Показано значение качества образования и человеческого капитала в условиях становления информационного общества. Проведён анализ отдельных результатов реформы и общего состояния системы среднего образования. Показано, что ситуация в этой области принимает характер модельного кризиса образования, указаны основные причины и его последствия. Обоснована важность фундаментальных законов передачи и естественного понимания информации для получения глубоких и прочных знаний, реализации принципов «Педагогики сотрудничества». Описаны главные преимущества педагогической системы В. Ф. Шаталова и методики советских педагогов-новаторов в условиях информационного общества. Приведён алгоритм создания и направления развития собственной цифровой образовательной среды школы Шаталова В. Ф. и её основных элементов. Показаны пути применения и распространения системы В. Ф. Шаталова и других новаторских методик обучения в системе образования.