].

Эти угрозы нашли свое отражение в новой Военной доктрине России [33], в Стратегии кибербезопасности США и, безусловно, будут включены в текст новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, которая должна быть принята в 2016 году.

Для эффективного противодействия этим угрозам необходимо активно развивать новое направление культуры общества – культуру информационной безопасности. Такую задачу Совет Безопасности РФ поставил еще в конце 2013 года, однако действенных мер по ее решению пока не принято.

Поэтому важно, чтобы данная стратегически важная задача нашла свое отражение в Стратегии государственной культурной политики России, которая в настоящее время разрабатывается в соответствие с поручением Президента РФ.

 

1. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. — М., АОН при ЦК КПСС, 1990. – 189 с.

2. Соколов А.В. Информационный подход к документальной информации. –Л.: ЛГИК, 1988. — 85 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2001. – 606 с.

Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. //Открытое образование, 2005, № 3. – С. 63-72.

Колин К.К. Информатизация общества и глобализация. – Красноярск, Изд-во СФУ, 2011. —   52 с.

4. Колин К.К. О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика». // Сб. н. тр. «Социальная информатика», — М.: Высшая комсомольская школа при ЦК КПСС, 1990. – С. 19-33.

Урсул А.Д. Информатизация общества и социальная информатика. / Сб. н. тр. «Социальная информатика», — М.: Высшая комсомольская школа при ЦК КПСС, 1990. – С. 3-12.

Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики. Сб. н. тр. «Социальная информатика-93»,   — М.: Институт молодежи, 1993. –С. 5-18.

Колин К.К. Социальная информатика – научная база постиндустриального общества. /Сб. н. тр. «Социальная информатика-94». — М.: Институт молодежи, 1994. – С. 4-23.

Колин К.К. Социальная информатика ‑ новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика». //Системы и средства информатики, — М.: Наука, 1995. Вып. 7. – С. 20-37.

Колин К.К. Наука для будущего: Социальная информатика. //Информационные ресурсы России, № 3, 1995. – С. 8-15.

5. Колин К.К. Информатизация общества и глобализация. – Красноярск, Изд-во СФУ, 2011. —   52 с.

6. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. /Сб.н.тр. Системы и средства информатики. Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики.  – М.: ИПИ РАН, 2006. – С. 7-57.

7. Колин К.К. Философские проблемы информатики. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. – 264 с.

8. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод познания.  // Межотраслевая информационная служба, 1998, № 1. – С. 3-17.

9. Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики. Сб. н. тр. «Социальная информатика-93»,      — М.: Институт молодежи, 1993. –С. 5-18.

Колин К.К. Социальная информатика – научная база постиндустриального общества. /Сб. н. тр. «Социальная информатика-94». — М.: Институт молодежи, 1994. – С. 4-23.

Колин К.К. Социальная информатика ‑ новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика». //Системы и средства информатики, — М.: Наука, 1995. Вып. 7. – С. 20-37.

10. Политика в сфере образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. 2-й Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996).

11. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов.  – М.: Академический Проект, 2000. – 350 с.

Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.  – М.: Академический Проект, 2003.   – 432 с.

12. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. — М.: Наука, 1987. – 552 с.

13. Каныгин Ю.М., Калитич Г.И. Основы теоретической информатики. – Киев: Наукова думка, 1990. – 232 с.

14. Колин К.К. Опыт изучения проблем информатики в Стэндфорском университете. //Открытое образование, 2007, № 2. – С. 52-63.

15. Kolin K. Social Informatics today and tomorrow: status, problems and prospects of development of complex lines in the field of Science and Eeducation. // TripleC- Cognition, Communication, Co-operation. International Peer Reviewed Open Accses Journal for a Global Sustainable Information Society. 2011,V9, № 2. Pp. 460-465.

16. Konstantin Kolin. Philosophical problems in Informatics Science. – Beijing. China Social Sciences Press, 2012. – 288 pp. (на китайском яз).

17. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. /Сб.н.тр. «Глобализация: синергетический подход». – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С. 323- 334.

18. Колин К.К. Качество жизни в информационном обществе. //Человек и труд, 2010, № 1.              – С. 39-43.

19. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. //Открытое образование, 2007, № 5. – С. 40-46.

20. Соколов И.А., Колин К.К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности. // Информационное общество — 2009, № 4-5. — С. 98-106.

21. Колин К.К. Информационное пространство культуры: проблема многоязычия в информационном обществе. //Вестник КемГУКИ, 2011, №15. – С. 8-17.

22. Колин К.К. Модернизация России и стратегические приоритеты образования. / Модернизация России: информационный, экономический, политический и социокультурный аспекты. / Сб. науч. статей. – М.: Изд-во МосГУ, 2012. – С. 3-16.

23. Колин К.К. Философия и история образования. Учебно-методические материалы. – М.: Изд-во МГСУ,2003. – 48 с.

24. Колин К.К., Соколова И.В., Суслаков Б.А. Опыт изучения проблем социальной информатики в системе образования России. Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.).

25. Колин К.К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. – М.: ИПИ РАН, 2001. – 79 с.

26. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов.  – М.: Академический Проект, 2000. – 350 с.

Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.  – М.: Академический Проект, 2003.   – 432 с.

27. Кошкин Р.П. Культура в системе национальной и глобальной безопасности. //Стратегические приоритеты, 2014, № 3. – С. 3-5.

Колин К.К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы. //Стратегические приоритеты, 2014, № 3. – С. 6-27.

Дашкевич В.С. Великое культурное одичание:Арт-анализ. -М.:Russian Chees House, 2013.-720 с.

Роговский Е.А. Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции. – М.:Межд. отношения, 2014. – 848 с.

Колин К.К. Гуманитарные аспекты проблем национальной и международной безопасности.     //Стратегические приоритеты, 2015, № 1 (5). – С. 84-92.

28. Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культурология: предмет и задачи нового научного направления. — Saarbrucken, Germany.  LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 249 pp.

Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. – М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. – 300 с.

29. Кошкин Р.П. Культура в системе национальной и глобальной безопасности. //Стратегические приоритеты, 2014, № 3. – С. 3-5.

Колин К.К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы. //Стратегические приоритеты, 2014, № 3. – С. 6-27.

Дашкевич В.С. Великое культурное одичание:Арт-анализ. -М.:Russian Chees House, 2013.-720 с.

30. Колин К.К., Хорошилов А.А. Проблема многоязычия в информационном обществе и новые интеллектуальные переводческие технологии. //Информационное общество, 2012, № 2. – С. 62-67.

31. Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. — М.: Стратегические приоритеты, 2015. – 300 с.

32. Колин К.К. Гуманитарные аспекты проблем национальной и международной безопасности.     //Стратегические приоритеты, 2015, № 1 (5). – С. 84-92.

33. Колин К.К. Новая военная доктрина и гуманитарные приоритеты национальной безопасности России  //Стратегические приоритеты, 2015, № 1. – С. 30-47.